«КАПРИЗНИЦА» АНТУАНА ВАТТО: СРЕДА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Александр Викторович Марков

Аннотация


Ватто был одним из самых популярных художников в русской поэзии, символизируя как галантный мир аристократии, так и специфику вещей и обычаев светского обихода. В отличие от других художников галантного века он воспринимался как создатель интуитивно понятных и эмоционально насыщенных образов, которые легко переходят в поэтическую ткань. При этом уже в поэзии русского модернизма Ватто отождествлялся не с сюжетами, а с особым колористическим стилем, который становился универсальным символом света и тьмы, способным характеризовать драматические политические события от противного. В современной поэзии обращение к Ватто становится другим: сюжеты Ватто тематизируются, идею опасности, риска и смертности находят уже не в его приемах или эстетике, но в самих сюжетах, которые по-новому актуализуются. В этом можно видеть влияние постмодернизма, в котором интерпретация оказывается важнее непосредственной эмпатии, но также и стремление найти новый универсальный живописный код для вторжения предельного опыта в повседневность. В статье на примере расхождения интерпретаций одной картины, «Капризница» (Эрмитаж), восстанавливаются более сложные механизмы сначала идеализации, а потом и деконструкции живописного мира Ватто. Доказывается, что в Ватто благодаря влиянию романтической оптики не хотели видеть зеркала действительности, видели в его средовых решениях антинатурализм, но такое нарочитое уклонение от реалистических интерпретаций привело к неконтролируемому вчитыванию в его работы не подразумевавшихся ими содержаний. В современной русской поэзии употребление каламбура при разговоре о Ватто стало нормативным, и каламбур на разных уровнях превратился в главный инструмент деконструкции шаблонных прочтений Ватто, подмен, произошедших в искусствоведческой и культурной традиции, раскрывая актуальность этого художника для современного понимания трагедии и катарсиса.
Ключевые слова: Ватто, современная поэзия, галантная культура, материальная культура, топика, репрезентации вещей.
DOI 10.23683/2415-8852-2019-2-67-78

Полный текст:

PDF

Литература


Бенуа, А.Н. История живописи всех времен и народов. Т. 4. СПб.: ИД «Олма-пресс», 2004.

Бородин, В. Цирк «Ветер»: книга стихов. М.: Книжное обозрение; Арго-риск, 2012.

Голынко, Д. Бетонные голубки. М.: Новое литературное обозрение, 2003.

Грязнова, С. Мотив иллюзорности в лирике Г. Иванова // Санкт-Петербург, Пушкин, Гоголь и мировая культура: Материалы Конференции. СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2010. – Т. 14. С. 60–93.

Ерохина, Т.А. Поэтика онимов малого «парижского текста» М.А. Волошина: «Годы странствий» // Современные достижения и новые направления филологии: сборник научных трудов по итогам Международной научной конференции (12–13 февраля 2018 г.) / Под общ. ред. д.ф.н., доц. Е.Г. Озеровой. Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. С. 142–148.

Завьялова, А. Александр Бенуа и художественное наследие Франции XVIII века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. Т. 9. №2. С 300–324. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.205.

Колотаев, В.А., Марков, А.В. Каламбур Шпета как поправка к остроумию Фрейда: неканоническая соборность // Новый филологический вестник. 2019. №3 (50). С. 92–96.

Кононов, Н. Орешник. // Дебют: Поэтом нужно быть до тридцати... – Л.: Советский писатель, 1987. С. 146–206.

Лурье, С. «Я занимаюсь пустяками» // Пушкин. 1998. №4-5. С. 7–9.

Митник, М.А. Люстра как вид потолочного светильника и ее типологические особенности (вторая половина XVII века – первая половина XIX века). Часть 1. Франция, Англия, Венеция // Артикульт. 2018. 32(4). С. 100–110. DOI: 10.28995/2227-6165-2018-4-100-110. Сунцова, Е. Выше воздуха: Стихи 2018–2019 / Предисловие Екатерины Боярских. New York: Ailuros Publishing, 2019.

