Изображение на обложке

«ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК» МОДЕРНИЗМА: ЯЗЫКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ У ТОМАСА БЕРНХАРДА И ФРЕНСИСА БЭКОНА

Вера Владимировна Котелевская

Аннотация


Сравнительный анализ визуального языка Бернхарда и Бэкона основан на сопоставлении пространства и телесности в романе «Das Kalkwerk», где упомянуто имя британского модерниста, с живописью Бэкона. Экфрасис функционирует в романе как минус-прием: отсутствует описание картины и ее название. Понятие «внутренний человек» трактуется в двух контекстах - христианско-исповедальном и историко-литературном как концепция модернистского героя, определяемого прустовской формулой «всё в сознании». В статье выдвигаются две гипотезы: 1) образ протагониста Бернхарда представляет собой «внутреннего человека» модернизма - тип героя, который стремится к автономии, изоляции, рефлексии и изображается в абстрактно-схематичном виде, в условиях редукции реалистических свойств; 2) «внутренний человек» Бернхарда по своим ментальным свойствам и по стратегии изображения типологически схож с фигурами живописи Френсиса Бэкона, претерпевающими пытку искажения, расчеловечения, дефигурации.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Общими чертами визуального языка Бернхарда и Бэкона являются: тематический отбор пограничных экзистенциальных состояний человека (крик, насильственная обездвиженность, казнь, смерть); создание образа отчужденной личности модернизма; экспрессивная деформация фигуры (персонажа); редукция реалистической предметности; дефабулизация (оба предстают «разрушителями историй»); абстрагирование; композиционный минимализм; нонфинализм. Кроме того, Бернхард, располагая как художник слова дополнительным формальным арсеналом, усиливает указанные свойства предметного мира на стилистическом уровне. Сравнительный анализ двух семиотических кодов - визуального и словесного - позволил в итоге выявить их относительный изоморфизм, основанный на схожести картин мира и единстве формальных принципов творчества. Позднемодернистское искусство Бернхарда и Бэкона демонстрирует гротесковое балансирование «внутреннего человека» между формой и бытием по ту сторону всякой формы, где обнаруживается предел «критики языка».

Ключевые слова: модернизм, визуализация, художественное пространство, поэтика персонажа, австрийская литература, Бернхард, Бэкон.


Полный текст:

PDF

Литература


Бобрик М. к истории понятия «я» в русском языке. Сочетания со словом «внутренний» // Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге. М., 2007. С. 235-236.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999. 413 с.

Делез Ж. Френсис Бэкон. Логика ощущения. М., 2011. 200 с.

Лахманн Р. Демонтаж красноречия. СПб., 2001. 268 с.

Лахманн Р «Истерический дискурс» Достоевского // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей / Под ред. К. Богданова, Ю. Мурашова, Р. Николози. М., 2006. С. 148-168.

Малевич К. От кубизма к футуризму и супрематизму // Малевич К. Черный квадрат. СПб., 2003. С. 29-57.

Bartmann, Ch. (1991). Vom Scheitern der Studien. Das Schriftmotiv in Bernhards Roma- nen. In: Text + Kritik. Heft 43, 3, pp. 22-29.

Bloemsaat-Voerknecht, L. (2006). Thomas Bernhard und die Musik. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Baumgartner, A. (1992). Auf den Spuren von Thomas Bernhard. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Diederichs, B. (1999). Musik als Generationsprinzip von Literatur. Eine Analyse am Beispiel von Thomas Bernhards Untergeher. Diss. Justus-Liebig-Universität Gießen.

Eyckeler, F. (1995). Reflexionspoesie: Sprachs- kepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards. Berlin: Erich Schmidt.

Giacobetti, F. (2003). Francis Bacon: “I painted to be loved”. In: The Art Newspaper. 37, pp. 28-29.

Jahraus, O. (1991). Die Wiederholung als werkkonstitutives Prinzip in OEvre Thomas Bernhards. Frankfurt am Main: P. Lang.

