ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СВЯЗИ ЕЛИЗАВЕТЫ МНАЦАКАНОВОЙ

Евгения Валерьевна Самостиенко (Суслова)

Аннотация


Настоящая статья посвящена исследованию коммуникационных стратегий в поэтической практике Елизаветы Мнацакановой – одного из крупнейших русскоязычных поэтов второй половины XX в. Используя принципы работы со звуком как таковым и основы экспериментальной музыкальной композиции, автор создает совершенно особенный поэтический язык, который типологически сближается с так называемой спектроморфологией – подходом, разработанным композитором Д. Смолли в 1980-х гг. Автор этой концепции внес большой вклад в развитие теории искусства звука, так как предложил своего рода грамматику для электроакустической музыки. Елизавета Мнацаканова на территории поэзии тоже создает своего рода спектроморфологические миры, организуя серии слов, раскладывая слова на отдельные элементы и задавая таким образом сложные последовательности семантических метаморфоз. Эта поэтическая техника, внешне напоминая практики авангарда, радикально от них отличается, и отличие это кроется в коммуникационной стратегии, которую использует Мнацаканова. Она создает особую двойную адресацию: поэтические тексты одновременно адресованы и субъекту, и самой природе. Таким образом сама эта поэзия оказывается динамической границей между, говоря словами В. Беньямина, «языком людей» и «языком вещей». Осуществляя практику сложного перевода, поэт предлагает свою собственную теорию связи, лингвистически переосмысляя не только отношения между субъектом и средой, но и отношения между собеседниками, даже если они разделены в пространстве и времени. Материалом этой статьи стала не только поэзия Елизаветы Мнацакановой, но и ее эссе, посвященные теоретическим вопросам и практике других авторов. Поэтические тексты рассматриваются в статье в свете лингвистической поэтики, теории звука, теории перевода и дискурс-анализа.

Ключевые слова: поэтическая теория связи, коммуникация, современная поэзия, искусство звука, перевод, Елизавета Мнацаканова

Для цитирования: Самостиенко (Суслова) Е.В. Поэтическая теория связи Елизаветы Мнацакановой // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 3. С. 98–110. DOI:10.18522/2415-8852-2022-3-98-110


Полный текст:

PDF

Литература


Аристов, В. О книге Елизаветы Мнацакановой “ARCADIA” // Мнацаканова Е. ARCADIA. Избранные работы 1972–2002. М.: Издательство Р. Элинина, 2004.

Беньямин, В. О языке вообще и о человеческом языке / пер. с нем. И. Болдырева // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / под ред. Я. Охонько. М.: РГГУ, 2012. С. 7–26.

Зубофф, Ш. Эпоха надзорного капитализма / пер. с англ. А.Ф. Васильева. М.: Издательство Института Гайдара, 2022.

Кедров, К.А. Звездная азбука Велимира Хлебникова // Литературная учеба. № 3. 1982 [Электронный ресурс]. URL: http:// metapoetry.narod.ru/liter/lit15.htm (дата обращения: 23.07.2022).

Корбен, А. Мир Воображения (Mundus Imaginalis) / пер. А. Арапова, А. Донцовой, 1964 [Электронный ресурс]. URL: http://www. delphis.ru/journal/article/mir-voobrazheniya (дата обращения: 20.07.2022).

Мнацаканова, Е. ARCADIA. Избранные работы 1972–2002. М.: Издательство Р. Элинина, 2004.

Мнацаканова, Е. Новая Аркадия. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

Мнацаканова, Е. Шаги и вздохи. Четыре книги стихов // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 6. Wien, 1982.

Орлицкий, Ю.Б. Дверь в новое искусство // Мнацаканова Е. Новая Аркадия. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

Смирнов, А. Спектроморфология. Терменцентр: центр электроакустической музыки [Электронный ресурс]. URL: https://asmir.info/ lib/spectromorphology.htm (дата обращения: 21.07.2022).

Фещенко, В.В. «Мелодией, смыкающей пределы…»: метаморфозы музыкословия у Елизаветы Мнацакановой // Альманах Огонь [Электронный ресурс]. URL: http://fajro.online/ ElizavetaMnatsakanova.html (дата обращения: 20.07.2022).

