«ТОЧКА ДОСТУПА – 2020»: ЦИФРОВОЙ ТЕАТР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Вера Владимировна Сердечная

Аннотация


Статья посвящена феномену цифрового театра, то есть театра, создаваемого с помощью современных диджитал-технологий. Такой театр развивался и до пандемии 2020 года, однако его расцвет
пришелся на период локдауна, когда театры оказались в ситуации вынужденной изоляции. Цифровой театр необходимо отличать от «традиционного», транслируемого с помощью цифровых технологий (онлайн-трансляции). В статье анализируются примеры российских и зарубежных постановок, в частности, вошедших в программу фестиваля «Точка доступа», который в 2020 году прошел онлайн. Цифровой театр создается с помощью и в расчете на особенности цифровой реальности; он может использовать такие технологии, как Whatsapp и Zoom, Instagram, электронная почта, мессенджеры, звонок и аудиозапись; программы Minecraft, Sims и другие; технологии дополненной реальности. 

Ключевые слова: цифровой театр, диджитал-театр, онлайн-театр, технологии, спектакль в Zoom, конференция, мессенджеры.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-4-83-91


Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев, А. Эрик Бентли всё?.. О фестивале «Цифровой театр» // Петербургский театральный журнал. 2020. 12 августа [Электронный ресурс]. URL: https://ptj.spb.ru/blog/ erik-bentli-vsyo/ (дата обращения: 12.09.21).

Бобровская, М.А., Галкин, Д.В., Самеева, В.С. Новые информационные технологии в современной сценографии // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 93–105.

Веллингтон, А.Т. «Театр новых форм»: цифровые технологии в современном театре // Теория и история искусства. 2020. № 3/4. С. 217–224.

Демидкин, В. Театр из нулей и единиц: что такое цифровой театр и зачем он нам // Syg. ma. 2021. 26 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://syg.ma/@eugenia-ouliankina/ tieatr-iz-nuliei-i-iedinits-chto-takoie-tsifrovoitieatr-i-zachiem-on-nam (дата обращения: 12.09.21).

Ефременко, О. Онлайн-поворот: «Точка доступа – 2020» как форум новых форматов // Театр. 2020. 27 мая [Электронный ресурс]. URL: http://oteatre.info/tochka-dostupa-2020/ (дата обращения: 12.09.21).

Когут, Н.А. Кадрированный театр: Theatre HD как гибридная форма медиа // Наука телевидения. 2019. № 15.2. С. 65–89.

Платунов, А. По итогам Спонтанной программы [Электронный ресурс]. URL: https:// special.tochkadostupa.spb.ru/editorial/ spontanious (дата обращения: 12.09.21).

Салимова, Л.Ф. Театральная посттелесность: оцифровка тела в новой культуре социальных взаимодействий // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 2. С. 118–132.

Сибрук, Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / пер. В. Козлова. М.: Ад Марнингем Пресс, 2015.

References

Alekseev, A. (2020, August 12). Erik Bentli vse?.. O festivale “Tsifrovoy teatr” [Is Eric Bentley dead?.. On the “Digital Theater” festival]. Peterburgskiy Teatral’nyy Zhurnal [Petersburg theater journal]. Retrieved from: https://ptj. spb.ru/blog/erik-bentli-vsyo/ (date of access: 12.09.21).

Bobrovskaya, M.A., Galkin, D.V. & Sameeva, V.S. (2013). Novye informatsionnye tekhnologii v sovremennoy stsenografii [New information technologies in modern scenography]. Gumanitarnaya Informatika [Humanitarian informatics], 7, 93–105.

Demidkin, V. (2021, February 26). Teatr iz nuley i edinits: chto takoe tsifrovoy teatr i zachem on nam [Theater of zeros and ones: what is digital theater and why we need it]. Syg. ma. Retrieved from: https://syg.ma/@eugeniaouliankina/tieatr-iz-nuliei-i-iedinits-chtotakoie-tsifrovoi-tieatr-i-zachiem-on-nam (date of access: 12.09.21).

Efremenko, O. (2020, May 27). Onlaynpovorot: “Tochka dostupa – 2020” kak forum novykh formatov [Online turn: “Access Point – 2020” as a forum of new formats]. Teatr [Theatre]. Retrieved from: http://oteatre.info/ tochka-dostupa-2020/ (date of access: 12.09.21).

Kogut, N.A. (2019). Kadrirovannyy teatr: theatre HD kak gibridnaya forma media [Cropped theater: theater HD as a hybrid form of media]. Nauka televideniya [Science of television], 15.2, 65–89.

Platunov, A. (2020). Po itogam Spontannoy programmy [On the results of the Spontaneous Program]. Retrieved from: https://special. tochkadostupa.spb.ru/editorial/spontanious (date of access: 12.09.21).

Salimova, L.F. (2021). Teatral’naya posttelesnost’: otsifrovka tela v novoy kul’ture sotsial’nykh vzaimodeystviy [Theatrical postcorporeality: digitization of the body in a new culture of social interactions]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie” [Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Philosophy. Sociology. Art criticism], 2, 118–132.

Seabrook, J. (2015). Nobrow. Kul’tura marketinga. Marketing kul’tury [Nobrow. The Culture of marketing. The marketing of culture] (V. Kozlov, Trans.). Moscow: Ad Marningem Press.

Vellington, A.T. (2020). “Teatr novykh form”: tsifrovye tekhnologii v sovremennom teatre [«Theater of new forms»: digital technologies in contemporary theater]. Teoriya i Istoriya Iskusstva [Theory and history of art], 3/4, 217–224.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Вера Владимировна Сердечная


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.