Kuhn, G. (1996). Ein philosophisch-musikalisch geschulter Sänger. Musikästhetische Überlegungen zur Prosa Thomas Bernhards. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Kuhn, G. (2002). Musik und Memoria. In: M. Huber, W. Schmidt-Dengler (Hg.), Wissenschaft als Finsternis? Jahrbuch der Thomas-Bernhards Privatstiftung in der Kooperation mit dem Österreichischen Literaturarchiv. Wien/Köln/Weimar: Böhlau, S. 145-162.

Neumayer, H. (2002). “Experimentalsätze” und “Lebensversicherungen”. Thomas Bermhards Kalkwerk und die Methode des Victor Urbantschitsch. In: F. Schlossler, I.Villinger (Hg.), Politik und Media bei Thomas Bernhard. Würzburg, S. 4-29.

Nienhaus, B. (2010). Architekturen und andere Räume. Raumdarstellung in der Prosa Thomas Bernhards. Marburg: Tectum.

Pontzen, A. (2010). Künstler ohne Werk. Modelle negativer Produktionsästhetik in der Künstlerliteratur von Wackenroder bis Heiner Müller. Berlin: Erich Schmidt.

Prevešić, B. (2014). “Das unzurechnungsfähigste Gehör”. Die Funktion der Wiederholung in Thomas Bernhards Kalkwerk (1970). In: Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. (2), S. 256-270.

Schmied, W., Schmied, E. (2000). Thomas Bernhards Österreich. Salzburg: Residenz.

Schütte, U. (2005). Zwei Wege zur «Aufhel lung der Finsternisse in der Welt». Zum untergründigen Wechselverhältnis von Literatur und Malerei bei Thomas Bernhard und Francis Bacon. In: R. Görner (Ed.), Images of Words: Literary Representations of Pictorial Themes. Munich (DE): liducium, S. 121-155.

Timofte, A. (2014). Einsamkeit (ver)-schreiben: Umwertungen im anthropologiechen Diskurs des 18. Jahrhunderts. In: Recherches Germaniques. 44. Strasbourg, S. 27-49.

References

Bernhard, Th. (1973). Das Kalkwerk. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Bernhard, Th. (2004). Das Kalkwerk. Werke in 22 Banden. 3. Bd. Frankfurt am Main: Suhr- kamp.

Bernhard, Th. (2011). Der Atem: Eine Ent- scheideung. In: Th. Bernhard. Autobiographie. St. Polten (u.a.): Residenz, S. 245-349.

Bernhard, Th. (1989). Drei Tage. In: Th. Bernhard. Der Italiener. Frankfurt am Mein: Suhr- kamp, S. 78-90.

Bernhard, Th. (2011). Die Kalte: Eine Isolation. In: Th. Bernhard. Autobiographie. St. Polten (u.a.): Residenz, S. 351-456.

Proust, M. (1989). Albertine disparue. Le temps retrouve. (Vol. 4). Paris: Gallimard.

Bernhard, Th. (2009). Siegfried Unseld: Der Briefwechsel. Frankfurt am Main: Suhrkamp. Proust M. (1989). Albertine disparue. Le temps retrouve. (Vol.4). Paris: Gallimar.

Bartmann, Ch. (1991). Vom Scheitern der

Studien. Das Schriftmotiv in Bernhards Roma- nen. In: Text + Kritik. Heft 43. 3, pp. 22-29.

Baumgartner, A. (1992). Auf den Spuren von Thomas Bernhard. Frankfurt am Main: Suhr- kamp.

Bloemsaat-Voerknecht, L. (2006). Thomas Bernhard und die Musik. Wurzburg: Konigshau- sen & Neumann.

Bobryk, M. (2007). K istorii ponyatiya “Ya” v russkom yazyke. Sochetanya so slovom „vnoutrenniy“ [Towards a History of the Concept “Self” in the Russian language. Combinations with the Word “Internal”]. In: V. Molchanov, N. Plotnikov, and A. Haardt, Personal‘nost‘. Yazyk filosofii v russko-nemetskom dialoge. Мoscow: Modest Kolerov, pp. 235-236.

