КИНОЭКФРАСИС В НОВЕЛЛЕ ЛИОНА ФЕЙХТВАНГЕРА «БРОНЕНОСЕЦ „ПОТЕМКИН”»

Нина Станиславовна Бочкарева, Маргарита Андреевна Пешкова

Аннотация


Аннотация. В статье рассматривается новелла Л. Фейхтвангера «Броненосец “Потемкин”» как отдельное произведение, а не как глава романа «Успех». Исследуется поэтика киноэкфрасиса в новелле, его структура и роль в художественной системе произведения. Выявляются хронотопическая, сюжетообразующая и характерологическая функции киноэкфрасиса. Сравнивается фильм Эйзенштейна и новелла Фейхтвангера, его интерпретирующая. Делается вывод о том, что немецкий писатель использует основные сюжетные и образные мотивы фильма (червивое мясо, бунт, убитый матрос на берегу, лестница, шеренга казаков, коляска, флажки и т.д.), но показывает их через призму восприятия человека, не принимающего революции. В результате он, с одной стороны, показывает огромное эмоциональное воздействие фильма, с другой стороны, создает психологически более сложный, чем в фильме, образ «врага революции».

Ключевые слова: киноэкфрасис, фильм, новелла, Фейхтвангер, Эйзенштейн, Броненосец «Потемкин».


Полный текст:

PDF

Литература


Бочкарева Н.С. Введение // Экфрастические жанры в классической и современной литературе / Н.С. Бочкарева, К.В. Загороднева, Е.О. Пономаренко,

А.Г. Рогова, И.А. табункина, Д.С. туляков, И.И. тулякова; под общ. ред. Н.С. Бочкаревой. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2014. С. 5–11.

Броненосец «Потемкин» / сост. Н.И. Клейман, К.Б. Левина. М.: Искусство, 1969.

Дронова О.А. Романы «новой деловитости» в контексте литературной кинематографичности // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 3(31). С. 88–94.

Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918–1934 годы. М.: Искусство, 1965.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

Спектор А.Л. Лион Фейхтвангер. Лекции для студентов филологических факультетов. Душанбе, 1968.

Тамарченко Н.Д. Структура произведения // теория литературы: в 2 т. / Н.Д. тамарченко, В.И. тюпа, С.Н. Бройтман. М.: Академия, 2004. т. 1. С. 172–263.

Фейхтвангер Л. Броненосец «Потёмкин» / перевод В. Станкевич // Искусство и художник в зарубежной новелле ХХ века / сост. И.С. Ковалева; авт. вст. ст. В.Е. Балахонов. СПб: СПбГУ, 1992. С. 322–328.

Фрейлих С.И. теория кино: от Эйзенштейна до тарковского. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007.

Шкловский В. Эйзенштейн. М.: Искусство, 1976.

Юренев Р.Н. Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. М.: Наука, 1965.

Chartier-Bunzel, A. (2009). Simone, ein Hollywoodprodukt? In: I. Wallace (Ed.), Feuchtwanger and Film. New York: Peter Lang, S. 283–295.

Feuchtwanger, L. (1956). Panzerkreuzer Potemkin und andere Erzählungen / ausgewählt von Hans Marquardt. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., S. 79–85.

Köpke, W. (2009). Massenwirkung und Film in Erfolg. In: I. Wallace (Ed.), Feuchtwanger and Film. New York: Peter Lang, S. 261–266.

Markus, I. (1994). Ch. Lion Feuchtwanger’s Erfolg: Film Technique and the Modern Historical Novel: Thesis. Hamilton, Ontario: McMaster University.

Rutz, G.-P. (2000). Darstellungen von Film in literarischen Fiktionen der zwanziger und dreißiger Jahre. Hamburg: Lit.

Schmitt-Maass, Ch. (2009). Die photographisch treue Wiedergabe von Charakteren. Aspekte der Typage in Feuchtwangers Jefta. Anlage – Kritik – Erfolg. In: I. Wallace (Ed.), Feuchtwanger and Film. New York: Peter Lang, S. 267–282.

References

Bochkareva, N.S. (2014). Vvedenie [Introduction]. In: N.S. Bochkareva (Ed.), Ekphrastic Genres in Classical and Modern Literature. Perm: Perm State National Research University, pp. 5–11.

Chartier-Bunzel, A. (2009). Simone, ein Hollywoodprodukt? In: I. Wallace (Ed.), Feuchtwanger and Film. New York: Peter Lang, S. 283–295.

Dronova, O.A. (2015). Romany “novoj delovitosti” v kontekste literaturnoj kinematografichnosti [Novels of “New Objectivism” within the Context of Cinematographic Writing]. Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, 3(31), pp 88–94.

Feuchtwanger, L. (1992). Panzerkreuzer Potemkin / translated by V. Stankevich. In: I.S.Kovaleva (Ed.), Art and Artist in Foreign Short Story of the XXth century [Iskusstvo I hudozhnik v zarubezhnoj novelle XX veka]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ,. pp. 322–328.

Feuchtwanger, L. (1956). Panzerkreuzer Potemkin und andere Erzählungen / ausgewählt von Hans Marquardt. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., S. 79–85.

Freilich, S.I. (2007). Film Theory: from Eisenstein to Tarkovsky [Teorija kino: ot Eisenstein do Tarkovsky]. Moscow: Akademicheskij Projekt.

Klejman, N.I., & Levina, K.B. (1969). Bronenosets “Potemkin” [Battleship “Potemkin”]. Moscow: Iskusstvo.

Köpke, W. (2009). Massenwirkung und Film in Erfolg. In: I. Wallace (Ed.), Feuchtwanger and Film. New York: Peter Lang, S. 261–266.

Lebedev, N.A. (1965). Essays on Film History in USSR. Silent films: 1918-1934 [Ocherki istorii kino v SSSR. Nemoe kino: 1918–1934]. Moscow: Iskusstvo.

Markus, I. (1994). Ch. Lion Feuchtwanger’s Erfolg: Film Technique and the Modern Historical Novel: Thesis. Hamilton, Ontario: McMaster University.

Meletinskij, E.M. (1990). Historical Poetics of Short Story [Istoricheskaja poetika novelly]. Мoscow: Nauka.

Rutz, G.-P. (2000). Darstellungen von Film in literarischen Fiktionen der zwanziger und dreißiger Jahre. Hamburg: Lit.

Schmitt-Maass, Ch. (2009). Die photographisch treue Wiedergabe von Charakteren. Aspekte der Typage in Feuchtwangers Jefta. Anlage – Kritik – Erfolg. In: I. Wallace (Ed.), Feuchtwanger and Film. New York: Peter Lang, S. 267–282.

Shklovsky,V. (1976). Eisenstein. Moscow: Iskusstvo.

Spector, A.L. (1968). Lion Feuchtwanger. Lectures for Students of Philological Faculties [Lion Feuchtwanger. Lekcii dlja studentov filologicheskih fakultetov]. Dushanbe.

Tamarchenko, N.D. (2004). Structure of Work [Struktura Proizvedenija]. In: N.D. Tamarchenko, V.I. Tjupa, S.N. Brojtman. Theory of Literature [Teorija Literatury]. Moscow: Akademija,V. 1, pp. 172–263.

Yurenev, R.N. (1965). Battleship “Potemkin» by Sergei Eisenstein [Bronenosec “Potemkin” Sergei Eisenstein]. Moscow: Nauka.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Нина Станиславовна Бочкарева, Маргарита Андреевна Пешкова


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.