Изображение на обложке

ЭКСПРЕССИОНИСТСКИЙ «ФАУСТ», ИЛИ ПОЧЕМУ МЕФИСТОФЕЛЬ ОПЯТЬ ПРОИГРАЛ ПАРИ

Ирина Анатольевна Черненко

Аннотация


Статья выявляет особенности интерпретации фаустианского сюжета в фильме «Фауст» (реж. Ф. Мурнау, киностудия «УФА», 1926 год). В статье учитывается специфика кинематографической визуализации, принципы экспрессионистской эстетики и диалогические отношения с трагедией И.В. Гете. Особое внимание уделяется концептуально важным сценам (спор высших сил, сад Маргариты и др.), их живописным проекциям и источникам.

Эпизоды киноленты Мурнау, построенной на перекличке как литературных, так и визуальных аллюзий, иногда воспринимаются как противоречащие друг другу по своим художественным характеристикам. В статье делается вывод о том, что фильм структурирован с учетом не эстетической, а этической доминанты. Спор о власти над Землей (спор о человеке) между Архангелом и Мефистофелем решается на протяжении всего фильма. Противостояние добра и зла воплощается в системе оппозиций «ангел – демон», «хаос – гармония», «черное – белое», «смерть – спасение», «апокалипсическое – идиллическое» и визуализируется с использованием новаторских кинематографических приемов.

Ключевые слова: Фауст, Мурнау, Гете, спор о человеке, божественное и дьявольское, добро и зло, киноэкспрессионизм.

 

Цитировать:

Черненко И.А. Экспрессионистский «Фауст», или Почему Мефистофель опять проиграл пари // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, № 4. С. 69‒93.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Айснер, Л. Демонический экран. М., 2010. Аникст, А.А. Изобразительные источники «Фауста» Гете // Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. М., 1977. С. 167–189.

Бахтин, М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.

Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Делез, ж. Кино. М., 2004.

Жирмунский, В.М. История легенды о Фаусте [Электронный ресурс] // Жирмунский В.М. Легенда о докторе Фаусте. М., 1978. Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/ lit-prosv/zhirmunskij-legenda-o-fauste (дата обращения 20.12.2016).

Кракауэр, З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

Лурселль, ж. Faust, eine Deutsche Volkssage [Электронный ресурс] // Лурселль ж. Авторская энциклопедия фильмов // Режим доступа: http://enc_films_fr_ru.academic.ru/462/ Faust%2C_eine_Deutsche_Volkssage (дата обращения 20.12.2016).

Садуль, ж. Всеобщая история кино. Послевоенные годы в странах Европы 1919 – 1929. т. 4 (1 полутом). М., 1982. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fanread.ru/ book/10527475/ (дата обращения 20.12.2016).

Соломкина, т.А. Взаимодействие театра и кино в Германии первой трети ХХ века.

Дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2016.

Эккерман, И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. Ереван, 1988.

Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П.М. топер. М., 2008.

Betz, C., Pattis, J., & Rother, R. (Eds.). (2014). Ästhetik der Schatten. Filmisches Licht 1915– 1950. Marburg: Schüren Foundation.

Feld, H. (1926, August 26). Das “Happy end“ des Faustfilms. Film-Kurier (Berlin), 8 (199). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Goethe, J.W. (1983). Faust: Urfaust. Faust I und Faust II. Paralipomena. Goethe über “Faust”. Berlin und Weimar: Aufbau-Foundation.

Haas, W. (1926, September 6). Um Gerhart Hauptmanns Faust-Titel. Ein offener Brief an Hans Kyser. Film-Kurier (Berlin), 8, (208). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/ faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Haubach, Th. (1927, January 5). Faust im Film. Hamburger Echo (Hamburg), 53, (4). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/ faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Bozza, M., & Herrmann, M. (Eds.). (2009). Schattenbilder – Lichtgestalten: das Kino von Fritz Lang und F.W. Murnau. Filmstudien. Bielefeld: transcript Foundation.

