Изображение на обложке

Поэтика гибридности в карибских рассказах Джин Рис

Татьяна Сергеевна Матюнина

Аннотация


Карибские рассказы модернистской писательницы Джин Рис представляются важными звеньями мировосприятия и поэтики британской и вест-индской писательницы. Об этом, помимо биографических источников, свидетельствует полное собрание рассказов писательницы, действие которых происходит на Антильских островах. В статье предлагается разбор поэтики четырех карибских рассказов Джин Рис (“Mixing Cocktails”, “Again the Antilles”, “The Day They Burned the Books”, “Pioneers, Oh, Pioneers”). Этническое происхождение и биографический опыт писательницы обнаруживают себя в постколониальной проблематике, в показе границ между колонизатором и колонизируемым, изображении гибридной культуры и положения гибридного субъекта (креола). Рассказ в рамках всего творчества вест-индской писательницы демонстрирует маргинальность и ревизионистский потенциал жанра, так как его концепция связана с выдвижением на первый план голоса аутсайдера (К. Хэнсон). Противостояние колонии и империи проблематизируется именно с позиции гибридного субъекта, отчужденного от обеих культур, находящегося в пограничье, но стремящегося обрести свой «язык». Именно поэтому в рассказах возникает не только образ героя-аутсайдера, но и фигура рассказчика (нередко креолки) как фигуры маргинальной, способной тем не менее на личный рассказ о том, что замалчивается. Поэтика рассказа, разнообразие его жанровых очертаний (от рассказа-зарисовки до рассказа в форме псевдодокументальной переписки), широкий репертуар повествовательных средств, сюжетов и пространственных мотивов указывает не только на необычайный писательский талант Рис, но и на ее стремление продемонстрировать свободу своих рассказчиков от рамок готовых дискурсивных моделей.

Ключевые слова: Джин Рис, вест-индская литература, карибские рассказы, гибридность, постколониализм, идентичность, маргинальность

Для цитирования: Матюнина, Т.C. Поэтика гибридности в карибских рассказах Джин Рис // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2024. Т. 9. № 2. С. 80–97. DOI: 10.18522/2415-8852-2024-2-80-97

Полный текст:

PDF

Литература


Деррида, Ж. Письмо и различие / пер. с фр.

А. Гараджи, В. Лапицкого, С. Фокина. СПб.: Академический проект, 2000.

Фарино, Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

Эйхенбаум, Б.М. О поэзии. О прозе. Л.: Художественная литература, 1986.

Angier, C. Jean Rhys: Life and work. London: Penguin Books, 1992.

Ashcroft, B., Griffiths, G., Tiffin, H. Empire writes back: Theory and practice in post-colonial literatures. London: Routledge, 1989.

Bhabha, H. Nation and narration. New York: Routledge,1990.

Emery, M.L. Jean Rhys at “World’s End”: Novels of colonial and sexual exile. Austin: University of Texas Press, 1990.

Emery, M.L. Misfit: Jean Rhys and the visual cultures of colonial modernism // Journal of Caribbean Literatures, 3 (3), 2003, 11–22. Retrieved from: http://www.jstor.org/stable/40986138 (date of access: 01.03.2024).

Gregg, V.M. Jean Rhys’s historical imagination: Reading and writing the Creole. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press,1995.

Hanson, C. Re-reading the short story. London: Palgrave Macmillan,1989.

Konzett, D.C. Ethnic modernisms: Anzia Yezierska, Zora Neale Hurston, Jean Rhys, and the aesthetics of dislocation. New York: Palgrave Macmillan, 2002.

March-Russel, P. The short story: An introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009.

Rhys, J. The collected short ctories. New York: W.W. Norton, 1987.

Rhys, J. Smile please: An unfinished autobiography. New York: Penguin Classics, 1995.

Simpson, A.B. Territories of the psyche: the fiction of Jean Rhys. New York: Palgrave Macmillan, 2005.

Spivak, G.Ch. Literature. In A Critique of postcolonial reason: Toward a history of the vanishing present. New York: Harvard University Press, 2003, 112–197.

Sternlicht, S. Jean Rhys. New York: Twayne Publishers, 1997.

Young, R. Colonial desire: Hybridity in theory, culture and race. London: Routledge,1995.

References

Angier, C. (1992). Jean Rhys: Life and work. London: Penguin Books.

Ashcroft, B., Griffiths, G., Tiffin, H. (1989). Empire writes back: Theory and practice in postcolonial literatures. London: Routledge.

Bhabha, H. (1990). Nation and narration. New York: Routledge.

Derrida, J. (2000). Pismo i razlichie [Writing and distinction] (Trans. A. Garadgzha, V. Lapitsky, S. Fokin). St. Petersburg: Academic Project.

Eikhenbaum, B.M. (1986). O poezii. O proze [About prose. About poetry] Leningrad: Khudozhestvennaya literatura.

Emery, M.L. (1990). Jean Rhys at “World’s End”: Novels of colonial and sexual exile. Austin: University of Texas Press.

Emery, M.L. (2003). Misfit: Jean Rhys and the visual cultures of colonial modernism. Journal of Caribbean Literatures, 3 (3), 11–22. Retrieved from: http://www.jstor.org/stable/40986138 (date of access: 01.03.2024).

Farino, E. (2004). Vvedenie v literaturovedenie: Uchebnoe posobie [Introduction to literary studies: Textbook]. St. Petersburg: Izdatel’stvo A.I. Herzen’s RGPU.

Gregg, V.M. (1995). Jean Rhys’s historical imagination: Reading and writing the Creole. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press.

Hanson, C. (1989). Re-reading the short story. London: Palgrave Macmillan.

Konzett, D.C. (2002). Ethnic modernisms: Anzia Yezierska, Zora Neale Hurston, Jean Rhys, and the aesthetics of dislocation. New York: Palgrave Macmillan.

March-Russel, P. (2009). The short story: An introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press.

Rhys, J. (1987). The collected short stories. New York: W.W. Norton.

Rhys, J. (1995). Smile please: An unfinished autobiography. New York: Penguin Classics.

Simpson, A.B. (2005). Territories of the psyche: the fiction of Jean Rhys. New York: Palgrave Macmillan.

Spivak, G.Ch. (2003). Literature. In A critique of postcolonial reason: Toward a history of the vanishing present. New York: Harvard University Press, 112–197.

Sternlicht, S. (1997). Jean Rhys. New York: Twayne Publishers.

Young, R (1995). Colonial desire: Hybridity in theory, culture and race. London: Routledge.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Татьяна Сергеевна Матюнина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.