О МОДУСАХ ФРАГМЕНТАРНОГО ПИСЬМА (СЕМЬ ФРАГМЕНТОВ)

Вера Владимировна Котелевская

Аннотация


Предлагается ансамбль из семи фрагментов, в которых представлены модернистские и постмодернистские авторы, практиковавшие фрагментарное письмо. Фрагментарное письмо рассматривается как способ решения эпистемологической проблемы части и целого, художественной архитектоники части и целого, а также экзистенциальной проблематики (смерти, конца / нонфинализма). Соответственно, сквозь призму творчества модернистских художников (Швиттерса, Белльмера, Рильке, Мандельштама) демонстрируется отношение к фрагменту и целому, формирующее особую поэтику распада речи, реконструирования и деконструкции тела-артефакта и романного персонажа, подрыва нарративных механизмов, включая проблематизацию рамки визуального произведения, начала и конца повествовательного текста. Выявляется, что разрушенный, фрагментированный образ мира нередко выражается в традиционных жанровых формах или эксплуатирует их, стилизуя и пародируя. В качестве философов и филологов, выбравших форму фрагмента (собрание афоризмов, заметок и выписок, цитат), рассматриваются Витгенштейн, Беньямин, Адорно, Хамахер. В их модусе рефлексии и стиле прослеживается связь с раннеромантической традицией фрагмента, согласно которой фрагмент является одновременно изолированным, завершенным малым текстом, и частью целого (в прагматическом смысле – ансамбля фрагментов, в эпистемологическом – абсолютного целого). Связь между фрагментом и целым у Шлегеля и Новалиса мыслилась как предвосхищение целого в бесконечной серии актов рефлексии: целое недостижимо, но процесс бесконечен. В XX–XXI вв. затрудненность, вплоть до полного отрицания в постструктурализме, постижения трансцендентального означаемого вызывает чувство меланхолии и ностальгии, провоцирует утопическое возвращение в архаику, аскетический эскапизм. Фрагментарное письмо, таким образом, становится формой реакции на модернистское ускорение времени, инструментализацию разума и отчуждение индивида. Представленный обзор стилизован под форму заметок-фрагментов, связанных лейтмотивами и рядом идей, позволяющих не только конструировать, но и проблематизировать фрагментарное письмо.

Ключевые слова: романтический фрагмент, фрагментарное письмо, Рильке, Мандельштам, Швиттерс, Витгенштейн, Адорно, Беньямин, Хамахер

Для цитирования:
Котелевская В.В. О модусах фрагментарного письма (семь фрагментов) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 2. С. 183–196. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-2-183-196


Полный текст:

PDF

Литература


Адорно, Теодор В. Minima moralia / пер. с нем. А. Белобратова; под ред. Т. Зборовской. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022.

Айленд, Х., Дженнингс, М. У. Беньямин: критическая жизнь / пер. с англ. Н. Эдельмана. М.: Издательский дом «Дело», 2018.

Витгенштейн, Л. Zettel / пер. с нем. В. Анашвили. М.: Ад Маргинем пресс, 2020.

Волльшлегер, Х. Другой материал: фрагменты о Густаве Малере / пер. с нем. Т. Баскаковой. СПб.: Jaromír Hladík press, 2021.

Котелевская, В.В. Между имитацией и тематизацией музыки: об одной интермедиальной утопии в немецкоязычной литературе позднего модернизма (in German) // Филологический класс. 2021. Том 26. № 3. С. 255–269. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-22

Лахманн, Р. Дискурсы фантастического / пер. с нем. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Ханзен-Лёве, Оге А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду / пер. с нем. Б. Скуратова и др. М.: РГГУ, 2016.

Adorno, Th.W. (1973). Ästhetische Theorie. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Benjamin, W. (2008). Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Emden, Ch.J. (2002). Walter Benjamins Ruinen der Geschichte. In A. Assmann, M. Gomille, & G. Rippl (Eds.), Ruinenbilder. München: Wilhelm Fink, 61–88.

Engelhardt, H. (Ed.) (1977). Materialien zu Rainer Maria Rilke “Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge”. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Taschenbuch.

Frisby, D. (2013). Fragments of modernity: theories of modernity in the works of Simmel, Kracauer and Benjamin. Abingdon: Routledge Revivals.

Rilke, R.M. (1962). Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. München: Deutscher Taschenbuch Verlag.

