БОЛЕЗНЬ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КОМИКСЕ: ВРАГ ИЛИ ДРУГ?

Ксения Валерьевна Яковлева

Аннотация


. Статья обращена к традиции французского автобиографического комикса о болезни и характерном для таких произведений приеме – олицетворении недуга. Изображение болезни в виде существа,
отдельного от больного, впервые появилось в комиксе «Священная болезнь» Давида Б. и довольно быстро стало традицией. На данный момент внутри этой традиции зарождается новое явление: олицетворенная болезнь не всегда находится в конфликте с автором-рассказчиком, иногда с ней можно примириться или даже подружиться. Таким образом авторы стремятся продемонстрировать, что болезнь и излечение – гораздо более многогранный и неоднозначный опыт, чем может показаться со стороны. Изображение дружбы с персонифицированной болезнью – способ, с помощью которого авторы затрагивают сразу несколько проблем: и вторичные выгоды от болезни, и несовершенство здравоохранительной системы, и сложности в отношениях с окружающими, и вопросы самоидентификации, как во время болезни, так и после излечения. «Дружба» с болезнью становится метафорой одиночества и саморазрушения, и одновременно – принятия себя. Таким образом, комикс, который воздействует не только словом, но и ярким конкретным зрительным образом, одновременно и выполняет функцию самотерапии, и оказывает поддержку другим больным, которым может быть близок подобный опыт, и информирует читателей о проблемах людей, страдающих от различных заболеваний.

Ключевые слова: комиксы, автовымысел, автобиография, Франция, болезнь, автопатография, «письмо от тела»

Для цитирования: Яковлева, К.В. Болезнь во французском комиксе: враг или друг? // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 2. С. 82–94. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-2-82-94.


Полный текст:

PDF

Литература


Алташина, В.Д. Autofiction в современной французской литературе: Лего из эго // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 3. С. 12–22.

B., D. (1996–2003). L’Ascension du haut mal. Paris: L’Association.

Baguet, A. (2015). L’Année du Crabe: Globules et raviolis. Paris: Vraoum.

Baguet, A. (2017). Après l’année du crabe: En attendant la récidive. Paris: Vraoum.

Doubrovsky, S. (2001). Fils. Paris: Gallimard. Durand, E. (2010). La Parenthèse. Paris: Delcourt.

Gefen, A. (2016). “Soi-même comme un autre”: présupposés et significations du recours à la fiction biographique dans la littérature française contemporaine. Paris: Centre National de la Recherche Scientifique.

Herbreteau, N. (2020). Des BD pour mieux soigner: étude du partage de l’expérience vécue dans les autopathographies dessinées. Paris: Faculté de Médecine Um.

Martinelli, H. (2017). Représenter l’auteur dans le livre auto-illustré au début du XXe siècle. Josef Váchal, Alfred Kubin, Bruno Schulz et Jean Bruller. Montréal: Montréal.

McCloud, S. (1993). Understanding comics: the invisible art. Northampton: Tundra.

Menu, J.-C. (2005). Livret de Phamille. Paris: L’Association.

Navie, Lainé, A. (2018). Moi en Double. Paris: Éditions Delcourt.

Theriault, M. (2015). Ce corps qui n’est pas soi: nihilisme, dualisme et autofiction chez Nelly Arcan. Quebec: Réflexions.

Woolf, V. (2012). On being ill. Massachusetts: Paris Press.

References

Altashina V. (2014). Autofiction v sovremennoy frantsuzskoy literature: Lego iz ego [Autofiction in modern French literature: the Lego out of Ego]. Izvestiya Yuzhnogo Federal’nogo Universiteta. Filologicheskiye Nauki [Proceedings of Southern Federal University. Philology], 3, 12–22.

B., David. (1996–2003). L’Ascension du haut mal [Epileptic]. Paris: L’Association.

Baguet, A. (2017). Après l’année du crabe: En attendant la récidive [After the year of crab: waiting for a recidive]. Paris: Vraoum.

Baguet, A. (2015). L’Année du Crabe: Globules et raviolis [The year of crab: pills and raviolis]. Paris: Vraoum.

Doubrovsky, S. (2001) Fils [Son]. Paris: Gallimard.

Durand, E. (2010). La Parenthèse [Parenthesis]. Paris: Delcourt.

Gefen, A. (2016). “Soi-même comme un autre”: présupposés et significations du recours à la fiction biographique dans la littérature française contemporaine [Self as Other : presuppositions and meanings of the use of biographical fiction in contemporary French literature]. Paris: Centre National de la Recherche Scientifique.

Herbreteau, N. (2020). Des BD pour mieux soigner: étude du partage de l’expérience vécue dans les autopathographies dessinées [Comics to get better: a study on sharing of lived experience in drawn autopathographies]. Paris: Faculté de Médecine Um.

Martinelli, H. (2017). Représenter l’auteur dans le livre auto-illustré au début du XXe siècle. Josef Váchal, Alfred Kubin, Bruno Schulz et Jean Bruller [Representing the author in the self-illustrated book at the beginning of the 20th century. Josef Vachal, Alfred Kubin, Bruno Schulz and Jean Bruller]. Montréal: Montréal.

McCloud, S. (1993). Understanding comics: the invisible art. Northampton: Tundra.

Menu, J.-C. (2005). Livret de Phamille [Phamily register]. Paris: L’Association.

Navie, Lainé, A. (2018). Moi en Double [Double me]. Paris: Éditions Delcourt.

Theriault, M. (2015). Ce corps qui n’est pas soi: nihilisme, dualisme et autofiction chez Nelly Arcan [The body which isn’t self : nihilisme, dualism and autofiction in Nelly Arcan’s works]. Quebec: Réflexions.

Woolf, V. (2012). On being ill. Massachusetts: Paris Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Ксения Валерьевна Яковлева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.