Deleuze, G. (2011). Fraensis Baekon. Logika oshchushcheniya [Francis Bacon. Logics of Sensation]. Мoscow: Machina.

Diederichs, B. (1999). Musik als Generations-prinzip von Literatur. Eine Analyse am Beispiel von Thomas Bernhards Untergeher. Diss. Justus- Liebig-Universitat Giefien.

Eyckeler, F. (1995). Reflexionspoesie: Sprachs- kepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards. Berlin: Erich Schmidt.

Giacobetti, F. (2003). Francis Bacon: “I painted to be loved”. In: The Art Newspaper. 37, pp. 28-29.

Ginzburg, L. (1999). O psihologicheskoi proze [On Psychological prose]. Мoscow: Intrada.

Jahraus, O. (1991). Die Wiederholung als werkkonstitutives Prinzip in ffivre Thomas

Bernhards. Frankfurt am Main: P. Lang.

Kuhn, G. (1996). Ein philosophisch-musika- lisch geschulter Sanger. Musikasthetische Uber- legungen zur Prosa Thomas Bernhards. Wurzburg: Konigshausen & Neumann.

Kuhn, G. (2002). Musik und Memoria. In: M. Huber, W. Schmidt-Dengler (Hg.), Wissenschaft als Finsternis? Jahrbuch der Thomas-Bernhards Privatstiftung in der Kooperation mit dem Oster- reichischen Literaturarchiv. Wien/Koln/Weimar: Bohlau, pp. 145-162.

Lahmann, R. (2001). Demontage of the Eloquence [Demontazh krasnorechiya]. Sankt-Pe- terburg: Academic Project.

Lahmann, R. (2006). “Hysterical Discourse” of Dostoevsky [Istericheskiy diskurs Dostoyev- skogo] In: K. Bogdanov, Y. Murashov, R. Niko- lozi (Eds.), Russkaya literatura i meditsina: Telo, predpisaniya, sotsialnaya praktika. Moscow: New Publishing, pp. 148-168.

Malevitch, K. (2003). Ot kubizma k futurismy i suprematizmy [From Cubism to Futurism and Suprematism]. In: K. Malevitch. Choernyi kwa- drat. Sankt-Peterburg, pp. 29-57.

Neumayer, H. (2002). “Experimentalsatze” und “Lebensversicherungen”. Thomas Berm- hards Kalkwerk und die Methode des Victor Urbantschitsch. In: F. Schlossler, and I. Villinger (Hg.), Politik und Media bei Thomas Bernhard. Wurzburg, pp. 4-29.

Nienhaus, B. (2010). Architekturen und an- dere Raume. Raumdarstellung in der Prosa Thomas Bernhards. Marburg: Tectum.

Pontzen, A. (2010). Kunstler ohne Werk. Modelle negativer Produktionsasthetik in der Kunstlerliteratur von Wackenroder bis Heiner Muller. Berlin: Erich Schmidt.

Prevesic, B. (2014). “Das unzurechnungsfa- higste Gehor”. Die Funktion der Wiederholung in Thomas Bernhards Kalkwerk (1970). In: Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. (2), pp. 256-270.

Schmied, W., Schmied, E. (2000). Thomas Bernhards Osterreich. Salzburg: Residenz.

Schutte, U. (2005). Zwei Wege zur «Aufhel- lung der Finsternisse in der Welt». Zum unter- grundigen Wechselverhaltnis von Literatur und Malerei bei Thomas Bernhard und Francis Bacon. In: R. Gorner (Ed.), Images of Words: Literary Representations of Pictorial Themes. Munich (DE): liducium, pp. 121-155.

Timofte, A. (2014). Einsamkeit (ver)-schrei- ben: Umwertungen im anthropologiechen Dis- kurs des 18. Jahrhunderts. In: Recherches Ger- maniques, 44. Strasbourg, pp. 27-49.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Вера Владимировна Котелевская


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.