Solibakke, K.I. (2009). The Passagen-Werk revisited: the dialectics of fragmentation and reconfiguration in urban modernity. In R.J. Goebel (Ed.), A companion to the works of Walter Benjamin. Rochester, New York: Camden House, 153–176.

Strätling, S. (2017). Die Hand am Werk: Poetik der Poiesis in der russischen Avantgarde. München: Wilhelm Fink.

Weiss, J. (2015). Das frühromantische Fragment. Eine Entstehungs- und Wirkungsgeschichte. Padeborn: Wilhelm Fink.

Witte, B. (2009). Literature as the meduim of collective memory: reading Benjamin’s Einbahnstraße, Der Erzähler, and Das Paris des Second Empire bei Baudelaire. In R.J. Goebel (Ed.), A companion to the works of Walter Benjamin. Rochester, New York: Camden House, 91–111.

Witte, B. (1976). Walter Benjamin – Der Intellektuelle als Kritiker. Stuttgart: Metzler.

References

Adorno, Th.W. (1973). Ästhetische Theorie [Aesthetic theory]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Adorno, Th.W. (2022). Minima moralia (A. Belobratov, Trans.). Moscow: Ad Marginem Press.

Benjamin, W. (2008). Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik [The concept of art criticism in German romanticism]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Eiland, H., & Jennings, M.W. (2018). Ben’yamin: kriticheskaya zhizn’ [Walter Benjamin: a critical life] (N. Edel’man, Trans.). Moscow: Izdatel’skii dom Delo.

Emden, Ch.J. (2002). Walter Benjamins Ruinen der Geschichte [Walter Benjamin’s ruines of the history]. In A. Assmann, M. Gomille, & G. Rippl (Eds.), Ruinenbilder [Ruines images]. München: Wilhelm Fink, 61–88.

Engelhardt, H. (Ed.) (1977). Materialien zu Rainer Maria Rilke “Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge” [Materials for Rainer Maria Rilke ‘The notes of Malte Laurids Brigge’]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Taschenbuch.

Frisby, D. (2013). Fragments of modernity: theories of modernity in the works of Simmel, Kracauer and Benjamin. Abingdon: Routledge Revivals.

Hansen-Löve, Oge A. (2016). Intermedial’nost’ v russkoi kul’ture: Ot simvolizma k avangardu [Intermediality in Russian culture: from symbolism to the avant-garde] (B. Skuratov et al., Trans.). Moscow: Russian State University for the Humanities.

Kotelevskaya, V.V. (2021). Mezhdu imitatsiei i tematizatsiei muzyki: ob odnoi intermedial’noi utopii v nemetskoyazychnoi literature pozdnego modernizma [Between imitation and thematization of music: towards an intermedial utopia in late German modernist literature]. Filologicheskii klass [Philological Class], 26 (3), 255–269. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-22

Lachmann, R. (2009). Erzählte Phantastik [Discourses phantastic]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Rilke, R.M. (1962). Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge [The notes of Malte Laurids Brigge]. München: Deutscher Taschenbuch Verlag.

Solibakke, K.I. (2009). The Passagen-Werk revisited: the dialectics of fragmentation and reconfiguration in urban modernity. In R.J. Goebel (Ed.), A companion to the works of Walter Benjamin. Rochester, New York: Camden House, 153–176.

Strätling, S. (2017). Die Hand am Werk: Poetik der Poiesis in der russischen Avantgarde [The hand at work: poetics of poiesis in the Russian avant-garde]. München: Wilhelm Fink.

Weiss, J. (2015). Das frühromantische Fragment. Eine Entstehungs- und Wirkungsgeschichte [The early romantic fragment. A history of its origin and impact]. Padeborn: Wilhelm Fink.

Witte, B. (2009). Literature as the meduim of collective memory: reading Benjamin’s Einbahnstraße, Der Erzähler, and Das Paris des Second Empire bei Baudelaire. In R.J. Goebel (Ed.), A companion to the works of Walter Benjamin. Rochester, New York: Camden House, 91–111.

Witte, B. (1976). Walter Benjamin – Der Intellektuelle als Kritiker [Walter Benjamin – The intellectual as a critic]. Stuttgart: Metzler.

Wittgenstein, L. (2020). Zettel (V. Anashvili, Trans.). Moscow: Ad Marginem press.

Wollschläger, H. (2021). Der Andere Stoff. Fragmente zu Gustav Mahler [Other material: fragments on Gustav Mahler] (T. Baskakova, Trans.). Saint-Petersburg: Jaromír Hladík press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Вера Владимировна Котелевская


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.