«НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ...» В.В. МАЯКОВСКОГО И ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ КОСМОЛОГИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Александр Викторович Марков

Аннотация


Сюжет знаменитого шуточного стихотворения Маяковского рассматривается в широком контексте европейских космологических описаний. Доказывается, что в европейских космологиях всегда су-
ществовало напряженное противоречие между принципом наблюдения и принципом экфрасиса, между «научной» и «литературной» составляющей, что приводило к появлению как реальных, так и принципиально воображаемых космологий, призванных будить воображение. Стихотворение Маяковского встраивается сразу в два контекста. С одной стороны, это европейские споры о гелиоцентризме, о том, как совместить представление о неподвижном солнце с эстетическим переживанием динамичности солнца, с пониманием огненного солнца как наиболее динамичного образа. С другой стороны, это восходящий к романтизму богоборческий мотив несовместимости Бога и солнца в одной структуре мира: промысел Божий и наблюдаемость вещей исключают друг друга, и нужно признать солнце движущимся и «личным», чтобы мир вновь обрел смысл. Эти два контекста позволяют уточнить специфику богоборчества Маяковского.

Ключевые слова: Маяковский, романтизм, космология, экфрасис, литературное воображение.

 

Цитировать:

Марков А.В. «Необычайное приключение...» В.В. Маяковского и европейские традиции космологических описаний // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, № 4. С. 213‒228.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Акимова, Т.И. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как возможное продолжение диалога Державина и Екатерины ΙΙ // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 56. С. 8–11.

Бержерак, С. де. Иной свет или государства и империи Луны / Сост. М. яснов. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.

Вайскопф, М.Я. Во весь логос. Религия Маяковского. М.; Иерусалим: Саламандра, 1997.

Грулье, ж.-Ф. Кончетто / пер. с фр. А. Маркова под ред. А. Арустамовой // Европейский словарь философий: Лексикон непереводимостей / Под руководством Б. Кассен. т. 1. Киев: Дух i лiтера, 2015. С. 368–372.

Зубов, В.П. Архитектурная теория Альберти / Под ред. Д. Баюк. СПб.: Алетейя, 2001.

Култышева, О.М. Революционеры духа (А. Блок и В. Маяковский) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 2. С. 16–22.

Метьюрин, Ч.Р. Мельмот Скиталец. / Пер. А.М. Шадрина. М.: Литературные памятники, 1983.

Михаил (Грибановский). Лекции по введению в круг богословских наук (1888–1889). К.: Пролог, 2003.

Пазухин, Е. В поисках утраченного бегемота // Беседа / Ред. т.Г. Горичева. Вып. 2. Л.Париж, 1984. С. 132–144.

Смирнов, И.П. Художественный смысл и эволюция художественных систем. М.: Наука, 1977.

Тик, Л. Странствования Франца Штернбальда / Пер. С.С. Белокриницкой. М.: Литературные памятники, 1987. тынянов, Ю.Н. Промежуток // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 168–195.

Шапир, М.И. Из истории «пародического балладного стиха»: Вставало солнце ало // Анти-мир русской культуры: язык. Фольклор. Литература / Сост. Н. Богомолов. М., 1996. C. 355–404.

Шастель, А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного: очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М. – СПб.: Университетская книга, 2001.

Якобсон, Р.О. О поколении, растратившем своих поэтов // Якобсон Р., Святополк Мирский Д. Смерть Владимира Маяковского. The Hague; Paris: Mouton, 1975. С. 8–34.

Papageorgiou, G. (1994). Ena agnoimeno cheirografo christianikis astronomias: to “Tropaion kata ton Kopernikianon» tou Grigoraskou Mpalanidi [The publication in Greek of the work of G. Balanidy]. Ioannina.

