«НОЧЬ» ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ: МЕТОДОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА

Денис Владимирович Адлерберг, Владислав Павлович Городецкий, Марина Алексеевна Зенина, Оксана Сергеевна Мирошниченко, Вера Алексеевна Самойлова, Галина Дмитриевна Тимошенко

Аннотация


Аннотация. Статья обращена к эффективной практике включения практического этапа интерпретации текста в качестве итога обучения по курсу «Методология отечественного литературоведения», традицион-
но имеющего пассивный формат монографического изучения трудов крупнейших представителей отечественной филологической науки. Активный и интерактивный этап обучения предполагает обсуждение избранного текста с разных методологических перспектив, предложенных в отечественном литературоведении, в формате круглого стола. Таким образом обсуждение текста группой студентов дополняется использованием разного теоретического инструментария и оценкой его функциональности. В западном литературоведении аналогом подобной практики в формате научно-методического сопровождения интерпретации становится кейсовый подход. При сближении базовых методологических принципов в России и за рубежом (формальный анализ текста) очевидно предпочтение разных методологических прививок при трактовке текста. Культурные исследования в их разнообразных комбинациях с текстовой аналитикой на Западе в России уступают место концепциям, предложенным в трудах Фрейденберг, Проппа, Топорова, Шкловского, Бахтина, Лотмана и др. В качестве объекта интерпретации выступил рассказ Татьяны Толстой «Ночь», в котором образная система, мифологическая картина мира и сюжет инициации были рассмотрены с опорой на труды отечественных филологов.

Ключевые слова: Татьяна Толстая, «Ночь», интерпретация, мифопоэтика, кейс в литературоведении (case studies).

DOI 10.23683/2415-8852-2017-3-156-173

 

Цитировать:

Адлерберг Д.В., Городецкий В.П., Зенина М.А., Мирошниченко О.С., Самойлова В.А., Тимошенко Г.Д. «Ночь» Татьяны Толстой: методология отечественного литературоведения в практике интерпретации текста // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 3. С. 156‒173.


Полный текст:

PDF

Литература


Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

Беневоленская, Н.П. Принцип двоемирия в художественных и публицистических Текстах Татьяны Толстой. // Вестник Санкт-петербургского университета. Литературоведение. Сер. 9. 2009. Вып. 2. Ч. 2.

Задорожная, А.С. Пути изучения художественного языка Т. Толстой. Вестник КРСУ. 2013. Том 13. № 9.

Иванова, А.В. Графический словесный ряд в языковой композиции рассказа Татьяны Толстой «Ночь» // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. Материалы Х Международной научной конференции. Чита: Забайкальский государственный университет. 2017.

Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы) / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий // Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Любезная, Е.В. Фольклорные приемы абсурдизации в творчестве Татьяны Толстой // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 13.

Мелетинский, Е.М. Поэтика Мифа. 2-е изд., репринтное. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.

Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград: Изд-во Ленинградского гос-ного ордена Ленина университета, 1946.

Прохорова, Т.Г. Стилевой гротеск Т. Толстой (на материале рассказа «Ночь») // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2006. №3.

Спиридонова, Т.Н. Мифопоэтика романа Т. Толстой Кысь // Культура и текст. 2005. №8.

Толстая, Т.Н. Ночь. Рассказы. М.: Подкова, 2001.

Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс–Культура, 1995.

Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра. M.: Лабиринт, 1997.

Фролова, Т.Г. Рассказы Т.Н. Толстой. К проблеме метафорического стиля. Вестник СПбГУ. 2012. Вып. 2.

Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.

Barker, A. (1988) Are women writing women’s writing in the Soviet Union today? Tolstaya and Grekova. Studies in Comparative Communism, Volume 21, Issue 3–4, 357–364.

Galina, M. (1 October 2016). In the end was the word: Speculative fiction as a stylistic experiment. Russian Studies in Literature, Vol. 52, Issue 3–4, 266–273

Fiałkiewics-Saignes, A. (1 July 2009). Que reste-t-il de l’anti-utopie? Sur la Petite apocalypse (T. Konwicki), Les Particules élémentaires (M. Houellebecq) et Le Slynx (T. Tolstoï). Revue de Litterature Comparee, 329 (1), 71–84.

Kabanova, D. (2010). The animal watches you: Identity “after” history in Tatyana Tolstaya’s the slynx. In Costlow, J., Nelson, A. Other Animals: Beyond the Human in Russian Culture and History. Pittsburgh, Pennsylvania: University of Pittsburgh Press, 219–233

Kelly, C. (2011). A History of Russian Women’s Writing 1820–1992. London: Oxford University Press.

Murfin, R.C. (1993) About the Series. In Walker, N.A. (Ed.) Kate Chopin. The Awakening. Complete authoritative text with biographical and historical contexts, critical history, and essays from five contemporary critical perspectives. Boston & New York: Bedford Books of St Martin’s Press., iii-iv.

References

Bakhtin, M.M. (1986). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of the Word]. Moscow: Iskusstvo.

