СИМВОЛИКА ОБРАЗА ОФЕЛИИ В МОДЕРНИСТСКОМ ДИСКУРСЕ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭЗИИ РАННЕГО НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА

Елена Николевна Корнилова

Аннотация


В середине XIXв. при формировании нового модернистского дискурса персонажи шекспировской драматургии стали частью общеевропейской «культурной мифологии» наряду с библейскими и античными героями и историческими лицами классицистического театра; их стали использовать как образы-символы, многогранность смыслов которых предполагает широкий спектр интерпретаций. Вслед за романтиками (Э. Делакруа «Смерть Офелии») модернисты с нескрываемым интересом исследуют образ Офелии, невинность, безумие и «мутная» смерть которой делают ее участь крайне поучительной для гуру нового искусства. Шекспировская Офелия на картине Джона Эверетта Милле, в юношеских поэтических экспериментах Артюра Рембо, экспрессионистов Георга Гейма и Годфрида Бенна превращается в архетип модернистской культуры. Смерть прекрасной девушки приобретает символический смысл гибели поэзии, красоты и чистоты в мире, полном насилия и отчаяния. Так прочитывают этот образ русские поэты А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак, Г. Иванов. Плывущая по водам утопленница есть аналог актуализировавшегося в XXв. мифа о растерзанном Орфее.

Ключевые слова: Офелия, миф, символ, модернизм, Дж.Э. Милле, А. Рембо, экспрессионизм, Г. Гейм, Г. Бенн.


Полный текст:

PDF

Ссылки



(c) 2018 Елена Николевна Корнилова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournalsfedu@gmail.com

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.