Хадынская, А.А. Поэтика телесности в лирике Георгия Иванова // Вестник Вятского государственного университета. 2015. №. 2. С. 80–87.

Чиннов, И.В. Алхимия и ахинея: стихотворения. М.: Христианское издательство, 1996.

Шапиро, Ю.Г. По Эрмитажу без экскурсовода. Л.: Искусство, 1972.

References

Benois, A.N. (2004). Istoriia zhivopisi vsekh vremen i narodov [General history of painting] (Vol. 4). Saint-Petersburg: Olma-press.

Borodin, V. (2012). Tsirk “Veter”: kniga stikhov [Wind circus: poems]. Moscow: Knizhnoe obozrenie; Argo-risk.

Chinnov, I.V. (1996). Alkhimiia i akhineia: stikhotvoreniia [Alchemy and athenaeum: poems]. Moscow: Christian Publishers.

Erokhina, T.A. (2018). Poetika onimov malogo “parizhskogo teksta” M.A. Voloshina: “Gody stranstvii” [Poetics of the names of the small “Paris text” by M.A. Voloshin: “Years of wanderings”]. Sovremennye dostizheniia i novye napravleniia filologii: sbornik nauchnykh trudov po itogam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (12–13 fevralia 2018 g.) [New Achievements and Directions in Philology: a collection of scientific papers based on the results of the International Scientific Conference (February, 12–13, 2018)]. Belgorod: “Epitsentr, 142–148.

Golynko, D. (2003). Betonnye golubki [Concrete pigeons]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Griaznova, S. (2010) Motiv illiuzornost’ v lirike G. Ivanova [The motive of illusiveness in the lyrics of G. Ivanov]. Sankt-Peterburg, Pushkin, Gogol’ i mirovaia kul’tura: Materialy Konferentsii [St. Petersburg, Pushkin, Gogol and World Culture: Conference Materials]. SaintPetersburg: KPO “Pushkinskii proekt”, 14, 60– 93.

Khadynskaia, A.A. (2015). Poetika telesnosti v lirike Georgiia Ivanova [Poetics of body in G. Ivanov’s poetry]. Vestnik Viatskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Herald of Viatskiy State University], 2, 80–87.

Kolotaev, V.A., & Markov, A.V. (2019). Kalambur Shpeta kak popravka k ostroumiyu Freyda: nekanonicheskaya sobornost’ [Shpet’s pun vs Freud’s wit: non-canonical conciliarity]. Novoye Literaturnoye Obozrenye [New Philological Bulletin], 3 (50), 92–96.

Kononov, N. (1987). Oreshnik [The hazel]. In Debiut: poetom nuzhno byt’ do tridtsati… [Debut: you must remain a poet up to thirty...]. Leningrad: Sovetskii pisatel’, 146–206. Lur’e, S. (1998). «Ia zanimaius’ poustiakami» [My bagatelles]. Pushkin, 4-5, 7–9.

Mitnik, M.A. (2018). Liustra kak vid potolochnogo svetil’nika i eyo tipologicheskie osobennosti (vtoraia polovina XVII veka – pervaia polovina XIX veka). Chast’ 1. Frantsiia, Angliia, Venetsiia [Chandelier as a type of a ceiling lamp and its typological features (the second half of the XVII century – the first half of the XIX century). Part 1. France, England, Venice]. Artikult, 32(4), 100–110. DOI: 10.28995/2227-6165-20184-100-110.

Shapiro, Iu.G. (1972). Po Ermitazhu bez ekskursovoda [The Hermitage without a guide]. Leningrad: Iskusstvo.

Suntsova, E. (2019). Vyshe vozdukha: stykhi 2018–2019 [Above the air: poems of 2018–2019]. New York: Ailuros.

Zav’ialova, A. (2019). Aleksandr Benua i khudozhestvennoe nasledie Frantsii XVIII veka [Alexandre Benois and the artistic heritage of France of the XVIII century]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Iskusstvovedenie [Herald of SaintParersburg State University. Art Studies], 9(2),300–324. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.205


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Александр Викторович Марков


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.