О ПЕРФОРМАТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО (ПОСТ)ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА

Елена Игоревна Гордиенко

Аннотация


Аннотация. В статье рассматриваются российские театральные постановки 2010-х гг. «До и после» (реж.
Д. Брусникин), «Донецк. Вторая площадка» (реж. А. Праудин), «Вятлаг» (реж. Б. Павлович), «Дневник крестьянина» (реж. А. Патлай), «Город-герой» (авторы Е. Бондаренко, М. Гацалов, Т. Рахманова), «Дознание» (реж. М. Тычинин), «Неявные воздействия» (комиссар В. Лисовский), которые можно назвать постдокументальными (термин З. Абдуллаевой). В них акцент с содержания документального материала переносится на произнесение его в конкретном месте и времени, собранные интервью с «донором» или дневниковые записи людей прошлого дополняются сегодняшними историями актеров и зрителей. Документом в постдокументальном театре становятся и характеристики интервьюирования, и воспоминания актеров, и реакция зрителей, купивших билет и случайных, на спектакль. Такое расширение понятия документа свидетельствует об освоении документальным театром эстетики перформативности.

Ключевые слова: современный театр, документальный театр, иммерсивный театр, перформативность, вербатим.

DOI 10.23683/2415-8852-2018-1-131-145


Полный текст:

PDF

Литература


Абдуллаева, З. Постдок. Игровое/неигровое. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Арсеньев, П. Театр настоящего времени: Remote x как вымысел действия // Игра. Текст. Культура: Научный сборник / Под ред. А. Гринштейна. Вып. 3. Самара: Лаборатория семиотики культуры Самарской государственной областной академии (Наяновой), 2017. C. 103–114.

Банасюкевич, А. Миг между прошлым и будущим: «До и после» на фестивале Территория [Электронный ресурс] // Ревизор. 28.10.2016. URL: http://www.rewizor.ru/theatre/ reviews/mig-mejdu-proshlym-i-budushchimdo-i-posle-na-festivale-territoriya/ (дата обращения: 20.02.2018).

Болотян, И. «Док» и «Догма»: теория и практика // Театр. 2015. № 19. С. 130–137.

Гоманюк, Н.А. Социологический потенциал вербатим-театра // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства: Збірник наукових праць. Т. 1. Харків: ХНУ ім.В.Н.Каразіна, 2012. С. 69–82.

Гордиенко, Е.И. Спектакли in situ: документальное пространство игры // Шаги / Steps. 2017. Т. 3. № 3. С. 81–96.

До и после. Театр нации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.theatreofnations.ru/ performances/do-i-posle (дата обращения: 24.02.2018).

Лебедева, Е., Гремина, Е. Конструирование социального документа в практике документального театра (театр.doc) // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. № 4. С. 44–54.

Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: ABCdesign, 2013.

Матвиенко, К. Кинофикация театра: история и современность: дис. … канд. иск. СПб., 2010.

Родионов, А. «Вербатим» – реальный диалог на подмостках // Отечественные записки. 2002. № 4-5. С. 346–347.

Родионов, А., Курочкин, М. Как мы полюбили вербатим // Театр. 2015. № 19. С. 112–117.

Склез, В. Восстановленная справедливость: документальный театр как суд над историей // Артикульт. 2013. № 11. С. 24–31.

Тропп, Е. Моление о чуде [Электронный ресурс] // Блог Петербургского театрального журнала. 11.07.2016. URL: http://ptj.spb.ru/ blog/doneck-molenie-ochude/ (дата обращения: 20.02.2018).

Тычинин, М. Интервью [Электронный ресурс] // Сайт maskbook.ru. Апрель 2017. URL: http://maskbook.ru/letter.php?id=664 (дата обращения: 20.02.2018).

Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Пер с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д.В. Трубочкина. М.: Канон+, 2015.

Хитров А. На фестивале «Золотая маска» зрители устроили бунт [Электронный ресурс] // Ведомости. 13.04.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/ articles/2017/04/13/685453-zolotaya-maskabunt (дата обращения: 24.02.2018).

«Эмансипирован ли зритель? Стратегии зрительской свободы в эпоху перформативности». Диалог Лаборатории Theatrum Mundi // Транслит. 2016. № 18. С. 111–122.

Hirsch, M. (2012). The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture After the Holocaust. Columbia University Press.

References

Abdullaeva, Z. (2011). Postdok. Igrovoye/ neigrovoye [Postdoc: Fiction/documentary]. Moscow: New Literary Observer, 2011.

