СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ И КОНЦЕПЦИЯ НЕОБРАТИМОСТИ В РОМАНАХ ТОМА МАККАРТИ

Александра Сергеевна Тауснева

Аннотация


В статье рассматривается творчество современного английского писателя Тома Маккарти в аспекте реализации в нем оригинальной авторской концепции времени и пространства. На основе наблюдений о созвучии постмодернистских романов Маккарти «Когда я был настоящим» (2005), "С" (2010) и «Атласный остров» (2015) теории энтропийных систем, а также отдельным философским понятиям постмодернизма («лента Мебиуса», эллипс, руина) делается вывод о сопряженности личного и космического. Цикличность сюжетных эпизодов в романах Маккарти связана с представлением о причастности героя процессам мирового распада и тотальной необратимости, пребыванием в петле, в атемпоральном пространстве, в энтропийной воронке времени. Травмированное «Я» главного героя символизирует всеобщую травму бесконечного неантропологического времени. Творчество Маккарти существенно развивает образы и композиционно-нарративные инструменты, связанные с нелинейностью и фрагментарностью, которые характерны для искусства модернизма и постмодернизма (Джойс, Фолкнер, Роб-Грийе, Пинчон). Цикличность в постмодернистском искусстве Маккарти связана уже не с абсолютным мифологическим временем и не с «обыденно-житейским циклическим бытовым временем» (Бахтин), а с «темпоральностью ускоренного цикла» (Бодрийяр), с нехваткой, исчезанием, «эллипсом» (Деррида), с бесконечным закручиванием в спираль, подобную раковине. Цикличность Маккарти предстает в виде повтора, отсекающего дорогу в будущее.

Ключевые слова: постмодернизм, Том Маккарти, цикличность, энтропия, «руины».

DOI 10.18522/2415-8852-2020-4-114-122


Полный текст:

PDF

Литература


Асланян, А., Волчек, Д. Имитации и реконструкции Тома Маккарти // Радио Свобода, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.svoboda.org/a/2106715.html (дата обращения: 13.05.2020).

Батракова, С.П. Театр-Мир и Мир-Театр: творческий метод художника XX века. Драма о драме. М.: Памятники исторической мысли, 2010.

Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234–407.

Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкиной. Тула: Тульский полиграфист, 2013.

Вежновец, Е.Н. Руины // Новейший философский словарь. Постмодернизм / ред. и сост. А.А. Грицанов. Минск: Книжный дом, 2003. C. 859.

Гройс, Б. Товарищи времени // Художественный журнал. 2011. № 81 [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine. com/issue/16/article/218 (дата обращения: 15.05.2020).

Косиков, Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: ИГ «Прогресс», 2000. С. 3–48.

Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251–292.

Павельева, А.К. Концепции формы и свойства художественного времени в литературном произведении // Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. ГС Сковороди. Сер.: Літературознавство. 2012. № 1. С. 133–148 [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/60589614-Ak-paveleva-koncepcii-formy-i-svoystvahudozhestvennogo-vremeni-v-literaturnomproizvedenii-ne-schitaya-kino-literatura-vbolshey-mere-nezheli.html (дата обращения: 13.05.2020).

Рыков, А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007.

Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература XIX века: Учебное пособие. М.: Флинта, 2010.

Bois, Y.-A. (1997). The use value of ‘Formless.’ In Y.-A. Bois, & R. Krauss (Eds.), Formless: a user’s guide. New York: Zone, 13–40.

Critchley, S. (2012). Afterword. Everything falls back to Earth. In T. McCarthy, Men in space. New York: Vintage Books, 226–235.

Eve, M.P. (2016). Structures, signposts, and plays: modernist anxieties and postmodern influences in Tom McCarthy’s C. In D. Duncan (Ed.), Tom McCarthy: Critical Essays. Canterbury: Gylphi, 1–20 [Электронный ресурс]. URL: http://eprints.bbk.ac.uk/15059/ (дата обращения: 14.05.2020).

McCarthy, T. (2007). Remainder. London: Alma Books.

McCarthy, T. (2010). “C”. New York. Alfred A. Knopf.

McCarthy, T. (2015). Satin island. New York: Alfred A. Knopf.

McCarthy, T., & Critchley, S. (2007). The New York declaration: INS statement of inauthenticity [Электронный ресурс]. URL: https://tc3-production.s3.amazonaws. com/upload/52228de602e3e620b1000205/ sfinsnydeclaration.pdf (дата обращения: 13.05.2020).

Nieland, J. (2012). Dirty media: Tom McCarthy and the afterlife of modernism. Modern Fiction Studies, 58(3), 569–599.

References

Aslanyan, A., & Volchek, D. (2010). Imitatsiy i rekonstruktsiy Toma Makkarti [Imitations and reconstructions by Tom McCarthy]. Radio Liberty. Retrieved from: http://www.svoboda. org/a/2106715.html (date of access: 13.05.2020).

