Изображение на обложке

О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ «ПОСЛЕДНЕГО ИЗ СВОЙСТВЕННИКОВ ИОАННЫ Д’АРК»

Олег Борисович Заславский

Аннотация


Статус «Последнего из свойственников Иоанны д’Арк» не был прояснен до сих пор. В последние десятилетия высказывались предположения, что «Последний из свойственников…» – 1) художественный текст, 2) завуалированное биографическое свидетельство – рассказ о событиях, связанных с отказом Геккернов от дуэли. В пользу первого предположения не было высказано убедительных аргументов. Связь с дуэльной историей не вызывает сомнения, однако столь же несомненны и связи с историей отказа Пушкина от «Гавриилиады», что делает смысл двойного биографического подтекста неясным. В данной работе мы показываем, что художественная природа «Последнего из свойственников…» воплощена в особенностях его внутренней структуры (система мотивов, скрытая словесная игра, иконические приемы воплощения идеи в тексте, множественное соотнесение персонажей с прототипами и претекстами, мотивная связь претекстов между собой). В эту структуру естественным образом вписываются и биографические подтексты, причем оба. В результате «Последний из свойственников…» оказывается синтетическим текстом, в котором биографические элементы стали частью его художественной структуры. Ключевые слова: А.С. Пушкин, «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», структурные соответствия, мотивная структура, биографические подтексты.

DOI 10.23683/2415-8852-2019-3-29-47

Полный текст:

PDF

Литература


Абрамович, С.Л. Предыстория последней дуэли Пушкина, январь 1836 – январь 1837. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.

Битов, А.Г. Шпага щекотливого дворянина // Битов А.Г. Статьи из романа. М.: Советский писатель, 1986. С. 231–247.

Благой, Д.Д. Главою непокорной. (Ключ к последнему произведению Пушкина) // Благой Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. M.: Советский писатель, 1977. C. 233–247.

Долинин, А.А. Как понимать мистификацию Пушкина «Последний из свойственников Иоанны Д’Арк» // M.Bethea David и др. И время и место. Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата. М.: Новое издательство, 2008.

Заславский, О.Б. Двойная структура «Выстрела» // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. С. 122–131.

Заславский, О.Б. Магический шаблон. О «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина // Wiener Slawisticher Almanach. 2001. № 48. С. 5–29.

Заславский, О.Б. Заметка А.С. Пушкина «О Сальери» как художественный текст // Международная научная конференция «Болдинские чтения». Нижний Новгород, 2007. С. 300–308.

Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина. СПб.: Петрополис, 2019.

Козмин, Н.К. Примечания к историколитературным, критическим, публицистическим и полемическим статьям и заметкам // Сочинения Пушкина. Л., 1929. Т. IX (2). С. 981–982.

Лернер, Н.О. Рассказы о Пушкине. Л.: Прибой, 1929.

Лотман, Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. С. 14–285.

Пушкин, А.С. Последний из свойственников Иоанны д’Арк // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 тт. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. 12. Критика. Автобиография. 1949. С. 153–155.

Пушкин, А.С. Собр. соч.: В 5 тт. Т. 4: Романы и повести / составитель и автор комментария В.Д. Рак. СПб.: Библиополис, 1994.

Пушкин, А.С. Полное собрание художественных произведений / сост. Денисенко С.В., Дмитриева Н.Л., Евдокимова Т.В., Федотова С.Б. СПб.: Фолио-Пресс, Диля Паблишинг, 2002.

Сайтанов, В. А. Прощание с царем // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1986. № 20. С. 36–47.

Томашевский, Б.В. Пушкин и Франция. Л.: Советский писатель, 1960.

Фомичев, С.А. Последнее произведение Пушкина // Русская литература. 1987. № 3. С. 72–83.

Червинская, О.В. Смысл последней пушкинской мистификации // Вопросы русской литературы. 1983. № 2. С. 73–79.

Юхнова, И.С. «Последний из свойственников Иоанны Д’арк»: диалогический потенциал произведения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. 2013. № 1 (1). C. 334–337.

References

Abramovich, S.L. (1994). Predystoriya posledney dueli Pushkina, janvar’ 1836 – janvar’ 1837 [Prehistory of the last duel of Pushkin, January 1836 – January 1837]. Saint Petersburg: Dmitriy Boulanin.

Bitov, A.G. (1986). Shpaga shhekotlivogo dvorjanina [The sword of the ticklish noble]. In A.G. Bitov, Stat’i iz romana [Papers from the novel]. Мoscow: Sovetskiy Pisatel’, 231–247.

