«ЛАНАРК» (1981) АЛАСДЕРА ГРЕЯ: РАБОТА С ПРЕЦЕДЕНТНЫМИ ТЕКСТАМИ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО КАНОНА
Аннотация
В статье исследуется дебютный роман А. Грея «Ланарк» (1981) в свете мирового научно-фантастического жанрового канона. Данное произведение отличается активным введением интертекстуальных отсылок к прецедентным научно-фантастическим текстам, которое выходит далеко за пределы единичных образов и выражается в использовании оригинальных жанровых моделей. Фантастические книги «Ланарка», в основе своей направленные против консьюмеризма и капиталистического тоталитаризма, отсылают одновременно к дистопиям «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла. Наряду с этим в романе присутствует утопическое начало, однако социалистический идеал в нем так и остается неосуществимой мечтой, отнесенной в зону альтернативного прошлого или гипотетического будущего. «Ланарк» обнаруживает черты научно-фантастической мениппеи в духе «Путешествий Гулливера» Дж. Свифта. К их числу относится исключительная свобода вымысла, сочетание глубокого символизма и «трущобного натурализма», эксцентричное поведение героя с его последующим низложением, наличие трех планов (земля, Олимп, преисподняя), сюжет, базирующийся на испытании идеи (союз власти и науки), а также использование вставных жанров. Вместе с тем произведение А. Грея содержит в себе множество мемуарно-исторических включений, подобно романному эксперименту К. Воннегута, что позволяет говорить о гибридизации научно-фантастического и автобиографического начал в исследуемом романе.
Ключевые слова: Аласдер Грей, прецедентные тексты, научная фантастика, постмодернизм, дистопия, мениппея, фантастическая автобиография, литературный канон
Для цитирования: Мартыненко, Е.А. «Ланарк» (1981) Аласдера Грея: работа с прецедентными текстами научно-фантастического канона // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 1. С. 150–161. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-1-150-161
Полный текст:
PDFЛитература
Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2019.
Вальцев, С.В. Закат человечества: почему человеческое вырождается? М.: Книжный мир, 2010.
Кагарлицкий, Ю.И. Что такое фантастика? М.: Худож. лит., 1974.
Broderick, D. (2003). New Wave and backwash: 1960–1980. In E. James & F. Mendlesohn (Eds.), The Cambridge companion to science fiction. New York: Cambridge University Press, 48–63.
Butler, A.M. (2003). Postmodernism and science fiction. In E. James & F. Mendlesohn (Eds.), The Cambridge companion to science fiction. New York: Cambridge University Press, 137–148.
Gray, A. (2016). Lanark: a life in four books. Edinburgh: Canongate Books.
Juan Hatchard, L. de (2002). Generic multiplicity in Alasdair Gray’s “Lanark: a life in 4 books”. Revista Alicantina de Estudios Ingleses, 15, 109–122.
McHale, B. (2004). Postmodernist fiction. London: Taylor & Francis e-Library.
Nicol, B. (2009). Two postmodern genres: cyberpunk and “metaphysical” detective fiction.
In B. Nicol (Ed.), The Cambridge introduction to postmodern fiction. New York: Cambridge University Press, 164–166.
Stockwell, P. (2010). Science fiction. In D. Herman, M. Jahn, & M.-L. Ryan (Eds.), Routledge encyclopedia of narrative theory. London and New York: Routledge, 518–520.
References
Bakhtin, M.M. (2019). Problemy poetiki Dostoyevskogo. [Problems of Dostoevsky’s poetics]. Saint-Petersburg: Azbuka.
Broderick, D. (2003). New Wave and backwash: 1960–1980. In E. James & F. Mendlesohn (Eds.), The Cambridge companion to science fiction. New York: Cambridge University Press, 48–63.
Butler, A.M. (2003). Postmodernism and science fiction. In E. James & F. Mendlesohn (Eds.), The Cambridge companion to science fiction. New York: Cambridge University Press, 137–148.
Gray, A. (2016). Lanark: a life in four books. Edinburgh: Canongate Books.
Juan Hatchard, L. de (2002). Generic multiplicity in Alasdair Gray’s «Lanark: a life in 4 books». Revista Alicantina de Estudios Ingleses [Alicante Journal of English Studies], 15, 109–122.
Kagarlitskiy, Yu.I. (1974). Chto takoye fantastika? [What is science fiction?]. Moscow: Khudozh. lit.
McHale, B. (2004). Postmodernist fiction. London: Taylor & Francis e-Library.
Nicol, B. (2009). Two postmodern genres: cyberpunk and “metaphysical” detective fiction. In B. Nicol (Ed.), The Cambridge introduction to postmodern fiction. New York: Cambridge University Press, 164–166.
Stockwell, P. (2010). Science fiction. In D. Herman, M. Jahn, & M.-L. Ryan (Eds.), Routledge encyclopedia of narrative theory. London and New York: Routledge, 518–520.
Valtsev, S.V. (2010). Zakat chelovechestva: pochemu chelovecheskoye vyrozhdayetsya? [The decline of humanity: why does humanity degenerate?]. Moscow: Knizhnyy mir.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2022 Екатерина Александровна Мартыненко
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.