Изображение на обложке

ЧАСТИЧНАЯ ИММЕРСИВНОСТЬ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО НАРРАТИВА В СПЕКТАКЛЕ ГРЭМА ВИКА «ИДОМЕНЕЙ»

Анна Александровна Сокольская, Ая Макарова

Аннотация


Опера как жанр, требующий высокого профессионализма и максимальной скоординированности исполнения, не располагает к использованию иммерсивных практик. В статье рассматривается превращение оперы в иммерсивный театр, успешно осуществленное Грэмом Виком в Бирмингемской опере («Идоменей» В.А. Моцарта). Включение зрителей в действие спектакля осуществляется лишь эпизодически – с помощью зонирования пространства, использования принципа «мерцающей четвертой стены» и переключений между иммерсивным и зрелищным режимами; при этом сохраняется необходимая для оперного жанра дистанция «сцена – зритель». Метод Вика позволяет не только вовлекать в оперное представление непрофессиональных исполнителей, но также обеспечить понятность и действенность сложного театрального события для неподготовленной аудитории. Такой подход к исполнению является частью художественной политики Бирмингемской оперы, которая учитывает смену театральных конвенций в наши дни и прежде всего новый тип взаимодействия зрителя и спектакля.
Ключевые слова: опера, «Идоменей», Моцарт, Грэм Вик, иммерсивный театр, режиссер, режиссерский театр в опере.
DOI 10.23683/2415-8852-2019-2-17-28

Полный текст:

PDF

Литература


Кириллина, Л.В. Бог, царь, герой и оперная революция. К проблематике «Идоменея» // Советская музыка. 1991. № 12. С. 30–34.

Макарова, А. Опыт классификации оперных спектаклей // OPERA MUSICOLOGICA. 2017. № 2 (32). С. 71–100.

Черная, Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Музгиз, 1963 [Электронный ресурс]. URL: https://ale07.ru/music/ notes/song/muzlit/chernaya_mt4.htm (дата обращения: 12.09.17).

Эйнштейн, А. Моцарт. Личность. Творчество / Пер. с нем. Е.М. Закс. М: Музыка, 1977. Birmingham Opera Company. About us. (n.d.a). Retrieved from: https://www.birming- hamopera.org.uk/about-us (date of access: 12.09.2017).

Birmingham Opera Company. Brief History. (n.d.b). Retrieved from: https://www.birming- hamopera.org.uk/brief-history (date of access: 12.09.2017).

Branigan, T. (2010, August 10). Beijing workers shape up for return of compulsory exercises. The Guardian. Retrieved from: https:// www.theguardian.com/world/2010/aug/10/ beijing-workers-compulsory-exercises (date of access: 12.09.2017).

Higgins, C. (2001, November 29). Why is opera so expensive? The Guardian. Retrieved from: https://www.theguardian.com/culture/2001/nov/29/artsfeatures2 (date of access: 12.09.2017).

Levin, D. (2010). Unsettling opera: staging Mozart, Verdi, Wagner, and Zemlinsky. Chicago: University Of Chicago Press.

McKechnie, K. (2014). Opera North: historical and dramaturgical perspectives on opera studies. Bingley: Emerald Group Publishing.

Stevenson, G. (2009, January 1). Birmingham communists in action in the 1930s. Retrieved from: http://www.grahamstevenson.me.uk/index.php?option=com_content&view=article&i d=727&Itemid=83 (date of access: 12.09.2017).

Vick, G. (2016a, September 1). Opera needs radical overhaul to survive. The Stage. Retrieved from: https://www. thestage.co.uk/opinion/ 2016/graham-vick-opera-needs-radical-overhaul-to-survive/?login_to=https%3A%2F%2Fwww. thestage.co.uk%2Faccounts%2Fusers%2Fsign_up.popup (date of access: 12.09.2017).

Vick, G. (2016b, May 10). You do not need to be educated to be touched, to be moved and excited by opera. The Guardian. Retrieved from: https://www.theguardian.com/music/2016/ may/10/graham-vick-opera-rps-awards-key- note-speech (date of access: 12.09.2017).

Vincent, C. (n.d.) The incredible shrinking opera audience. Opera Pulse. Retrieved from: https://www.operapulse.com/explore-opera/ features/the-incredible-shrinking-opera-audi- ence/ (date of access: 12.09.2017).

References

Birmingham Opera Company. About us. (n.d.). Retrieved from: https://www.birming- hamopera.org.uk/about-us (date of access: 12.09.2017).

Birmingham Opera Company. Brief History. (n.d.). Retrieved from: https://www.birming- hamopera.org.uk/brief-history (date of access: 12.09.2017).

Branigan, T. (2010, August 10). Beijing workers shape up for return of compulsory ex- ercises. The Guardian. Retrieved from: https:// www.theguardian.com/world/2010/aug/10/ beijing-workers-compulsory-exercises (date of access: 12.09.2017).

Chyornaya, Е. (1963). Motsart I avstriyskiy muzykalnyi teatr [Mozart and Austrian Music Theatre]. Moscow: Muzgiz. Retrieved from: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/ chernaya_mt4.htm (date of access: 12.09.17).

Einstein, A. (1977). Mozart, his Character, his Work. Moscow: Muzyka (E.M. Zaks, Trans.). Higgins, C. (2001, November 29). Why is opera so expensive? The Guardian. Retrieved from: https://www.theguardian.com/culture/2001/ nov/29/artsfeatures2 (date of access: 12.09.2017).

Kirillina, L.V. (1991). Bog, tsar’, geroy i opernaya revolyutsiya. K problematike “Idomeneya” [God, king, hero and the operatic revolution. To the problematics of “Idomeneo”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 12, 30–34.

Levin, D. (2010). Unsettling opera: staging Mozart, Verdi, Wagner, and Zemlinsky. Chicago: University Of Chicago Press.

Makarova, A. (2017). Opyt klassifikatsii opernykh spektakley [Study in classification of opera productions]. OPERA MUSICOLOGICA, 2 (32), 71–100.

McKechnie, K. (2014). Opera North: historical and dramaturgical perspectives on opera studies. Bingley: Emerald Group Publishing.

Stevenson, G. (2009, January 1). Birmingham communists in action in the 1930s. Retrieved from: http://www.grahamstevenson.me.uk/index.php?option=com_content&view=article&i d=727&Itemid=83 (date of access: 12.09.2017).

Vick, G. (2016, September 1). Opera needs radical overhaul to survive. The Stage. Retrieved from: https://www.thestage.co.uk/opinion/2016/ graham-vick-opera-needs-radical-overhaul- to-survive/?login_to=https%3A%2F%2Fwww. thestage.co.uk%2Faccounts%2Fusers%2Fsign_ up.popup (date of access: 12.09.2017).

Vick, G. (2016, May 10). You do not need to be educated to be touched, to be moved and excited by opera. The Guardian. Retrieved from: https:// www.theguardian.com/music/2016/may/10/ graham-vick-opera-rps-awards-keynote-speech (date of access: 12.09.2017).

Vincent, C. (n.d.) The incredible shrinking opera audience. Opera Pulse. Retrieved from: https://www.operapulse.com/explore-opera/fea- tures/the-incredible-shrinking-opera-audience/ (date of access: 12.09.2017).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Анна Александровна Сокольская, Ая Макарова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournalsfedu@gmail.com

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.