Blagoy, D.D. (1977). Glavoyu nepokornoy. (Klyuch k poslednemu proizvedeniyu Pushkina) [The head of the rebellious. (The key to Pushkin’s last work)]. In D.D. Blagoy, Dusha v zavetnoj lire: Ocherki zhizni i tvorchestva Pushkina [Soul in the cherished lyre: essays on life and creative work of Pushkin.] Moscow: Sovetskiy Pisatel’, 233–247.

Chervinskaya, O.V. (1983). Smysl poslednej pushkinskoj mistifikacii [The meaning of the last Pushkin’s hoax]. Questions of Russian Literature, 2(42), 73–79.

Denisenko, S.V., Dmitriyeva, N.L., Evdokimova, T.V., & Fedotova S.B. (Eds.). (2002). A.S. Pushkin. Polnoe sobranie khudozhestvennykh proizvedeniy [A.S. Pushkin. Complete collection of works]. Saint Petersburg: Folio-Press, Dilya Pablishing.

Dolinin, A.A. (2008). Kak ponimat’ mistifikaciju Pushkina «Poslednii iz svoistvennikov Ioanny D’Ark» [How to understand Pushkin’s hoax «The last of Ioann Of Arc’s relatives»]. In M.Bethea David et al., I vremya i mesto. Istoriko-filologicheskiy sbornik k shestidesyatiletiyu Aleksandra L’vovicha Ospovata [Both time and place. Historical and philological collection of works devoted to the 60-th birthday of Alexander L’vovich Ospovat]. Мoscow: New Edition.

Fomichev, S.A. (1987). Poslednee proizvedenie Pushkina [The last work by Pushkin]. Russkaja Literatura [Russian literature], 3, 72–83.

Kozmin, N.K. (1929). Primechanija k istorikoliteraturnym, kriticheskim, publicisticheskim i polemicheskim stat’jam i zametkam [Annotations for historical-literature, critical, publicistic and polemic papers and notes]. In Sochinenija Pushkina [Pushkin’s works] (Vol. IX (2)). Leningrad, 981–982.

Kibal’nik S.A. (2019). Khudozhestvennaja filosofija Pushkina [Artistic philosophy of Pushkin]. Saint Petersburg: Petropolis. Lerner, N.O. (1929). Rasskazy o Pushkine [Stories about Pushkin]. Leningrad: Priboy.

Lotman, Yu. (1998). Struktura khudozhestvennogo teksta [Structure of the artistic text]. In Yu.M. Lotman, Ob iskusstve [On art]. Saint Petersburg: Iskusstvo, 14–285.

Pushkin A.S. (1949). Poslednii iz svoistvennikov Ioanny d’Ark [The last of Ioann Of Arc’s relatives]. In A.S Pushkin, Polnoye sobranie sochinenij: V 16 t. T. 12. Kritika. Avtobiografiya [Complete collection of works in 16 vols. Critics. Autobiography (Vol. 12)]. Moscow, Leningrad: AN SSSR, 153–155.

Rak, V.D. (Ed.). (1994). A.S. Pushkin. Sobranie sochinenij: v 5 t. T.4. Romany i povesty [Collection of works in 5 vols. Novels and stories (Vol.4)]. Saint Petersburg: Bibliopolis.

Saitanov, V.A. (1986). Proshhanie s tsarem [Farewell to the tsar]. Vremennik Pushkinskoj Komissiy [Bulletin of Pushkin commission], 20, 36–47.

Tomashevsky, B.V. (1960). Pushkin and France. Leningrad: Sovetskiy Pisatel’.

Yukhnova, I.S. (2013). «Poslednii iz svoistvennikov Ioanny D’ark»: dialogicheskij potentsial proizvedeniya [The last of Ioann Of Arc’s relatives: dialogic potential of the work].

Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Filologiya [Bulletin of Nizhny Novgorod N. I. Lobachevsky University. Philology], 1 (1), 334–337.

Zaslavskiy, O.B. (1997). Dvoynaya struktura “Vystrela” [Twofold structure of “The Shot”]. Novoye Literatyrnoye Obozrenye [New Literary Review], 23, 122–131.

Zaslavskiy, O.B. (2001). Magicheskiy shablon. O «Stantsionnom smotritele» A.S. Pushkina [Magic pattern. On «Station master» by A. S. Pushkin]. Wiener Slawisticher Almanach, 48, 5–29.

Zaslavskiy, O.B. (2007). Zametka A.S. Pushkina «O Sal’eri» kak khudozhestvenny tekst [Note by A. S. Pushkin «On Salieri» as an artistic text]. International conference Boldino readings. Nizhny Novgorod, 300–308.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Олег Борисович Заславский


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.