Barker, A. (1988) Are women writing women’s writing in the Soviet Union today? Tolstaya and Grekova. Studies in Comparative Communism, Volume 21, Issue 3–4, 357–364.

Benevolenskaya, N.P. (2009). Printsip dvoyemiriya v khudozhestvennykh I publitsisticheskikh Tekstakh Tat’yany Tolstoy [The Dualism Principle in Fiction and Publicistic Prose of Tatyana Tolstaya]. Vestnik Sankt-peterburgskogo universiteta [St.Petersburg University Herald], V.2, pt.2.

Fiałkiewics-Saignes, A. (1 July 2009). Que reste-t-il de l’anti-utopie? Sur la Petite apocalypse (T. Konwicki), Les Particules élémentaires (M. Houellebecq) et Le Slynx (T. Tolstoï). Revue de Litterature Comparee, 329 (1), 71–84.

Freidenberg, O.M. (1997). Poetika syuzheta i zhanra [The Poetics of Plot and Genre]. Moscow: Labirint.

Frolova, T.G. (2012). Rasskazy T.N. Tolstoy. K probleme metaforicheskogo stilya [Short Stories by Tatiana Tolstaia. On Metaphorical Style]. Vestnik of Saint Petersburg University, Issue 2.

Galina, M. (1 October 2016). In the end was the word: Speculative fiction as a stylistic experiment. Russian Studies in Literature, Vol. 52, Issue 3–4, 266–273

Ivanova, A.V. (2017). Graficheskiy slovesnyy ryad v yazykovoy kompozitsii rasskaza Tat’yany Tolstoy “Noch” [Visual Literary Raw in Vebal Composition of Tatyana Tolstaya’s Short Story “Night”]. Interpretatsiya teksta: lingvisticheskiy, literaturovedcheskiy i metodicheskiy aspekty [Text Interpretation: Linguistic, Literature Study and Methodological Aspects]. Proceedings of the Х International Science Conference. Chita: Transbaikal State University.

Jung, C.G. (1996). Dusha i mif: shest’ arkhetipov [Soul and Myth: Six Archetypes]. Trans. from English. Kiev: Gosudarstvennaya biblioteka Ukrainy dlya yunoshestva [State Library of the Ukraine for Youth].

Kabanova, D. (2010). The animal watches you: Identity “after” history in Tatyana Tolstaya’s the slynx. In Costlow, J., Nelson, A. Other Animals: Beyond the Human in Russian Culture and History. Pittsburgh, Pennsylvania: University of Pittsburgh Press, 219–233

Kelly, C. (2011). A History of Russian Women’s Writing 1820–1992. London: Oxford University Press.

Leyderman, N.L., Lipovetskiy, M.N. (2001). Sovremennaya russkaya literatura: V 3-kh kn. Kn. 3: V kontse veka (1986–1990-e gody) [Contemporary Russian Literature: In 3 vols. Vol.3: At the End of the Century (1986–1990s)]. Moscow: Editorial URSS.

Lyubeznaya, E.V. (2014). Fol’klornyye priyemy absurdizatsii v tvorchestve Tat’yany Tolstoy [Folklore devices of absurdity in Tatiana Tolstaya’s work]. Concept, special issue 13.Meletinsky, E.M. (1995). Poetika mifa [The Poetics of Myth]. 2nd Ed. Moscow: Vostochnaya Literatura Publishing House.

Murfin, R.C. (1993) About the Series. In Walker, N.A. (Ed.) Kate Chopin. The Awakening. Complete authoritative text with biographical and historical contexts, critical history, and essays from five contemporary critical perspectives. Boston & New York: Bedford Books of St Martin’s Press., iii-iv.

Prokhorova, T.G. (2006). Stilevoy grotesk T. Tolstoy (na materiale rasskaza “Noch”) [Grotesque Style of T. Tolstaya (The Story Night)]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta [Proceedings of Kazan University], 3.

Propp, V.Ya. (1946). Istoricheskiye korni volshebnoy skazki [Historical Roots of the Wonder Tale]. Leningrad: Leningrad State University Publ.

Spiridonova, T.N. (2005). Mifopoetika romana T. Tolstoy Kys’ [Mythopoetics of T.Tolstaya’s Novel “The Slynx”]. Kultura i text, 8.

Tolstaya, T.N. (2001). Noch. Rasskazy [Night. Short Stories]. Moscow: Podkova.

Toporov, V.N. (1995). Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovaniya v oblasti mifopoeticheskogo: Izbrannoye [Myth. Ritual. Symbol. Image. Studies in the Mythopoetic field: selected works]. Moscow: Progress-Kultura.

Zadorozhnaya, A.S. (2013). Puti izucheniya khudozhestvennogo yazyka T. Tolstoy [The Ways of Studying T. Tolstaya’s Poetic Language]. Vestnik KRSU, 13(9).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Денис Владимирович Адлерберг, Владислав Павлович Городецкий, Марина Алексеевна Зенина, Оксана Сергеевна Мирошниченко, Вера Алексеевна Самойлова, Галина Дмитриевна Тимошенко


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.