ОТ «ЛЕШЕГО» К «ДЯДЕ ВАНЕ»: МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В ДВУХ ПЬЕСАХ А.П. ЧЕХОВА
Аннотация
В статье на основе сопоставления двух связанных друг с другом пьес – «Лешего» и «Дяди Вани» – показано основополагающее значение метафоры для стиля Чехова и понимания его произведений. Базовые (исходные для одного текста) метафоры у Чехова продлевают свое действие на протяжении всего текста, обусловливая метафорическую семантику многих единиц и складываясь в метафорические сюжеты. В работе выявляется общее и различное в составе исходных метафор и их развертывании в «Лешем» и «Дяде Ване», демонстрируется движение стиля Чехова ко все большему изяществу и поэтичности, когда метафорическая канва событий пронизывает весь фабульный ряд, обусловливая смысл множества предметно-словесных деталей.
Ключевые слова: А.П. Чехов, «Леший», «Дядя Ваня», метафора, жизнь, смерть, стиль Чехова.
DOI 10.23683/2415-8852-2018-1-15-53
Полный текст:
PDFЛитература
Батюшков, К.Н. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1987.
Белый, А. О писателях // Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 тт. Т. 2. М.: Искусство, 1994. С. 349–449.
Бочаров, С.Г. Чехов и философия// Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 328–343.
Головачева, А.Г. Пушкин, Чехов и другие: поэтика литературного диалога. Симферополь: ДОЛЯ, 2005.
Дворецкий, И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М.: Гос. изд-во нац. и иностр. словарей, 1958. Т. 2.
Зайцева, Т.Б. Художественная антропология А.П. Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор): дис. … докт. филол. наук. Екатеринбург, 2015.
Зализняк, А.А., Левонтина, И.Б, Шмелев, А.Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2012.
Ищук-Фадеева, Н.И. Концепция личности в драматургии. Чехов и Горький [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lSeptember.ru/2003/23/3. htm. (дата обращения: 02.11.2017).
Клейтон, Д. Отсутствие веры (О психологическом строе, символике и поэтике пьесы «Дядя Ваня») // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. С. 159–168.
Лекант, П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М.: Высшая школа,1976.
Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Издание второе, исправленное и дополненное. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979–1981. Т. 1.
Лотман, Ю.М. Пушкин. Очерк творчества // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство– СПБ, 1995. С. 187–211.
Москвин, В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. М.: ЛЕНАНД, 2006.
Москвин, Г.В. Концепты «Смерть», «Сон», «Любовь» в лирике М.Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения 2009. СПб.: Лики России, 2010. С. 90–98.
Паперный, З.С. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982.
Рожанский, Ф.И. Направление движения (типологическое исследование) // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры. 2000. С. 47–55.
Розовский, М.Г. Читаем «Дядю Ваню» (Действие первое) // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. С. 169–201.
Сендерович, С.Я. Фигура сокрытия: Избр. работы. В 2 тт. Т. 2. М.: Языки славянских культур, 2012.
Табачникова, О. От Чехова к Довлатову: «Прославление бесцельности», или поэтика, оказывающая сопротивление тирании // Философия Чехова: Материалы Международной научной конференции (Иркутск, 27 июня – 2 июля 2006) / Под ред. А.С. Собенникова. – Иркутск, 2008. С. 237–254.
Толстая, Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880 – начале 1890-х годов. М.: РГГУ, 2002.
Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 тт. Соч. В 18 тт. М.: Наука, 1974– 1982. Т. 12–13. Письма. В 12 тт. М.: Наука, 1974–1983.
References Batyushkov, К.N. (1987). Stikhotvoreniya [Poems]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.
Belyy, A. (1994). O pisatelyakh [Of writers]. In Belyy A., Kritika. Estetika. Teoriya simvolizma. [Criticism. Aesthetics. Theory of Symbolism] (vols. 1–2), vol. 2. Moscow: Iskusstvo, 349–449.
Bocharov, S.G. (2007). Chekhov i filosofiya [Chekhov and philosophy]. In Bocharov S.G., Filologicheskiye syuzhety [Philological stories]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur, 328–343.
Chekhov, А.P. (1974–1983). Polnoye sobraniye sochineniy i pisem: V 30 t. [Complete collection of works and letters: In 30 vols.]. Works: In 18 vols. Moscow: Nauka, 1974–1982. Vol. 12–13. Letters: In 12 vols. Moscow: Nauka, 1974–1983.
