Персонажи-литераторы и их "тексты в тексте"

Владимир Иванович Пимонов

Аннотация


Статья посвящена персонажам-литераторам – «вторичным авторам», которые сочиняют письменные тексты внутри основного авторского текста художественного произведения. Рассмотрен содержательный смысл «текстов в тексте», написанных героями чеховской «Чайки» – писателем Тригориным и драматургом Треплевым, а также их литературным предшественником – шекспировским Гамлетом. Показано, что «тексты в тексте», образующие художественную реальность второго порядка внутри произведения, становятся предвестием будущих событий в жизни самих авторов. Гамлет представляется первым персонажем-литератором в европейской литературе, чьи письменные «тексты в тексте», предназначенные для театральной постановки, содержат предвестие его собственной гибели. Сочиненная и поставленная Гамлетом вставная пьеса «Мышеловка» (эквивалент «текста в тексте»), в которой «некий Луциан, племянник короля» совершает убийство с помощью яда, отражает не только событие прошлого – злодейское убийство Клавдием отца Гамлета, но и становится предвестием будущего – убийства Клавдия, которое совершит его племянник Гамлет. В качестве орудия убийства Гамлет, как и его сценический двойник Луциан, использует яд: сначала он закалывает Клавдия отравленным клинком, а затем заставляет его выпить чашу со смертельным зельем. Мотив убийства короля с помощью яда в «Мышеловке» заключает в себе еще одно завуалированное предвестие: убийство ядом другого короля – Гамлета. Дело в том, что после того, как принц Гамлет убивает короля Клавдия, он, согласно правилам наследования престола, сам становится законным королем. Король Гамлет умирает в результате ранения отравленным клинком во время поединка с Лаэртом. Яд, которым смазан клинок, готовил Клавдий. В символическом смысле Гамлет попадает в собственную «Мышеловку», но не на сцене, а в жизни.

Ключевые слова: персонаж-литератор, текст, автор, писатель, драматург, сюжет, предвестие, Тригорин, Треплев, Гамлет



DOI 10.18522/2415-8852-2023-3-55-65

Полный текст:

PDF

Литература


Артемьева, Л.С. «Гамлетовский микросюжет» в пьесе А.П. Чехова «Чайка» // Пушкинские чтения. 2015. № XX. С. 224–232.

Жолковский, А.К. «Текст в тексте»: авторы и читатели среди персонажей // Звезда. 2020. № 1. С. 59–275.

Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М.: Наука, 1979.

Пимонов, В.И. Поэтика театральности в творчестве Шекспира. М.: Флинта, 2020.

Славутин, Е., Пимонов, В. Структура сюжета. М.: Флинта: Наука, 2018.

Смиренский, В. Полет «Чайки» над морем «Гамлета». University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. 2004. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/10/smirensky10.shtml (дата обращения: 15.07.2023).

Чехов, А. Избранные произведения в трех томах. Том третий. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.

Шекспир, Уильям. Трагедия о Гамлете принце Датском / пер. с англ., вступ. ст. и примеч. М. Лозинского. СПб.: Азбука, 2000.

Шкловский, В.Б. «Гамлет» и «Чайка» // Вопросы литературы. 1981. № 1. С. 213–217.

Adler, J.H. (1970–1971). Two “Hamlet” plays: “The wild duck” and “The seagull”. Journal of Modern Literature, 1(2), 226–248.

Kato, Y. (1990). Some aspects of Elizabethan staging and stage directions. British Council seminar on theatre, 2–3.

Wilson, A. (1952). The influence of “Hamlet” upon Chekhov’s “The seagull”. Susquehanna University Studies, 4, 309–316.

Winner, T.G. (1956). Chekhov’s “The seagull” and Shakespeare’s “Hamlet”: a study of dramatic device. American Slavic and East European Review, 15 (1), 103–111.

References

Adler, J.H. (1970–1971). Two “Hamlet” plays: “The wild duck” and “The seagull”. Journal of Modern Literature, 1(2), 226–248.

Artem’eva, L.S. (2015). “Gamletovskij mikrosjuzhet” v p’ese A.P. Chehova “Chajka” [The Hamlet micro-plot in Chekhov’s “The seagull’]. Pushkinskie Chtenija [Pushkin Readings], XX, 224–232.

Chekhov, A. (1962). Izbrannye proizvedenija v trekh tomakh. Tom tretij [Selected works in three volumes] (Vol. 3). Moscow: The State Publishing House of Fiction.

Kato, Y. (1990). Some aspects of Elizabethan staging and stage directions. British Council seminar on theatre, 2–3.

Pimonov, V. (2020). Pojetika teatral’nosti v tvorchestve Shekspira [The poetics of theatricality in Shakespeare’s works]. Moscow: Flinta.

Shklovskij, V.B. (1981). “Gamlet” i “Chajka” [“Hamlet” and “The seagull”]. Voprosy Lteratury [The Problems of Literature], 1, 213–217.

Shakespeare, W. (2000). Tragedija o Gamlete prince Datskom [The tragedy of Hamlet prince of Denmark] (M. Lozinsky, Trans.). Saint Petersburg: Azbuka.

Slavutin, E., & Pimonov, V. (2018). Struktura sjuzheta [The structure of the plot]. Moscow: Flinta: Nauka.

Smirenskij, V. (2004). Polet «Chajki» nad morem «Gamleta» [The flight of “The seagull” over the sea of “Hamlet”]. University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies, 10. Retrieved from: http://sites.utoronto.ca/tsq/10/smirensky10.shtml (date of access: 15.07.2023).

Wilson, A. (1952). The influence of “Hamlet” upon Chekhov’s “The seagull”. Susquehanna University Studies, 4, 309–316.

Winner, T.G. (1956). Chekhov’s “The seagull” and Shakespeare’s “Hamlet”: a study of dramatic device. American Slavic and East European Review, 15(1), 103–111.

Zingerman, B.I. (1979). Ocherki istorii dramy XX veka. Chekhov, Strindberg, Ibsen, Meterlink, Pirandello, Breht, Gauptman, Lorka, Anuj [Essays on drama history of the 20th century. Chekhov, Strindberg, Ibsen, Maeterlinck, Pirandello, Brecht, Hauptmann, Lorca, Anouilh]. Moscow: Nauka.

Zholkovskij, A.K. (2030). “Tekst v tekste”: avtory i chitateli sredi personazhej [“A text within the text”: the authors and readers among the characters]. Zvezda [The Star], 1, 259–275.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Пимонов Владимир Иванович


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.

echo'
slot gacor
';