ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА ПРИ ЖИЗНИ И ПОСМЕРТНО: УИЛЬЯМ БЛЕЙК КАК ОБЪЕКТ БИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ В XIX–XXI ВЕКАХ

Вера Владимировна Сердечная

Аннотация


Статья посвящена проблеме биографического описания как способу воссоздания облика творческой личности на примере Уильяма Блейка. В течение жизни Блейка и уже после нее, в XIX в., основным вопросом биографии Блейка была проблема его предполагаемого сумасшествия. В XX в. Блейк был охарактеризован вначале как трагический одиночка, мистик и символист, намного опередивший свой век, а затем, напротив, как человек, глубоко погруженный в политико-социальную жизнь ремесленного Лондона. Последняя точка зрения стала тем угольным ушком, через которое Блейк, уже как «активный» романтик и наивный социалист, смог войти в советскую критику. Так или иначе, биографии конца XX и начала XXI в. сочетают между собой эти образы Блейка – одинокого мистика и Блейка-ремесленника. Портрет Блейка дополняется, углубляется, однако в целом зиждется на тех же основаниях: на собирательном подходе Гилкриста, герменевтике Деймона и Фрая и историко-социологической трактовке Эрдмана. И исключения (вроде рассмотрения Блейка в зловеще-психоаналитическом ключе у Батая) только подтверждают это правило.

Ключевые слова: Уильям Блейк, романтизм, жизнеописание, биография, активные романтики, советское литературоведение.

DOI 10.23683/2415-8852-2019-3-95-107


Полный текст:

PDF

Литература


Аникин, Г., Михальская, Н. Уильям Блейк // История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975. C. 195–200.

Артист – поэт – сумасшедший. Жизнь Вильяма Блека // Телескоп. 1834. Ч. 22. № 28. С. 67–97.

Бальмонт, К. Праотец современных символистов (Вильям Блэк, 1757–1827) // Бальмонт К. Горные вершины. М.: Гриф, 1904. С. 43–48.

Венгерова, З.А. Вилльям Блэк – родоначальник английского символизма // Венгерова З.А. Литературные характеристики. СПб.: Винеке, 1897. С. 153–182.

Елистратова, А.А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Академия наук СССР, 1960.

Елистратова, А. Вильям Блейк: Поэт и его время (К 200-летию со дня рождения) // Иностранная литература. 1957. № 10. С. 189–192.

Мортон, А.Л. Английская Утопия / пер. с англ. О.В. Волкова. М.: Иностранная литература, 1956.

Некрасова, Е.А. Вильям Блэйк // Советская культура. 1957. 28 ноября. С. 4.

Смирнов-Садовский, Д. Блейк. Биография. М.: Magreb, 2017.

Уильям Блейк: В мире видений // Курьер ЮНЕСКО. 1957. № 8. С. 40–41.

Шагинян, М. Вильям Блэйк: К двухсотлетию со дня рождения // Известия. 1957. 28 ноября. С. 3–4.

Урнов, Д. Романтизм: Блейк, «Озерная школа», Вальтер Скотт, Байрон, Шелли, Китс, эссеисты и другие прозаики // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989. С. 87–91.

Bentley, G.E., Jnr. (Ed.). (2002). William Blake: the critical heritage. London & New York: Routledge.

Bronowski, J. (1944). William Blake: a man without a mask. London: Seccer & Warburg.

Cunningham, A. (1830). William Blake. In A. Cunningham, The lives of the most eminent British painters, sculptors and architects (2nd ed., Vol. 2). London, 143–188.

Damon, S.F. (1924). William Blake, his philosophy and symbols. London: Constable and Company.

Eaves, M. (1995). On Blakes we want and Blakes we don’t. Huntington Library Quarterly, 58 (3/4), 413–439.

Ellis, E.J. & Yeats, W.B. (Eds.). (1893). William Blake. The works (in 3 vols.). London: Bernard Quaritch.

Ellis, E.J. (1907). Real Blake: a portrait biography. New York.

Erdman, D. (1954). Blake: prophet against empire: a poet’s interpretation of the history of his own times. New York: Dover.

Frye, N. (1947). Fearful symmetry. Princeton University Press.

Gilchrist, A. (1863). Life of William Blake, ‘Pictor Ignotus’: in 2 vols. (Vol. 1-2). London; Cambridge: Macmillan and Co.

Schorer, M. (1946). William Blake: the politics of vision. New York: H. Holt and Company.

Tiutvinova, T. (2019). The reception of Blake’s art in Russia: an echo of Blake’s universe. In S. Erle, & M. Paley (Eds.), The reception of William Blake in Europe. London: Bloomsbury, 533–46.

