ДИСКУРСИВНЫЕ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ УГНЕТЕННЫХ В АНТИУТОПИИ МАРГАРЕТ ЭТВУД «РАССКАЗ СЛУЖАНКИ»

Андрей Владимирович Мальцев

Аннотация


В статье анализируются дискурсивные политики противостояния тоталитарному обществу в антиутопии М. Этвуд «Рассказ служанки»: когнитивные, эмоциональные, аффективные и речевые средства борьбы с запретами, призванными всецело поработить фертильных женщин. В условиях полномасштабного контроля и кровавых расправ за неповиновение все еще существует возможность сохранения ментальной свободы, важной для женщин, скрытно борющихся за свою личностную идентичность. В работе выделены несколько групп запретов и способов противостояния им, согласно которым исследуется антиутопическая проблематика романа. В основе антиутопической меры произведения заложена идея противостояния режиму. Данный роман 1985 года издания знаменателен тем, что скрытая борьба ведется не за материальную свободу (в условиях этой диктатуры подобное невозможно), но за свободу идеальную — ментальную. Статья подробно рассматривает то, как служанки воспринимают себя, других, свое тело, пространство вокруг с его предметной составляющей, как посредством называния, коммуникативных особенностей и наррации, которая заложена в самой форме романа, что создает исповедальный жанровый регистр, общество «неженщин» борется за сохранение своего прошлого опыта, вместе с тем связывая его с травматическим опытом настоящего. Как феноменологическое восприятие пространства и окружающей действительности позволяет служанкам «записать» в своей голове подробный отчет об ужасающей действительности и почему эта хронология важна для тех, кто осознает, что «записанная» история вряд ли будет услышана. Подобное раскрытие проблематики антиутопии требует привлечения целого ряда междисциплинарных методов внутри психоаналитических, феноменологических, нарративных, телесных и когнитивных исследований в литературе.

Ключевые слова:Маргарет Этвуд, антиутопия, формы дискурсивной борьбы за права человека, объективация, субъективация, номинация, утверждение своего Я, коммуникативные и нарративные средства противостояния.

 


Литература


Мазин В.А. Стадия зеркала Жана Лакана / сер. «Лакановские тетради». — СПб.: Алетейя, 2005. — 160 с.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с французского под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. — СПб.: Наука, 1999. — 372 с.

Этвуд М. Рассказ служанки / Пер. Грызуновой А.Б., сер. Pocket book. — М.: Эксмо-Пресс, 2017. — 352 с.

Atwood M. The Handmaid’s Tale / Series ed. Ellen Seligman. — Toronto: McClelland & Stewart, 1985. — 237 p.

Dodson D.J. We Lived in the Blank White Spaces: Rewriting the Paradigm of Denial in Atwood's The Handmaid's Tale // Utopian Studies, Vol. 8, No. 2. — University Park: Penn State University Press, 1997. — P. 66‒86.

Garlick B. The Handmaid’s Tale: Narrative Voice and the Primacy of the Tale // Twentieth-Century Fantasists: Essays on Culture, Society and Belief in Twentieth Century Mythopoeic Literature / ed. Kath Filmer and David Jasper. — New York: St. Martin’s Press, 1992. — P. 161‒171.

Malak A. Margaret Atwood’s The Handmaid’s Tale and the Dystopian Tradition // Canadian Literature, No. 112. — Vancouver: University of British Columbia, 1987. — P. 9‒16.

Stillman P.G., Johnson A.S. Identity, Complicity, and Resistance in The Handmaid’s Tale // Utopian Studies, Vol. 5, No. 2. — University Park: Penn State University Press, 1994. — P. 70‒86.

Wagner-Lawlor J. From Irony to Affiliation in Margaret Atwood’s The Handmaid’s Tale // Critique, Vol. 45, No. 1. — Glasgow: Routledge, 2003. — P. 83‒96.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Андрей Владимирович Мальцев


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.