Изображение на обложке

ПРОБЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПОЗИРОВАНИЯ

Галина Анатольевна Орлова

Аннотация


Эта статья о том, как тела, фотокамера и газета делают постсоветское состояние и социальные изменения 90-х видимыми. Она посвящена истории неловкости, выявленной в акте фотосъемки. Автор работает с письмами и фотографиями, которые читательницы и читатели «Комсомольской правды» присылали в 1996–2000 гг. на гибридный конкурс красоты «Мисс КП», объявленный газетой. Неловкость или же неполнота, неумелость, неточность воплощения обнаруживается и в дискурсивных фигурах писем, и в некогерентном соседстве текстов и фотографий, и в способах фотографического позирования. В многообразии проявлений этой неловкости автор видит эффекты постсоветского экспериментирования с выявлением себя через тело и корпореальные тактики освоения нового в ситуации, когда изменяются телесные образцы достоинства, успеха, красоты, привлекательности, актуализируемые в позировании перед камерой.
Перспектива, задаваемая социальными исследованиями тела и визуальными исследованиями, здесь совмещается с аналитикой интердискурсивности и медиа. Эта комбинация позволяет формулировать и на внятном эмпири- ческом материале отвечать на следующие вопросы: как люди через свои тела вовлекаются в социальные изменения и участвуют в них? Как трансформации и сдвиги первого постсоветского десятилетия проявляются через телесные практики в целом и фотографическое позирование для конкурса красоты в частности? Как современницы распада Советского Союза добровольно или вынужденно переоткрывают свои тела заново?
Текст состоит из трех частей. В первой части неловкость была определена через ее связь с воплощением и исто- ризирована. Сейчас конкурс красоты, организованный на страницах «Комсомольской правды», будет рассмотрен   в своей гетерогенности как диспозитив постсоветских изменений. И, наконец, проявления неловкости, запечатленные на конкурсных фотографиях и спровоцированные в ситуации фотосъемки, станут предметом специального анализа.
Ключевые слова: позирование, воплощение, неловкость, социальные изменения, конкурс красоты, диспозитив, интердискурсивность, газета, постсоветское состояние, девяностые.
DOI 10.23683/2415-8852-2019-1-29-53

Полный текст:

PDF

Литература


Орлова Г. Разрыв. Обнажение «Комсомолки» // Неприкосновенный запас. 2019. № 125. С. 107—110.

Подорога В. Власть и сексуальность (тема диспозитива у М. Фуко) // Синий диван. Философско-теоретический журнал. 2008. № 12.

Caborn, J. (2007). On the methodology of dispositive analysis. Critical Approaches to Discourse Analysis across Disciplines, 1, 115–123.

Comolli, J. (2012). Corps et cadre. Cinéma, éthique, politique. Paris: Verdier.

Foucault, M. (1980). Power/knowledge: selected interviews and other writings, 1972–1977. Vintage.

Ilic, M. (2014). Women and competition in state socialist societies: Soviet-era beauty contests. In K. Miklóssy & M. Ilic (Eds.), Competition in socialist society. Studies in the history of Russia and Eastern Europe. L.: Routledge, 159–175.

Jäger, S. (2007). Theoretical and methodological aspects of Foucauldian critical discourse analysis and dispositive analysis. In R. Wodak, & M. Meyer (Eds.), Methods of critical discourse analysis. Los Angeles: Sage, 32–62.

Michelkevičius, V (2011). The Lithuanian SSR Society of Art Photography (1969–1989): an image production network. Vilnius: VDA.

Sperling, V. (2000). The “new” sexism: images of Russian women during the transition. In M. Field, & J. Twigg (Eds.), Russia’s torn safety nets: health and social welfare during the transition. L.: Macmillan, 173–191.

Venuti, L. (1995). The translator’s invisibility: a history of translation. L., N.Y.: Routledge.

Waters, E. (1993). Soviet beauty contests. In I. Kon & J. Riordan (Eds.), Sex and Russian society, L.: Pluto, 116–34.

References

Caborn, J. (2007). On the methodology of dispositive analysis. Critical Approaches to Discourse Analysis across Disciplines, 1, 115–123.

Comolli, J. (2012). Corps et cadre. Cinéma, éthique, politique. Paris: Verdier.

Foucault, M. (1980). Power/knowledge: selected interviews and other writings, 1972–1977. Vintage.

Ilic, M. (2014). Women and competition in state socialist societies: Soviet-era beauty contests. In K. Miklóssy & M. Ilic (Eds.), Competition in socialist society. Studies in the history of Russia and Eastern Europe. L.: Routledge, 159– 175.

Jäger, S. (2007). Theoretical and methodological aspects of Foucauldian critical discourse analysis and dispositive analysis. In R. Wodak, & M. Meyer (Eds.), Methods of critical discourse analysis. Los Angeles: Sage, 32–62.

Michelkevičius, V (2011). The Lithuanian SSR Society of Art Photography (1969–1989): an image production network. Vilnius: VDA.

Orlova, G. (2019). Razryv. Obnazhenie «Komsomolki» [The Gap. Exposure of the “Komsomolka”]. Neprikosnovennyj Zapas [Emergency store], 125, 107—110.

Podoroga, V. (2008). Vlast` i seksual`nost` (tema dispozitiva u M. Fuko) [Power and sexuality (Foucault’s dispositive theme)]. Sinij Divan. Filosofsko-teoreticheskij Zhurnal [Blue sofa. Philosophical and theoretical journal], 12.

Sperling, V. (2000). The “new” sexism: images of Russian women during the transition. In M. Field, & J. Twigg (Eds.), Russia’s torn safety nets: health and social welfare during the transition. L.: Macmillan, 173–191.

Venuti, L. (1995). The translator’s invisibility: a history of translation. L., N.Y.: Routledge.

Waters, E. (1993). Soviet beauty contests. In I. Kon & J. Riordan (Eds.), Sex and Russian society, L.: Pluto, 116–34.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Галина Анатольевна Орлова


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.