Williams, N.M. (2006). Introduction: understanding Blake. In N.M. Williams (Ed.), Palgrave advances in William Blake studies. Palgrave Macmillan, 1–21.

References

Anikin, G., & Mikhal’skaya, N. (1975). Uil’yam Bleik [William Blake]. In Istoriya angliiskoi literatury [History of English literature]. Moscow: Vysshaya shkola, 195–200.

Artist-poet-sumasshedshii. Zhizn’ Vil’yama Bleka [Artist-poet-madman. The life of William Blake]. (1834). Teleskop, 22 (28), 67–97.

Bal’mont, K. (1904). Praotets sovremennykh simvolistov (Vil’yam Bleik, 1757–1827) [Forefather of modern Symbolists (William Blake, 1757–1827)]. In K. Bal’mont, Gornye vershiny [Mountain peaks]. Moscow: Grif Publ., 43–48.

Bentley, G.E., Jnr. (Ed.). (2002). William Blake: the critical heritage. London & New York: Routledge.

Ellis, E.J. & Yeats, W.B. (Eds.). (1893). William Blake. The works (in 3 vols.). London: Bernard Quaritch.

Bronowski, J. (1944). William Blake: a man without a mask. London: Seccer & Warburg.

Cunningham, A. (1830). William Blake. In A. Cunningham, The lives of the most eminent British painters, sculptors and architects (2nd ed., Vol. 2). London, 143–188.

Damon, S.F. (1924). William Blake, his philosophy and symbols. London: Constable and Company.

Eaves, M. (1995). On Blakes we want and Blakes we don’t. Huntington Library Quarterly, 58 (3/4), 413–439.

Elistratova, A. (1957). Vil’yam Bleik: Poet i ego vremya (K 200-letiyu so dnya rozhdeniya) [William Blake: Poet and his time (On the 200th anniversary of his birth)]. Inostrannaya Literatura [Foreign Literature], 10, 189–192.

Elistratova, A.A. (1960). Nasledie angliiskogo romantizma i sovremennost’ [The legacy of English romanticism and modernity]. Moscow: Akademiya nauk SSSR.

Ellis, E.J. (1907). Real Blake: a portrait biography. New York.

Erdman, D. (1954). Blake: prophet against empire: a poet’s interpretation of the history of his own times. New York: Dover.

Frye, N. (1947). Fearful symmetry. Princeton University Press.

Gilchrist, A. (1863). Life of William Blake, ‘Pictor Ignotus’: in 2 vols. (Vol. 1-2). London; Cambridge: Macmillan and Co.

Morton, A.L. (1956). Angliiskaya utopiya [English utopia]. Moscow: Inostrannaya literatura.

Nekrasova, E.A. (1957, November 28). Vil’yam Bleik [William Blake]. Sovetskaya Kul’tura [Soviet Culture], 4.

Shaginyan, M. (1957, November 28). Vil’yam Bleik: K dvukhsotletiyu so dnya rozhdeniya [William Blake: On the bicentenary of his birth]. Izvestiya, 3–4.

Smirnov-Sadovskii, D. (2017). Bleik. Biografiya [Blake. Biography]. Moscow: Magreb.

Schorer, M. (1946). William Blake: the politics of vision. New York: H. Holt and Company.

Tiutvinova, T. (2019) The reception of Blake’s art in Russia: an echo of Blake’s universe. In S. Erle, M. Paley (Eds.), The reception of William Blake in Europe. London: Bloomsbury, 533-46.

Uil’yam Bleik: V mire videnii [William Blake: in the world of visions].(1957). Kur’er YuNESKO [UNESCO Courier], 8, 40–41.

Urnov, D. (1989). Romantizm: Bleik, «Ozernaya shkola», Val’ter Skott, Bairon, Shelli, Kits, esseisty i drugie prozaiki [Romanticism: Blake, The Lake School, Walter Scott, Byron, Shelley, Keats, essayists and other prose writers]. In Istoriya Vsemirnoi Literatury [History of world literature] (Vol. 6). Moscow: Nauka, 87–91.

Vengerova, Z.A. (1897). Vill’yam Blek – rodonachal’nik angliiskogo simvolizma [William Blake as the founder of English symbolism]. In Z.A. Vengerova, Literaturnye kharakteristiki [Literary characteristics]. St Petersburg: Vineke Publ., 153–182.

Williams, N.M. (2006). Introduction: understanding Blake. In N.M. Williams (Ed.), Palgrave advances in William Blake studies. Palgrave Macmillan, 1–21.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Вера Владимировна Сердечная


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.