Bois, Y.-A. (1997). The use value of ‘Formless.’ In Y.-A. Bois, & R. Krauss (Eds.), Formless: a user’s guide. New York: Zone, 13–40.

Batrakova, S.P. (2010). Teatr-Mir i Mir-Teatr: tvorcheskiy metod khudozhnika XX veka. Drama o drame [Theater-World and World-Theater: the creative method of the artist of the XX century. Drama about drama]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli.

Bakhtin, M.M. (1975). Formy vremeni i khronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike [Forms of time and of the chronotope in the novel: notes towards a historical poetics]. In M.M. Bakhtin, Voprosy literatury i estetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literaturа, 234–407.

Baudrillard, J. (2013). Simulacres et simulation [Simulacra and simulation] (O.A. Pechenkina, Trans). Tula: Tul’skiy poligrafist.

Critchley, S. (2012). Afterword. Everything falls back to Earth. In T. McCarthy, Men in space. New York: Vintage Books, 226–235.

Eve, M.P. (2016). Structures, signposts, and plays: modernist anxieties and postmodern influences in Tom McCarthy’s C. In D. Duncan (Ed.), Tom McCarthy: Critical Essays. Canterbury: Gylphi, 1–20. Retrieved from: http://eprints.bbk.ac.uk/15059/ (date of access: 14.05.2020).

Groys, B. (2011). Tovarishchi vremeni [Friends of time]. Khudozhestvenny Zhurnal [Moscow art magazine], 81. Retrieved from: http://moscowartmagazine.com/issue/16/ article/218 (date of access: 15.05.2020).

Kosikov, G.K. (2000). “Struktura” i/ili “tekst” (strategii sovremennoy semiotiki) [“Structure” and / or “text” (strategies of modern semiotics)]. In G.K. Kosikov (Ed.), Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French semiotics: from structuralism to poststructuralism]. Moscow: Progress, 3–48.

Lotman, Yu.M. (1988). Khudozhestvennoe prostranstvo v proze Gogolya [Artistic space in Gogol’s prose]. In Yu.M. Lotman, V shkole poeticheskogo slova: Pushkin. Lermontov. Gogol’ [In the school of poetic word: Pushkin. Lermontov. Gogol’]. Moscow: Prosveshchenie, 251–292.

McCarthy, T. (2007). Remainder. London: Alma Books.

McCarthy, T. (2010). “C”. New York. Alfred A. Knopf.

McCarthy, T. (2015). Satin island. New York: Alfred A. Knopf.

McCarthy, T., & Critchley, S. (2007). The New York declaration: INS statement of inauthenticity. Retrieved from: https:// tc 3 -pro duc t ion . s3. a ma z onaw s .c om / upload /52228de 602e3e 620b10 0 0205/ sfinsnydeclaration.pdf (date of access: 13.05.2020).

Nieland, J. (2012). Dirty media: Tom McCarthy and the afterlife of modernism. Modern Fiction Studies, 58(3), 569–599.

Pavel’eva, A.K. (2012). Kontseptsii formy i svoystva khudozhestvennogo vremeni v literaturnom proizvedenii [Concepts of form and properties of artistic time in a literary work]. Naukovі zapiski Kharkіvs’kogo natsіonal’nogo pedagogіchnogo unіversitetu іm. GS Skovorodi [Notes of Kharkiv National Pedagogical University named after GS Skovoroda. Literary Studies], 1, 133–148. Retrieved from: https://docplayer. ru/60589614-A-k-paveleva-koncepcii-formyi-svoystvahudozhest vennogo-vremeni-vliteraturnom-proizvedenii-ne-schitaya-kinoliteratura-vbolshey -mere-nezheli.html (date of access: 13.05.2020).

Rykov, A.V. (2007). Postmodernizm kak “radikal’nyj konservatizm”: Problema khudozhestvenno-teoreticheskogo konservatizma i amerikanskaya teoriya sovremennogo iskusstva 1960-1990-h gg. [Postmodernism as “radical conservatism”: The problem of artistictheoretical conservatism and the American theory of contemporary art of the 1960-1990s]. Saint Petersburg.: Aleteya.

Shervashidze, V.V. (2010). Zapadnoevropeyskaya literatura XIX veka: Uchebnoe posobie [19th Century Western European Literature]. Moscow: Flinta.

Vezhnovets, E.N. (2003). Ruiny [Ruins]. In A.A. Gritsanov (Ed.), Noveyshy filosofsyj slovar’. Postmodernizm [The latest philosophical dictionary. Postmodernism]. Minsk: Knizhny dom, 859.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Александра Сергеевна Тауснева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournalsfedu@gmail.com

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.