Изображение на обложке

КИБОРГАНИЧЕСКИЕ УТОПИИ И ОНТОЛОГИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Алла Д. Митрофанова

Аннотация


Едва отложившись, оболочка быта будет лопаться под напором новых
техно-культурных изобретений и биопсихических достижений.
Лев Троцкий
Проблемы культуры. Культура переходного периода. 1927 год

Утопии можно рассматривать как смещение рамок возможного. Техническое и социальное воображение отбрасывают «смысловую тень», в которой формируется новая рациональность. Следуя за тенью, в поисках эпистемологической преемственности попробуем пройти от машины производственников и конструктивистов к философии программирования и «технологически опосредованной реальности» Донны Харауей. Отправным пунктом на этом пути станет «Философия техники» П.К. Энгельмейера, изданная в 1912 г. с предисловием Э. Маха. Машина у Энгельмейера была приближена к понятию операции, технический объект понят как научный и культурно-исторический одновременно, а оппозиция природа – культура отменена. Рецепция этих идей производилась в трактате Н. Тарабуркина «От мольберта к машине», в лекциях Н. Пунина, в концепциях А. Гастева, П. Третьякова и А. Богданова. Богданов использовал их для формулирования нового принципа организации жизни в романе-утопии «Красная звезда», где философия и теория творчества трактуются в инженерно-конструктивистской перспективе. Появление «инженеров человеческих душ», как их иронически окрестил Ю. Олеша, в свое время испугало многих и было дискредитировано лингвоцентризмом ХХ века. Однако интуиции Энгельмейера, положенные в основание конструктивизма 1920х, обрели новое звучание с появлением неоматериализма и спекулятивного реализма (М. Деланда, К. Барад). Прочитанная из этой перспективы, «Философия техники» Энгельмейера становится текстом, отвечающим на актуальные вопросы онтологии: что значит материальность? каковы её пределы и мерность? что значит вариативность и эмпирическая достаточность реальности?

Ключевые слова: философия техники, киборганические утопии, неоматериализм, спекулятивный реализм, операция


Литература


Богданов А. (1999) Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика.

Деланда М. (2017) Новая философия общества. Пермь: HylePress,

Тарабукин Н. (2017) От мольберта к машине. М.: АдМаргинем Пресс.

Энгельмейер П. (1912) Философия техники. М.: Товарищество скоропеч. А. Левинсон.

Энгельмейер П. (1910) Теория творчества. СПб.

Barad K. (2007) Meeting the Universe halfway. Duke University Press, 2007

References

Barad, K. (2007). Meeting the Universe halfway. Duke University Press.

Bogdanov, A. (1999). Tektologiya. Vseobshchaya organizatsionnaya nauka [Tektology. Universal Organization Science]. Moscow: Ekonomika.

Delanda, M. (2017). Novaya filosofiya obshchestva [A New Philosophy of Society]. Perm: HylePress.

Engelmeyer, P. (1910) Teoriya tvorchestva [Theory of creativity]. Saint Petersburg: n.p.

Engelmeyer, P. (1912) Filosofiya tekhniki [Philosophy of technology]. Moscow: Tovarishchestvo skoropechataniya A. Levinson.

Tarabukin, N. (2017). Ot mol’berta k mashine [From Easel to Machine]. Moscow: AdMarginem Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Алла Д. Митрофанова


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.