Изображение на обложке

ФЕНОМЕН КРОМВЕЛЯ В ЗЕРКАЛАХ МАРВЕЛЛА: МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗА И ДВОЙСТВЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Андрей Михайлович Бердичевский

Аннотация


Статья «Феномен Кромвеля в зеркалах Марвелла: множественность образа и двойственность восприятия» посвящена одной из значимых коллизий в истории английской литературы XVII в. В первой части статьи представлены стороны коллизии: традиционная картина мира, господствовавшая в то время в умах людей культуры, и феномен Кромвеля. В качестве традиционной картины мира тут рассматривается доктрина «Великой Цепи Бытия» с ее основными утверждениями: 1) миропорядок построен на иерархии рангов и распадается в случае ее нарушения; 2) на поэтическое слово возложена миссия защиты мировой гармонии; 3) аналогичная функция возложена на закон, воплощенный в фигуре короля. Деятельность Кромвеля парадоксально оспаривала эти идеологемы, так как систематически разрушала традиционную иерархию, но приводила не к беспорядку, а к усилению государственного могущества Англии, что противоречило всем постулатам доктрины «Великой Цепи».
Во второй части исследуется восприятие этого парадокса Марвеллом в «Горацианской оде». Марвелл осмысляет карьеру Кромвеля, применяя «метафизический» прием зрительно-смысловой перспективы, в которой возникает ряд образных метаморфоз фигуры Кромвеля как субъекта военной мощи: молния – сокол и гончая – Цезарь и Ганнибал. В них Марвелл усматривает увлекающий его провиденциальный план будущего превращения Англии в Новый Рим. Однако в его сознании сохраняется прочная эмоциональная связь с образом мировой иерархической гармонии, разрушенной Кромвелем. Отсюда – драматическая двойственность восприятия Марвеллом парадокса Кромвеля, которая никак не разрешается в «Оде».

Ключевые слова: Марвелл, Кромвель, Великая Цепь Бытия, «Горацианская ода», зрительно-смысловая перспектива, провиденциальный план, “ ambiguity”, “the dissociation of sense”.

DOI 10.23683/2415-8852-2017-1-53-82

 

Цитировать:

Бердичевский А.М. Феномен Кромвеля в зеркалах Марвелла: множественность образа и двойственность восприятия // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 1. С. 53-82.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Барг, М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1975.

Allen, D.C. (1962). Richard Lovelace: “The Grasse-hopper”. In W.R. Keast (Ed.), Seventeenth century English poetry. Oxford: Oxford University Press.

Brooks, C. (1969). Marvell’s Horatian Ode. In J. Carey (Ed.), Andrew Marvell: a critical anthology (Penguin critical anthologies). Harmondsworth: Penguin, 179‒986.

Bush, D. (1952). Marvell’s “Horatian ode”. Sewanee Review, 60, 362‒376.

Bush, D. (1962). English literature in the earlier XVIIth century. Oxford: Oxford University Press.

Cruttwell, P. (1969). The Civil war and the split of age. In J. Carey (Ed.), Andrew Marvell: a critical anthology. Baltimore: Penguin Books.

Eliot, T.S. (1962). The metaphysical poets. In W.R. Keast (Ed.), Seventeenth century English poetry. Oxford: Oxford University Press, 23‒31.

Hunt, D.D. (1978). Andrew Marvell: his life and writings. N.Y.: Cornell University Press.

Marvell, A. (1993). The complete poems. London: Everyman’s library.

Shakespeare, W. (1914). Troilus and Cressida. In W.J. Craig (Ed.), Oxford Shakespeare: the complete works of William Shakespeare. Oxford: Clarendon press.

Wedgwood, C.V. (1964). Poetry and politics under the Stuarts. Cambridge: Cambridge University Press.

References

Allen, D.C. (1962). Richard Lovelace: “The Grasse-hopper”. In W.R. Keast (Ed.), Seventeenth century English poetry. Oxford: Oxford University Press.

Barg, M.A. (1975). Shekspir i istoriya [Shakespeare and history]. Moscow: Nauka.

Brooks, C. (1962). Marvell’s Horatian Ode. In J. Carey (Ed.), Andrew Marvell: a critical anthology (Penguin critical anthologies). Harmondsworth: Penguin, 179‒986.

Bush, D. (1952). Marvell’s “Horatian ode”. Sewanee Review, 60, 362‒376.

Bush, D. (1962). English literature in the earlier XVIIth century. Oxford: Oxford University Press.

Cruttwell, P. (1969). The Civil war and the split of age. In J. Carey (Ed.), Andrew Marvell: a critical anthology. Baltimore: Penguin Books.

Eliot, T.S. (1962). The metaphysical poets. In W.R. Keast (Ed.), Seventeenth century English poetry. Oxford: Oxford University Press, 23‒31.

Hunt, D.D. (1978). Andrew Marvell: his life and writings. N.Y.: Cornell University Press.

Marvell, A. (1993). The complete poems. London: Everyman’s library.

Shakespeare, W. (1914). Troilus and Cressida. In W.J. Craig (Ed.), Oxford Shakespeare: the complete works of William Shakespeare. Oxford: Clarendon press.

Wedgwood, C.V. (1964). Poetry and politics under the Stuarts. Cambridge: Cambridge University Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Андрей Михайлович Бердичевский


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.