“NACHMITTAG”: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРОЧТЕНИЯ ЧЕХОВСКОЙ «ЧАЙКИ»

Вера Алексеевна Самойлова

Аннотация


Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть работу современного немецкого режиссера А. Шанелек в соотношении с претекстом – «Чайкой» А.П. Чехова. Особенности картины “Nachmittag” описаны в контексте уточнения и переосмысления ключевых образов и символов А.П. Чехова и связаны с режиссерской установкой: кино способно выражать большие смыслы, оставаясь при этом предельно личным и даже интимным.
Шанелек снимает кино о жажде поиска собственного места и предназначения и о бессилии, которое оборачивается экзистенциальной драмой личности. Дом у озера подчиняется особому хронотопу и становится центром, в то время как одни герои поддаются центробежной, другие – центростремительной силе. Творчество в киноленте трактуется как сублимация, тяга к эскапизму и жажда признания. Извечная чеховская несостоявшаяся коммуникация оборачивается тяжелой драмой для матери и сына, что становится центральной историей киноленты. Творческие принципы берлинской школы – дедраматизация, камерность, неспешный ритм, статичность кадра, отказ от чрезмерной выразительности – оказываются созвучными принципам русского драматурга, и «Чайка», погружаясь в современный контекст, получает новое авторское прочтение.

Ключевые слова: А.П. Чехов, «Чайка», Ангела Шанелек, артхаус, берлинская школа кино, немецкое кино, претекст.

DOI 10.23683/2415-8852-2018-1-146-158


Полный текст:

PDF

Литература


Битюцкий, С. Ангела Шанелек: пограничные состояния // Cineticle. Вып. 8. Берлинская школа. 2011.

Бушканец, Л.Е. Художественный язык А.П. Чехова и язык кино // Теория и история русской литературы и критики. Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 149. Кн. 2. 2007. С. 82–94. Гульченко, В.В. Сколько чаек в чеховской «Чайке» // Нева. 2009. № 12. С. 175–185.

Липатов, Д.А. Эстетика минимализма в современном немецком кинематографе: нарративные стратегии // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 2 (7). С. 136– 139.

Мартынова, Т.В. Онтология повседневности в «Чайке» А.П. Чехова // «Чайка». Продолжение полета: Коллективная монография / редкол.: В.В. Гульченко (отв. ред.) [и др.]. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. С. 152–157.

Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1970. С. 432–433.

Фарыно, Е. Семиотика чеховской «Чайки» // «Чайка». Продолжение полета: Коллективная монография / редкол.: В.В. Гульченко (отв. ред.) [и др.]. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2016. С. 63–77.

Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Соч.: В 18 т. Т. 13, 1986. Москва: Наука, 1974–1982.

References

Bityuczkij, S. (2011). Angela Shanelek: pogranichnye sostoyaniya [Angela Shanelek: preconditions]. Cineticle, 8. Berlinskaya shkola – Berlin School.

Bushkanecz, L.E. (2007). Khudozhestvennyj yazyk A.P. Chekhova I yazyk kino [Artistic language of A. Chekhov and cinematographic language]. Teoriya i istoriya russkoj literatury` i kritiki. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta [Theory and history of Russian literature and critics. Scientific notes of the Kazan State University], Vol. 149, B. 2, 82–94.

Chekhov, A.P. (1974–1982). Polnoe sobranie sochinenij i pisem v 30-ti t. [Complete works and letters in 30 vol.]. Vol.13, 1986. Moscow: Nauka. Faryno, E. (2016). Semiotika chekhovskoj “Chajki” [Semiotics of Chekhov’s “Seagull”]. “Chajka”. Prodolzhenie poleta [“The seagull”. Still in flight]. Moscow: A.A. Bakhrushin State Central Theatre Museum, 63–77.

Gulchenko, V.V. (2009). Skolko chaek v chekhovskoj “Chajke” [How many gulls in Chekhov’s “The Seagull”]. Neva, 12, 175–185 [in Russian].

Lipatov, D.A. (2012). Estetika minimalizma v sovremennom nemeczkom kinematografe: narrativnye strategii [Aesthetics of Minimalism in Contemporary German Cinema: Narrative Strategies]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kultury [International Journal of Cultural Studies], 2(7), 136–139).

Martynova, T.V. (2016). Ontologiya povsednevnosti v “Chajke” A.P. Chekhova [The ontology of everyday life in “The Seagull” by A. Chekhov]. “Chajka”. Prodolzhenie poleta [“The seagull”. Still in flight]. Moscow: A.A. Bakhrushin State Central Theatre Museum, 152–157).

Skaftymov, A.P. (1970). Nravstvennye iskaniya russkix pisatelej [Moral issues raised by Russian writers]. Moscow: n.p. 432–433.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Вера Алексеевна Самойлова


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.