Golovacheva, A.G. (2005). Povesti Ivana Petrovicha Belkina, “pereskazannyye” Antonom Pavlovichem Chekhovym [The Tales of Ivan Petrovich Belkin, “retold” by Anton Pavlovich Chekhov]. In A.G Golovacheva, Pushkin, Chekhov I drugiye: poetika literaturnogo dialoga [Pushkin, Chekhov et alli: Poetics of a literary Dialogue]. Simferopol’: DOLYA.
Dvoretskiy, I. Kh. (1958). Drevnegrecheskorusskiy slovar’ [Old Greek – Russian dictionary] (Vol. 2). Moscow: Gosudarstvennoe izdatelstvo natsionalnykh I inostrannykh slovarey.
Ishchuk-Fadeyeva, N.I. (2003). Kontseptsiya lichnosti v dramaturgii. Chekhov i Gor’kiy [The сoncept of personality in playwrighting. Chekhov and Gor’kiy]. Retrieved from: http:// lit.lSeptember.ru/2003/23/3.htm. (date of access: 02.11.2017).
Clayton, D. (1995). Otsutstviye very (O psikhologicheskom stroye, simvolike i poetike p’yesy “Dyadya Vanya”) [The Absence of faith (About the psychological ways, symbols and poetics of Chekhov’s play “Uncle Vanya”)]. In V.Ya Lakshin (Ed.), Chekhoviana. Melikhovskiye trudy i dni [Chekhoviana. Works and days of Melikhovo]. Moscow: Nauka, 159–168.
Lekant, P.А. (1976). Tipy i formy skazuyemogo v sovremennom russkom yazyke [Types and forms of predicate in contemporary Russian]. Мoscow: Vysshaya shkola.
Lermontov, M.Yu. (1979–1981). Sobraniye sochineniy v chetyrekh tomakh [Collection of works in four vols.]. 2nd issue. Vol. 1. Leningrad: Nauka. Leningradskoye otdeleniye.
Lotman, Yu.M. (1995). Pushkin. Ocherk tvorchestva [Pushkin. An essay on creativeness]. In Yu.M. Lotman, Pushkin. Saint-Petersburg: Iskusstvo–SPB, 187–211.
Moskvin, V.P. (2006). Russkaya metafora: Ocherk semioticheskoy teorii [The russian metaphor: An essay on semiotic theory]. Moscow: LENAND.
Moskvin, G.V. (2010). Kontsepty “Smert’”, “Son”, “Lyubov’” v lirike M.Yu. Lermontova [The concepts “death”, “dream”, “love” in M. Lermontov’s lyric]. In Lermontovskiye chteniya 2009 [Readings on Lermontov in 2009]. Saint-Petersburg: Liki Rossii, 90–98.
Papernyy, Z.S. (1982). “Vopreki vsem pravilam…”: P’yesy i vodevili Chekhova [“Against All Rules…” Plays and vaudevilles by A. Chekhov]. Moscow: Iskusstvo.
Rozovskiy, M.G. (1995). Chitayem “Dyadyu Vanyu” (Deystviye pervoye) [Reading “Uncle Vanya” (Act One)]. In V.Ya. Lakshin (Ed.), Chekhoviana. Melikhovskiye trudy i dni [Chekhoviana. Works and days of Melikhovo]. Moscow: Nauka, 169–201.
Senderovich, S.Ya. (2012). Figura sokrytiya: Izbr. raboty [The figure of concealment. Selected works] (in 2 vols). Vol. 2. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur.
Tabachnikova, O. (2008). Ot Chekhova k Dovlatovu: “Proslavleniye bestsel’nosti”, ili poetika, okazyvayushchaya soprotivleniye tiranii [From Chekhov to Dovlatov: “A message of aimlessness”, or the poetics that opposes tyranny]. In A.S. Sobennikov (Ed.), Filosofiya Chekhova: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Irkutsk, 27 iyunya – 2 iyulya 2006) [Chekhov’s Philosophy: Proceedings of the international scientific conference (Irkutsk, June 27– July 2, 2006)]. Irkutsk, 237–254.
Tolstaya, E. (2002). Poetika razdrazheniya: Chekhov v kontse 1880 – nachale 1890-kh godov. [Poetics of irritation: Chekhov in the end of 1880-s and the beginning of 1890-s]. Moscow: RGGU.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2018 Наталья Марковна Щаренская
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.