Arsen’yev, P. (2017). Teatr nastoyashchego vremeni: Remote X kak vymysel deystviya [Present time theatre: Remote X as a fiction of the action]. In A. Grinshteyn (Ed.), Igra. Tekst. Kul’tura: Nauchnyy sbornik [Companion to Game. Text. Culture], 3. Samara: Laboratory of Semiotics of Culture of Samara Region State Academy Nayanova, 103–114.

Banasyukevich, A. (2016). Mig mezhdu proshlym i budushchim: “Do i posle” na festivale Territoriya [Moment between the Past and the Future: “Before and After” at the Territory Festival] // Rewizor. Retrieved from: http://www.rewizor.ru/theatre/reviews/migmejdu-proshlym-i-budushchim-do-i-posle-nafestivale-territoriya/ (date of access: 20.02.2018).

Bolotyan, I. (2015). “Dok” i “Dogma”: teoriya i praktika [“Doc” and “Dogma”: theory and practice]. Teatr [Theatre], 19, 130–137.

“Emansipirovan li zritel’? Strategii zritel’skoy svobody v epokhu performativnosti”. Dialog Laboratorii Theatrum Mundi [“Is the viewer emancipated? Strategies of a viewer freedom in the epoch of performativeness”. Dialog of Teatrum Mundi Laboratory]. (2016). Translit, 18, 111–122.

Fisher-Likhte, E. (2015). Estetika performativnosti [Aesthetics of performativeness]. [Trans. from FischerLichte, E. (2004). Ästhetik des Performativen. Frankfurt am Main: Suhrkamp]. Moscow: Kanon-Plius.

Gomanyuk, N.A. (2012). Sotsiologicheskiy potentsial verbatim-teatra [Sociological potential of the verbatim theatre]. In: Metodologіya, teorіya ta praktika sotsіologіchnogo analіzu suchasnogo suspіl’stva: Zbіrnik naukovikh prats’ [Companion to Methodology, theory and practice of sociological analysis of daily susings]. Vol.1. Kharkіv: KhNU named after V.N. Karazіn, 69–82.

Gordienko, E.I. (2017). Spektakli in situ: dokumental’noye prostranstvo igry [SiteSpecific theatre: the documentary space of the performance]. Shagi / Steps, 3(3), 81–96.

Hirsch, M. (2012). The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture After the Holocaust. Columbia University Press.

Khitrov, A. (2017). Na festivale “Zolotaya maska” zriteli ustroili bunt [The spectators made a riot at the festival “The Golden Mask”]. Vedomosti. Retrieved from: https://www.vedomosti.ru/ lifestyle/articles/2017/04/13/685453-zolotayamaska-bunt (date of access: 24.02.2018).

Lebedeva, E., Gremina, E. (2007). Konstruirovaniye sotsial’nogo dokumenta v praktike dokumental’nogo teatra (Teatr.doc) [Construction of a social document in the practice of documentary theatre (Teatr.doc)]. Interaktsiya. Interv’yu. Interpretatsiya [Interaction. Interview. Interpretation.], 4, 44–54.

Leman, Kh.-T. Postdramaticheskiy teatr [Post-drama theatre]. [Trans. from Lemann, H.-T. (2005). Postdramatischen Theater. Frankfurt am Main: Verlag der Autoren]. M.: ABCdesign.

Matvienko, K. (2010). Kinofikatsiya teatra: istoriya I sovremennost’ [Cinefication of the theatre: history and modernity]. Doctoral Dissertation, St. Petersburg State Theatre Arts Academy, Saint Petersburg.

Rodionov, A. (2002). «Verbatim» – real’nyy dialog na podmostkakh [Verbatim, a real dialogue on the stage]. Otechestvennyye zapiski [Notes of the Fatherland], 4-5, 346–347.

Rodionov, A., Kurochkin, M. (2015). Kak my polyubili verbatim [How we got to love the verbatim]. Teatr [Theatre], 19,112–117.

Sklez, V. (2013). Vosstanovlennaya spravedlivost’: dokumental’nyy teatr kak sud nad istoriyey [Restored justice: the documentary theatre as a trial of history]. Artikul’t, 11, 24–31.

Tropp, E. (2016). Moleniye o chude [Prayer for a miracle]. Petersburg Theatre Journal’s Blog. Retrieved from: http://ptj.spb.ru/blog/doneck-molenie-ochude/ (date of access: 20.02.2018).

Tychinin, M. (2017). Interview. Maskbook. Retrieved from: http://maskbook.ru/letter. php?id=664 (date of access: 20.02.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Елена Игоревна Гордиенко


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.

echo'
slot gacor
';