Изображение на обложке

TROMPE L’OEIL В РОМАНЕ ДЖОНА БЭНВИЛЛА «УЛИКИ» (1989)

Наталия Сергеевна Горбина

Аннотация


В данной статье рассматривается функционирование trompe loeil в качестве (анти-)нарратив- ного приема организации визуальной поэтики романа Джона Бэнвилла «Улики» (1989). В основе trompe loeil оказывается экфрастический взгляд как способ соединения видящего и видимого. Главный герой романа как носитель творческого взгляда способен не только вычленять элементы окружающей действительности, имеющие отношение к искусству, но и деформировать их в соответствии с собственным искусствоведческим опытом. Вместе с тем непосредственный контакт с произведением искусства превращает героя в объект взгляда и ведет к наложению пространства искусства на пространство окружающей действительности и созданию псевдореальности. Вследствие одновременно избытка и нехватки воображения происходит нераспознавание героем оптической иллюзии, которое оборачивается трагедией.

Ключевые слова: взгляд, гейз, Джон Бэнвилл, интермедиальность, перцепция, постмодернизм, «Улики», эк- фрасис, эстетизация.


Полный текст:

PDF

Литература


Бэнвилл Д. Улики. Перевод с английского А. Ливерганта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/INPROZ/BENWILL_D/benwill.txt, свободный (дата обращения: 29.11.2015).

Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: «Наука», 1986. 256 с.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.

Фарыно Е. Введение в литературоведение, 2-е изд. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.

Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. Пер. с нем. М.Ю. кореневой под ред. А.Г. Наследникова. 2-е изд., испр. СПб.: Андрей Наследников, 2013. 248 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 407 c.

Цимборска-Лебода М. Экфрасис в творчестве Вячеслава Иванова (Сообщение - Память - Инобытие) // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. Под ред. Л. Геллера. М.: Издательство «МИк», 2001. С. 53-71.

Banville, J. (2014). The Book of Evidence. London: Picador.

Cartwright, L., Sturken, M. (2001). Practices of Looking: An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press.

Havard, R. (2007). The Spanish Eye. Painters and Poets of Spain. Woodbridge, UK: Tamesis.

Heffernan, J. (2004). Museum of Words. The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago: University of Chicago Press.

McMinn, J. (1999). The Supreme Fictions of John Banville. Manchester: Manchester University Press.

Mitchell, W.J.T. (1995). Picture Theory. Chicago: University of Chicago Press.

Mulvey, L. (1999). Visual Pleasure and Narrative Cinema. In: L. Braudy and M. Cohen (Eds.), Film Theory and Criticism: Introductory Readings. New York: Oxford UP, pp. 833-844.

References

Banville, J. (2014). The Book of Evidence. London: Picador.

Banville, J. Uliki [The Book of Evidence] (A. Livergant. Trans.). Available at: http://www. lib.ru/INPROZ/BENWILL_D/benwill.txt (date of access: 29.11.2015).

Cartwright, L., Sturken, M. (2001). Practices of Looking: An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press.

Faryno, J. (2004). Vvedenie v literaturovede- nie [Introduction to Literary Studies]. Saint Petersburg: RGPU im. Herzena Publ.

Foucault, M. (1994). Slova i veschi. Arheo- logiya gumanitarnyih nauk [Words and things, Archeology of knowledge]. Saint Petersburg: Acad.

Freidenberg, O. (1998). Mif i literatura drev- nosti [Myth and Ancient Literature]. Moscow: Izdatelskaya firma «Vostochnaya literatura» RAN.

Friedlander, M. (2013). Ob iskusstve i znato- chestve [On Art and Connoisseurship] (M.U. Koreneva Trans.), A.G. Naslednikov (Ed.). Saint Petersburg: Andrey Naslednikov.

Havard, R. (2007). The Spanish Eye. Painters and Poets of Spain. Woodbridge, UK: Tamesis.

Heffernan, J. (2004). Museum of Words. The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago: University of Chicago Press.

McMinn, J. (1999). The Supreme Fictions of John Banville. Manchester: Manchester University Press.

Mitchell, W.J.T. (1995). Picture Theory. Chicago: University of Chicago Press.

Mulvey, L. (1999). Visual Pleasure and Narrative Cinema. In: L. Braudy and M. Cohen (Eds.), Film Theory and Criticism: Introductory Readings. New York: Oxford UP, pp. 833-844.

Rauschenbach, B. (1986). Sistemy i perspekti- vy v izobrazitelnom iskusstve. Obschaya teoriya perspektivy [Systems and perspectives in visual arts. General theory of perspective]. Moscow: Nauka.

Sartre, J.-P. (2000). Byitie i nichto: Opyt feno- menologicheskoy ontologii [Being and nothingness: An essay in phenomenological ontology] (V.I. Kolyadko Trans.). Moscow: Respublika.

Tsimborska-Leboda, M. (2002). Ekfrasis v tvorchestve Vyacheslava Ivanova (Soobschenie Pamyat’ - Inobytie) [Ekphrasis in the Works of Vyacheslav Ivanov (Message - Memory - Otherness)]. In: L. Heller (Ed.), Ekphrasis in Russian Literature: Works of the Lausanne Symposium. Moscow: MIC, pp. 53-71.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Наталия Сергеевна Горбина


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.