ТЕМА УТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ: ОБРАЗ МИРОВОГО ЦЕЛОГО

Андрей Михайлович Бердичевский

Аннотация


Статья является прологом более объемного исследования, посвященного трактовке утопических сюжетов в работах П. Брейгеля Старшего. Автор исходит из представления о необходимой связи
между этой трактовкой и образом мирового целого, присутствующим в большинстве произведений мастера. Характеристика и анализ этого образа являются основной целью исследования.
В первой части статьи автор, опираясь на концепцию отечественного исследователя Л.А. Кашук, описывает структуру брейгелевской мировой панорамы, состоящей из ряда пространственных локусов. Несколько модифицируя и дополняя схему Кашук, автор, во-первых, делит их на зону жизни (аграрные угодья), зону безжизненности (горы) и зону смерти (море), во-вторых, рассматривает взаимоотношения людей и Природы через определенный тип жилища, органичный для каждого локуса или связанный с ним (деревня – замок – город). В итоге делается вывод, что Брейгель понимает мировое целое как натуроцентрический миропорядок.
Во второй части анализируется брейгелевский образ миропорядка. Автор сравнивает его со средневеково-ренессансным концептом Универсума и выявляет принципиальные различия между ними: Универсум управляется замыслом Творца, а брейгелевский миропорядок – законами Природы. В связи с этой особенностью рассматриваются феномены брейгелевского мира: парадокс «двойного зрения», которым художник видит свой объект, и парадокс «этической пустоты» натуроцентрического миропорядка. В заключение автор формулирует проблему для последующего исследования: могло ли сочетание такого миропорядка с утопической ситуацией обнаружить в нем скрытый «этический потенциал».

Ключевые слова: Питер Брейгель Старший, утопия, мировое целое, локус, миропорядок, натуроцентризм, Природа, Универсум.

DOI 10.23683/2415-8852-2018-3-134-147


Полный текст:

PDF

Литература


Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения. Духовные и интеллектуальные движения / Бенеш Отто; пер. с англ. Н.А. Белоусовой; послесл. О. Макарова. М.: ИскусствоXXI век, 2014.

Гершензон-Чегодаева, Н.М. Брейгель. М.: Искусство, 1983.

Дворжак, М. История искусств как история духа. СПб: Академический проект, 2001.

Кантор, М.К. Чертополох. Философия живописи. М.: АСТ, 2017. Кашук, Л.А. Творческий метод Питера Брейгеля Старшего. // Панорама искусств. 1985. № 8. С. 64 – 92.

Котельникова, Т.М. Брейгель. М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010.

Руссо, В.Д. Брейгель. М.: Омега, 2011.

Фут, Т. Мир Брейгеля. М.: Терра-книжный клуб, 2003.

Marin, L. (1997). Frontiers of utopia: past and present. Critical Inquiry, 19(3), 397–420.

References

Benesch, O. (2014). Iskusstvo severnogo vozrogdeniya. Dukhovnyye I intellektual’nyye dvizheniya [The art of Renaissance in Northern Europe: its relations to the contemporary spiritual and intellectual movements] (N.A. Belousova, Trans.). Moscow: Iskusstvo-XXI vek.

Dvorzhak, M. (2001). Istoria iskusstv kak istoria dukkha [The history of arts as the history of spirit]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt. Foote, T. (2003). Mir Breygelya [The World of Bruegel]. Moscow: Terra-knizhny club.

Gershenzon-Chegodaeva, N.M. (1983). Breygel [Bruegel]. Moscow: Iskusstvo.

Kantor, M.K. (2017). Chertopolokh. Filosofiya zhivopisi [Thistle. The philosophy of painting]. Moscow: AST.

Kashouk, L.A. (1985). Tvorcheskiy metod Pitera Breygelya Starshego [Pieter Breugel the Elder’s artistic method]. Panorama iskusstv [Arts Panorama], 8, 64 – 92.

Kotelnikova, T.M. (2010). Breygel [Bruegel]. Moscow: OLMA Media-group.

Marin, L. (1997). Frontiers of utopia: past and present. Critical Inquiry, 19(3), 397–420.

Russo, W.D. (2011) Breygel [Bruegel]. Moscow: Omega.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Андрей Михайлович Бердичевский


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.