Изображение на обложке

ЗАМЕТКИ НА СМЕРТЬ ПОСТДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Анатолий Владимирович Рясов

Аннотация


В первой половине ХХ в. драматический театр, долгие годы представлявшийся едва ли не синонимом сценического искусства, все чаще начал проблематизировать собственные стереотипы. Ряд режиссеров и теоретиков театра заговорили о кризисе драмы и необходимости поиска новых сценических решений. Примерно с середины 1960-х гг. европейская сцена подвергается радикальным преобразованиям, ознаменовавшим рождение постдраматического театра. Но, возможно, по прошествии полувека, когда постдраматическое искусство утратило черты революционности, пришло время обозначить новый кризис и артикулировать нерешенные вопросы: например, об излишней ставке на коммуникацию и интерпретацию, о взаимоотношениях с драматическим текстом. Не менее актуальным представляется и другой, зачастую остающийся без внимания вопрос: каким образом эти события сказываются на эволюции пьесы как литературной формы? Есть некоторые основания полагать, что они усугубили стагнацию жанра, но в то же время причины драматического застоя следует искать не на театральной сцене, а на территории литературы. Драматургия до сих пор не осознала себя как независимый ресурс письма, равнозначный поэзии и прозе. Возможно, разговоры о том, что пути театра и пьесы разошлись, весьма преждевременны и это расхождение еще даже не начиналось.

Ключевые слова: Антонен Арто, Сэмюэль Беккет, Питер Брук, драматургия, коммуникация, Ханс-Тис Леман, режиссерский театр, театр жестокости.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-18-33


Полный текст:

PDF

Литература


Арто, А. Театр и его двойник / пер. с фр. Г. Смирновой. СПб.: Симпозиум, 2000. Бергман, И. Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино / пер. со шведск. А. Афиногеновой. М.: Радуга, 1985.

Бергман, И. Пятый акт / пер. со шведск. Н. Горелика. М.: Verte, 2009.

Брук, П. Пустое пространство. / пер. с англ. О. Родман и И. Цымбал. М.: Прогресс, 1976 [Электронный ресурс]. URL: http:// teatrsemya.ru/lib/rejissura/piter-bruk-pustoeprostranstvo.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

Винавер, М. Избыток режиссуры / cост., вступит. ст., пер. с франц., коммент. С. А. Исаева // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. С. 181–190.

Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. В 4 тт. Т. 3. / пер. с нем. А. Михайлова. М.: Искусство, 1971.

Гротовский, Е. От бедного театра к искусству-проводнику / пер. с польск., составл. вступит. ст. и примеч. Н. Башинджагян. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003.

Казаков, В.В. Врата. Дон Жуан: Драмы. М.: Гилея, 1995.

Кто сломается первым: Языковой театр [сборник] / cост. А. Рясов. М.: Опустошитель, 2017.

Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / пер. с нем. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013.

Мейерхольд, В.Э. Лекции: 1918–1919. М.: ОГИ, 2001.

Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

Artaud, A. (2004). Le Théâtre de la Cruauté. In A. Artaud, & Grossman, E., Œuvres. Paris: Éditions Gallimard, p. 505–593.

Artaud, A., & Thévenin, P. (1956–1994). Œuvres complètes. Paris: Éditions Gallimard.

Beckett, S. (2014). Letter to B. Rosset, 10 March 1958. In S. Beckett, G. Craig, M. Fehsenfeld, D. Gunn, & L. Overbeck, The letters of Samuel Beckett. 1957–1965. (Vol. 3), Cambridge: Cambridge University Press, p. 116–117.

Beckett, S. (2019). The theatrical notebooks of Samuel Beckett (Vol. I: Waiting for Godot; Vol. II: Endgame). New York: Grove Press.

References

Artaud, A. (2004). Le Théâtre de la Cruauté. In A. Artaud, & Grossman, E., Œuvres. Paris: Éditions Gallimard, p. 505–593.

Arto, A. (2000) Le théâtre et son double [The theatre and its double] (G. Smirnova, Trans.). St. Petersburg: Symposium.

Artaud, A., & Thévenin, P. (1956–1994). Œuvres complètes. Paris: Éditions Gallimard.

Beckett, S. (2014). Letter to B. Rosset, 10 March 1958. In S. Beckett, G. Craig, M. Fehsenfeld, D. Gunn, & L. Overbeck, The letters of Samuel Beckett. 1957–1965. (Vol. 3), Cambridge: Cambridge University Press, p. 116–117.

Beckett, S. (2019). The theatrical notebooks of Samuel Beckett (Vol. I: Waiting for Godot; Vol. II: Endgame). New York: Grove Press.

Bergman, I. (1985). Bergman o Bergmane. Ingmar Bergman v teatre i kino. [Bergman about Bergman. Ingmar Bergman on the theatre and cinema] (A. Afinogenova, Trans.). Moscow: Raduga.

Bergman, I. (2009). Pjatyi akt [Fifth act] (N. Gorelik, Trans.). Moscow: Verte.

Brook, P. (1976). The empty space (O. Rodman, & I. Tsymbal, Trans.). Moscow: Progress. Retrieved from: http://teatrsemya.ru/lib/rejissura/piter-bruk-pustoe-prostranstvo.pdf (date of access: 20.01.2019).

Hegel, G.V.F. (1971). Estetika [Aesthetics] (A. Mikhaylov, Trans.) (Vol. 3). Moscow: Iskusstvo.

Grotovskiy, E. (2003). Ot bednogo teatra k iskusstvu-provodniku [From the poor theatre to art as guide] (N. Bashindzhagyan, Ed., Trans.). Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr.

Kazakov, V.V. (1995). Vrata. Don Zhuan: Dramy [The gates. Don Juan: dramas]. Moscow: Gileya.

Leman, Kh.-T. (2013). Postdramatisches Theater [Postdramatic Theatre] (N. Isayeva, Trans.). Moscow: ABCdesign.

Meyyerkhol’d, V.E. (2001). Lektsii: 1918–1919 [Lectures: 1918–1919]. Moscow: OGI.

Ryassov, A. (2017). Kto slomayetsya pervym: Yazykovoy teatr [sbornik] [Who will collapse first: language theatre] (Collected Papers). Moscow: Opustoshitel’.

Sontag, S. (2014). Against interpretation and other essays (V. Golyshev, Trans.). Moscow: Ad Marginem Press.

Vinaver, M. (1992). Izbytok rezhissury [Excess directing]. In S.A. Isayev (Ed., Trans.), Kak vsegda ob avangarde: Antologiya frantsuzskogo teatral’nogo avangarda [As always about the avant-garde. Anthology of French theatre avantgarde]. Moscow: TPF «Soyuzteatr», 181–190.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 А. В. Рясов


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.