ВЕДЕКИНД VS ИБСЕН: ОПЫТ КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА

Елена Александровна Придорогина

Аннотация


В настоящей статье анализируются пьесы немецкого драматурга Франка Ведекинда (1864–1918), возникшие в полемике с творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906). К анализу привлекаются дневниковые записи Ведекинда, а также два эссе («Драматическое искусство» и «Писатель Ибсен и “Строитель Солнес”»), посвященных творчеству Ибсена, оценке его художественных методов, приемов и роли в истории немецкого театра. Проводится сравнительный анализ нескольких драматических произведений обоих авторов (пьес «Комедия любви», «Кукольный дом» Ибсена и пьесы Ведекинда «Молодая жизнь»). Прослеживается трансформация ибсеновских образов и сюжетных линий в текстах Ведекинда. Выявляются особенности авторской интерпретации проблемы семьи и брака, женской эмансипации и свободы личности в пьесах Ведекинда и их отличия от ибсеновских трактовок. На основе проведенного анализа определяется специфика авторской концепции Ведекинда, отразившей основные положения гендерного дискурса, характерного для западноевропейской литературы рубежа XIX–XX вв.

Ключевые слова: Ведекинд, Ибсен, женская эмансипация, женственность, «женский вопрос»

Для цитирования: Придорогина Е.А. Ведекинд vs Ибсен: опыт компаративного анализа // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 3. С. 172–184. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-3-172-184


Полный текст:

PDF

Литература


Адмони, В.Г. Генрик Ибсен. Л.: Художественная литература, 1989.

Ведекинд, Ф. Лулу. Вампир (Дух земли): Трагедия в 4 д. с прологом / пер. с нем. изд. Вс. Мейерхольда; пролог и эпигр. в перев. С. Городецкого. Ящик Пандоры: Трагедия в 4 д.: Драматическое произведение в 2 частях / пер. П. Гиберман. СПб.: Шиповник, 1908.

Ведекинд, Ф. Молодая жизнь. Комедия в 3 актах с прологом / пер. Ашунг. М.: Основа, 1908.

Ибсен, Г. Комедия любви // Собрание сочинений в 4-х тт. / пер. А. и П. Ганзен. М.: Искусство. 1956а. Т. 1. C. 551–708.

Ибсен, Г. Кукольный дом // Собрание сочинений в 4-х тт. / пер. А. и П. Ганзен. М.: Искусство. 1956б. Т. 3. C. 371–455.

Ибсен, Г. Предисловие ко второму изданию «Комедии любви» // Собрание сочинений в 4-х тт. / пер. А. и П. Ганзен. М.: Искусство. 1956с. Т. 1. С. 549–550.

Ибсен, Г. Речь на торжественном обеде в Стокгольме 13 апреля 1898 г. // Собрание сочинений в 4-х тт. М.: Искусство. / пер. В. Адмони.1956d. Т. 4. C. 662–663.

Павлова, Н. Ведекинд // Энциклопедический словарь экспрессионизма / под ред. П.М. Топера. М.: ИМЛИ РАН. 2008. C. 112–113.

Придорогина, Е.А. Поиски «нового человека» в творчестве Франка Ведекинда // Ежегодник российского союза германистов. Н. Новгород: Деком, 2019. C. 60–67.

Ридер Ле, Жак. Венский модерн и кризис идентичности / пер. Т. Баскаковой. СПб: Издательский дом «Галина Скрипсис», 2009.

Хеммерляйн, Б. Ибсен. Путь художника / пер. Е.А. Панкратовой. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2010.

Шлегель, Ф. Люцинда // Немецкая романтическая повесть. Статья и коммент. Н. Берковского. М., Л.: Academia, 1935. C. 3–109.

Florack, R. (1995). Wedekinds „Lulu“: Zerrbild der Sinnlichkeit. Tübingen: Niemeyer.

Seehaus, G. (1974). Frank Wedekind. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt.

Vinçon, H. (2005). Inszenierung der Sexualität. Zur Verwissenschaftlichung und Literarisierung des Sexualdiskurses im 19. Jahrhundert am Beispiel von Frank Wedekinds “Eden-Konzept“. In M. Luserke-Jaqui (Ed.), Alle Welt ist medial geworden. Literatur, Technik, Naturwissenschaft in der klassischen Moderne; Internationales Darmstädter Musil-Symposium. Tübingen: Francke, 261–292. Available from: http://www. frankwedekindgesellschaft.de/downloads/ literatur/sekundaer/Vincon_Inszenierung_der_ Sexualit_t.pdf (date of access: 30.05.2022).

Vinçon, H. (2013). Frank Wedekind – Aufbruch ins 20. Jahrhundert. In J.G. Pankau (Ed.), Fin de siècle. Epoche. Autoren, Werke. Darmstadt: WBG, 161–176.

Wedekind, F. (1986). Die Tagebücher. Ein erotisches Leben (G. Hay, Ed.). Frankfurt a. M.: Athenäum.

Wedekind, F. (1990a). Karl Hetmann, der Zwergriese. Selected works (Vol. II). München: dtv, 217–293.

Wedekind, F. (1990b). Schauspielkunst. Selected works (Vol. I). München: dtv, 313–336. Wedekind, F. (1990c). Schriftsteller Ibsen und “Baumeister Solneß“. Selected works (Vol. I). München: dtv, 405–423.