Янечек, Дж. «Реквием» Елизаветы Мнацакановой // Новое литературное обозрение. 2003. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines. gorky.media/nlo/2003/4/rekviem-elizavetymnaczakanovoj.html (дата обращения: 20.07.2022).

Agamben, G. (2009). The signature of all things. On method. New York: Zone books.

Smalley, D. (1985). Spectromorphology and structuring processes. In S. Emmerson (Ed.), The language of electroacoustic music. London: Macmillan, 61–93.

Smalley, D. (1997). Spectromorphology: explaining sound-shapes. Organised Sound, 2, 107–126.

References

Agamben, G. (2009). The signature of all things. On method. New York: Zone books.

Aristov, V. (2004). O knige Yelizavety Mnatsakanovoy “ARCADIA” [On the book of Elizaveta Mnatsakanova “ARCADIA”]. In Ye. Mnatsakanova, ARCADIA. Izbrannyye raboty

–2002 [ARCADIA. Selected Works 1972– 2002]. Moscow: Izdatel’stvo R. Elinina.

Benjamin, W. (2012). Über Sprache überhaupt und über die Sprache des Menschen [On language as such and on the language of man] (I. Boldyrev, Trans.). In W. Benjamin, Ucheniye o podobii. Mediaesteticheskiye proizvedeniya [Learning about similarity. Media aesthetic works]. Moscow: RGGU, 7–26.

Feshchenko, V.V. (n. d.). “Melodiyey, smykayushchey predely…”: metamorfozy muzykosloviya u Yelizavety Mnatsakanovoy [“Melody that closes the limits…”: metamorphoses of musicology by Elizabeth Mnatsakanova]. Al’manakh Ogon’ [The Fire Almanac]. Retrieved from: http://fajro.online/ ElizavetaMnatsakanova.html (date of access: 20.07.2022).

Kedrov, K.A. (1982). Zvezdnaya azbuka Velimira Khlebnikova [Velimir Khlebnikov’s star alphabet]. Literaturnaya ucheba, 3. Retrieved from: http://metapoetry.narod.ru/liter/lit15.htm (date of access: 23.07.2022).

Korben, A. (2022). Mir Voobrazheniya (Mundus Imaginalis) [World of Imagination (Mundus Imaginalis)] (A. Arapov, & A. Dontsova, Trans.). Retrieved from: http://www.delphis.ru/journal/ article/mir-voobrazheniya (date of access: 20.07.2022).

Mnatsakanova, Ye. (2004). ARCADIA. Izbrannyye raboty 1972–2002 [ARCADIA. Selected works 1972–2002]. Moscow: Izdatel’stvo R. Elinina.

Mnatsakanova, Ye. (2018). Novaya Arkadiya [The new Arcadia]. M.: Novoye literaturnoye obozreniye.

Mnatsakanova, Ye. (1982). Shagi i vzdokhi. Chetyre knigi stikhov [Steps and sighs. Four books of poetry]. Wiener Slawistischer Almanach, 6. Wien.

Orlitskiy, Yu.B. (2018). Dver’ v novoye iskusstvo [The door to the new art]. In Ye. Mnatsakanova, Novaya Arcadia [The new Arcadia]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Smalley, D. (1985). Spectromorphology and structuring processes. In S. Emmerson (Ed.), The language of electroacoustic music. London: Macmillan, 61–93.

Smalley, D. (1997). Spectromorphology: explaining sound-shapes. Organised Sound, 2, 107–126.

Smirnov, A. (n.d.). Spektromorfologiya [Spectromorphology]. Termen-tsentr: tsentr elektroakusticheskoy muzyki [Termen-center: center of electroacoustic music]. Retrieved from: https://asmir.info/lib/spectromorphology.htm (date of access: 21.07.2022).

Yanechek, Dzh. (2003). “Rekviyem” Yelizavety Mnatsakanovoy [“Requiem” by Elizaveta Mnatsakanova]. Novoye Literaturnoye Obozreniye [New Literary Review], 4. Retrieved from: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/4/ rekviem-elizavety-mnaczakanovoj.html (date of access: 20.07.2022).

Zuboff, Sh. (2022). The age of surveillance capitalism (A.F. Vasil’yev, Trans.). Moscow: Izdatel’stvo Instituta Gaydara.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Евгения Валерьевна Самостиенко (Суслова)


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.