References

Akimova, T.I. (2010). «Neobychajnoe prikljuchenie, byvshee s Vladimirom Majakovskim letom na dache» kak vozmozhnoe prodolzhenie dialoga Derzhavina i Ekateriny ΙΙ [«An extraordinary adventure that happened to Vladimir Mayakovsky one summer at a dacha» by Vladimir Mayakovsky as a possible continuation of Derzhavin’s dialogue with Katherine the Great]. Vestnik Novgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta [The Bulletin of Novgorod State University], 56, 8–11.

Berzherak, C. de. (2002). The other world: comical history of the states and empires of the Moon (M. Jasnov, Trans.). Saint-Petersburg: Ivan Limbakh Publ.

Bishop Mihail Gribanovskij. (2003). Lektsii po vvedeniyu v krug bogoslovskikh nauk [Lectures on the introduction to theological curriculum]. Kyiv: Prolog.

Groulier, J.-F. (2015). Concetto [Concettа]. In B. Cassin (Ed.), Evropejskij slovar’ filosofij: leksikon neperevodimostej [The dictionary of Untranslatables: a philosophical lexicon]. Vol. 1. Kyiv: Dukh i Lіtera, 368–372.

Jakobson, R.O. (1975). O pokolenii, rastrativshem svoikh poetov [On the generation that has lost its poets]. In R. Jakobson & D. Svjatopolk-Mirskij, Smert’ Vladimira Majakovskogo [Mayakovsky’s death]. The Hague; Paris: Mouton, 8–34.

Kultysheva, O.M. (2013). Revolyutsionery dukha (A. Blok i V. Mayakovskiy) [Revolutionaries of the Spirit; A. Blok and V. Mayakovsky] Vestnik Nizhnevartovskogo Gosudarstvennogo Universiteta [The Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2, 16–22.

Maturin, Ch.R. (1983). Melmoth the Wanderer (A.M. Shadrina, Trans.). Moscow: Nauka.

Papageorgiou, G. (1994). Ena agnoimeno cheirografo christianikis astronomias: to «Tropaion kata ton Kopernikianon» tou Grigoraskou Mpalanidi [The publication in Greek of the work of G. Balanidy]. Ioannina.

Pazukhin, E. (1984). V poiskakh utrachennogo begemota [In search of the lost hippo]. In T.G. Goricheva (Ed.), Beseda [The convention: A religious art magazine], 2, 132–144.

Shapir, M.I. (1996). Iz istorii parodicheskogo balladnogo stikha: Vstavalo solntse alo [To the history of parodic ballad verse: The red sun was rising]. In N. Bogomolov (Ed.), Anti-Mir russkoy kultury [Topsy-turvy world of Russian culture]. Moscow: Ladomir, 355–404.

Shastel, A. (2001). Iskusstvo i gumanizm vo Florentsii vremën Lorentso Velikolepnogo: ocherki ob iskusstve Renessansa i neoplatonicheskom gumanizme [Art and humanism in Lorenzo the Magnificus’s Florence: essays on Renaissance art and Neoplatonist humanism]. Moscow, SaintPetersburg: Universitetskaya kniga.

Smirnov, I.P. (1977). Khudozhestvennyj smysl i evolytsiya khudozhestvennykh sistem [Artistic sense and evolution of art systems]. Moscow: Nauka.

Tieck, L. (1987). Franz Sternbalds Wanderungen (S.S. Belokrinitskaya, Trans.). Moscow: Nauka.

Tynyanov, Ju.N. (1977). Promezhutok [The break]. In Ju.N. Tynjanov, Poetika. Istoriya literatury. Kino. [Poetics. History of Literature. Cinema]. Moscow: Nauka, 168–195.

Vayskopf, M.Ya. (1997). Vo ves’ logos. Religiya Mayakovskogo [In all voice-logos. Mayakovsky’s religion]. Moscow, Jerusalem: Salamandra.

Zubov, V.P. (2001). Arkhitekturnaya teoriya Al’berti [Alberti’s architectural theory]. Saint Petersburg: Aleteya.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Александр Викторович Марков


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.