Wedekind, F. (1990d). Tod und Teufel. Selected works. (Vol. II). München: dtv, 293–325.

References

Admoni, V.G. (1989). Henrik Ibsen. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura.

Florack, R. (1995). Wedekinds „Lulu“: Zerrbild der Sinnlichkeit [The Wedekind’s «Lulu»: distorted sensuality]. Tübingen: Niemeyer. Hemmer, B. (2010). Ibsen. Kunstnerens vei [Ibsen. The artist’s way] (E.F. Pankratova, Trans.). Moscow: B.S.G.-Press.

Ibsen, G. (1956b). Et Dukkehjem [A doll’s house] (P. Ganzen, Trans.). Sobraniye sochineniy v 4-kh tt [Collection of work in 4 Vols.] (Vol. 3). Moscow: Iskusstvo, 371–455.

Ibsen, G. (1956a). Kjærlighedens Komedie [Love’s comedy] (P. Ganzen, & V.G. Admoni, Trans.). Sobraniye sochineniy v 4-kh tt [Collection of work in 4 Vols.] (Vol. 1). Moscow: Iskusstvo, 551–708.

Ibsen, G. (1956s). Predislovie ko vtoromu izdaniyu «Komedii lyubvi» [Foreword to the second edition of “Love’s comedy”] (P. Ganzen, Trans.). Sobraniye sochineniy v 4-kh tt [Collection of work in 4 Vols.] (Vol. 1). Moscow: Iskusstvo, 549–550.

Ibsen, G. (1956d). Rech’ na torzhestvennom obede v Stokgol’me 13 aprelya 1898 g. [Ibsen’s speech at a formal dinner in Stockholm on the 13th April 1898] (V.G. Admoni, Trans.). Sobraniye sochineniy v 4-kh tt [Collection of work in 4 Vols.] (Vol. 4). Moscow: Iskusstvo, 662–663.

Pavlova, N. (2008). Wedekind. In P.M. Toper (Ed.), Entsiklopedicheskiy slovar’ ekspressionizma [Encyclopaedic dictionary of expressionism]. Moscow: IMLI RAN, 112–113.

Pridorogina, E.A. (2019). Poiski «novogo cheloveka» v tvorchestve Franka Vedekinda [Search for a “new man” in Frank Wedekind’s dramatic works]. Ezhegodnik rossijskogo soyuza germanistov [Yearbook of the Russian Union of Germanists]. N. Novgorod: «Dekom», 60–67.

Rider Le, J. (2009). Modernité viennoise et crises de l’identité [Viennese modernism and the identity crisis] (T. Baskakova, Trans.). Saint Petersburg: Izdatel’skij dom «Galina Skripsis».

Schlegel, F. (1935). Lucinde. In N. Berkovsky (Ed.), Nemetskaya romanticheskaya povest’ [German romantic novel]. Moscow, Leningrad: Academia, 3–109.

Seehaus, G. (1974). Frank Wedekind. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt.

Vinçon, H. (2013). Frank Wedekind – Aufbruch ins 20. Jahrhundert [Frank Wedekind – awakening of the 20th century]. In J.G. Pankau (Ed.), Fin de siècle. Epoche. Autoren, Werke [Fin de siècle. Epoch. Authors. Works]. Darmstadt: WBG, 161– 176.

Vinçon, H. (2005). Inszenierung der Sexualität. Zur Verwissenschaftlichung und Literarisierung des Sexualdiskurses im 19. Jahrhundert am Beispiel von Frank Wedekinds “Eden-Konzept“ [Performance of sexuality. Wedekind’s „Eden“-Concept]. In M. Luserke-Jaqui (Ed.), Alle Welt ist medial geworden. Literatur, Technik, Naturwissenschaft in der klassischen Moderne; Internationales Darmstädter Musil-Symposium [The whole world has become media. Literature, Technology, Natural sciences in Classical Modernism; International Symposium of the Darmstadt Museum]. Tübingen: Francke, 261–292. Available from: http://www. frankwedekindgesellschaft.de/downloads/ literatur/sekundaer/Vincon_Inszenierung_der_ Sexualit_t.pdf (date of access: 30.05.2022).

Wedekind, F. (1908). Die junge Welt [The young life] (Ashung, Trans.). Moscow: Osnova.

Wedekind, F. (1986). Die Tagebücher. Ein erotisches Leben [Diary of an erotic life] (G. Hay, Ed.). Frankfurt a.M.: Athenäum.

Wedekind, F. (1990a). Karl Hetmann, der Zwergriese [Karl Hetmann, the dwarf giant]. Selected works (Vol. II). München: dtv, 217–293.

Wedekind, F. (1908). Lulu. Erdgeist. Die Büchse der Pandora [Lulu. Earth Spirit. Pandora’s Box] (Vs. Mejerhol‘d, S. Gorodeckij, & P. Giberman, Trans.). Saint Petersburg: Shipovnik.

Wedekind, F. (1990b). Schauspielkunst [The dramatic art]. Selected works (Vol. I). München: dtv, 313–336.

Wedekind, F. (1990c). Schriftsteller Ibsen und “Baumeister Solneß“ [The writer Ibsen and «The master builder»]. Selected works (Vol. I). München: dtv, 405–423.

Wedekind, F. (1990d). Tod und Teufel [Death and Devil]. Selected works. (Vol. II). München: dtv, 293–325.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Елена Александровна Придорогина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.