Wollenberg, H. (1926, October 15). Der FaustFilm Lichtbild-Bühne (Berlin), 19, (246). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/ faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

References

Anikst, A.A. (1977). Izobrazitel’nyye istochniki «Fausta» Gete [Graphic sources of Goethe‘s “Faust”]. In N.A Alpatova (Ed.), Antichnost’. Sredniye veka. Novoye vremya. Problemy iskusstva [Antiquity. Middle Ages. Modern Time. Problems of art]. Moscow: Nauka.

Bakhtin, M.M. (2000). Epos i roman. [Epic and novel]. Saint Petersburg: Azbuka.

Benjamin, W. (1996). Proizvedeniye iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti [Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit] (S.A. Romashko, Trans.). Moscow: Medium.

Betz, C., Pattis, J., & Rother, R. (Eds.). (2014). Ästhetik der Schatten. Filmisches Licht 1915– 1950. Marburg: Schüren Foundation.

Bozza, M., & Herrmann, M. (Eds.). (2009). Schattenbilder - Lichtgestalten: das Kino von Fritz Lang und F.W. Murnau. Filmstudien. Bielefeld: transcript Foundation.

Deleuze, G. (2004). Kino [Cinéma] (B. Skuratov, Trans.). Moscow: Ad Marginem.

Eckermann, J.P. (1988). Razgovory s Gete v posledniye gody ego zhizni. [Gespräche mit Goethe in den letzten Jahren seines Lebens] (N. Man, Trans.). Yerevan: Ayastan.

Eisner, L. (2010). Demonicheskiy ekran [Damonische Leinwand] (K. Timofeyeva, Trans.). Moscow: Rosebud Publishing; Post Modern Technology.

Feld, H. (1926, August 26). Das “Happy end“ des Faustfilms. Film-Kurier (Berlin), 8 (199).

Available from: http://www.filmhistoriker.de/ films/faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Goethe, J.W. (1983). Faust: Urfaust. Faust I und Faust II. Paralipomena. Goethe über “Faust”. Berlin und Weimar: Aufbau-Foundation.

Haas, W. (1926, September 6). Um Gerhart Hauptmanns Faust-Titel. Ein offener Brief an Hans Kyser. Film-Kurier (Berlin), 8, (208). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/ faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Haubach, Th. (1927, January 5). Faust im Film. Hamburger Echo (Hamburg), 53, (4). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/ faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Kracauer, S. (1977). Psikhologicheskaya istoriya nemetskogo kino. Ot Kaligari do Gitlera. [From Caligari to Hitler. A psychological history of the German film]. Moscow: Iskusstvo.

Lourcelles, J. (1926). Faust, eine Deutsche Volkssage. In J. Lourcelles, Avtorskaya entsiklopediya fil’mov [Author film collection]. Available from: http://enc_films_fr_ru.academic.ru/462/ Faust,_eine_Deutsche_Volkssage (date of access: 26.12.2016).

Sadoul, G. (1982). Vseobshchaya istoriya kino. [Histoire générale du cinéma]. Vol 4 (1). Moscow: Iskusstvo. Available from: http://fanread. ru/book/10527475/ (date of access: 26.12.2016).

Solomkina, T.A. (2016). Vzaimodeystviye teatra i kino v Germanii pervoy treti ХХ veka. [The synergy between theatre and film in Germany in the first third of the XX century]. Doctoral Dissertation. Saint Petersburg, Russian State Institute of Performing Arts.

Toper, P.M. (Ed.). (2008). Entsiklopedicheskiy slovar’ ekspressionizma [Encyclopedic dictionary of expressionism]. Moscow: IMLI RAN.

Wollenberg, H. (1926, October 15). Der FaustFilm Lichtbild-Bühne (Berlin), 19, (246). Available from: http://www.filmhistoriker.de/films/ faust.htm#top (date of access: 23.10.2016).

Zhirmunskiy, V.M. (1978). Istoriya legendy o Fauste. [The history of the legend of Faust]. In V.M. Zhirmunskiy, Legenda o doktore Fauste. Available from: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/ zhirmunskij-legenda-o-fauste (date of access: 13.12.2016).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Ирина Анатольевна Черненко


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.