Изображение на обложке

«ОДИССЕЯ АМЕРИКАНСКОГО ПРОХОДИМЦА»: ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ ДИСКУРС В КНИГЕ У. МАКБРАЙДА «Я, УИЛЛ МАКБРАЙД»

Александр Анатольевич Житенев

Аннотация


Автобиография американского фотографа У. Макбрайда обладает всеми особенностями постмодернистской исповеди: автор делает амбивалентными отношения между текстом и реальностью, стремится к стилизации своего образа, неоднократно изменяет правила восприятия текста. Книга построена на принципах нетождественности немецкого и английского текста, конфликта вербального и визуального элементов, нарушения последовательности повествования. Автобиография включает в себя большое число фоторабот, фрагменты дневников и писем, интервью и эссе об искусстве. Соединение элементов разных жанров осложняется совмещением оценок, высказанных Макбрайдом в разное время, а также бессистемным соотнесением мнений разных собеседников фотографа. Отсутствие цельности в повествовании определяет отсутствие цельности в образе автора: фотограф активно использует прием умолчания, восстанавливает причинно-следственные связи фрагментарно, оставляет без комментария главные события своей жизни. Границы социального и интимного постоянно изменяются, что лишает читателя возможности стать «исповедником», установить связи между явленным и скрытым, сформулировать оценку.

Ключевые слова: автобиография, исповедальный дискурс, стилизация, интимность, мелодраматическое письмо.

DOI 10.23683/2415-8852-2017-2-111-126

 

 

Цитировать:

Житенев, А.А. «Одиссея американского проходимца»: исповедальный дискурс в книге У. Макбрайда «Я, Уилл Макбрайд» // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 2. С. 111‒126.


Полный текст:

PDF

Литература


Винокур, Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997.

Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999.

Джумайло, О.А. Английский исповедально-философский роман: дис. … докт. филол. наук. М., 2014.

Зассе, С. Яд в ухо: исповедь и признание в русской литературе. М.: РГГУ, 2012.

Лежен, Ф. От автобиографии к рассказу о себе, от университета к ассоциации любителей: история одного гуманитария [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2012. № 3. URL: http://www.nlobooks.ru/ node/2291 (дата обращения: 20.03.2017).

Луцевич, Л. Литературный исповедальный канон и его модификации // Toronto Slavic Quarterly. 2013. № 44. С. 257–267.

Медарич, M. Автобиография и автобиографизм // Russian Literature. 1996. Т. XL. С. 31–56.

Медарич, M. Мелодраматизм в русском романе XX века // Russian Literature. 1990. Т. XXVII. С. 41–52.

Михайлов, А.В. Проблема характера в искусстве // Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 211– 269.

Сатовская, С.Н. Автобиографизм в творчестве Г. Грасса в контексте авторского образа мира и истории Германии: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014.

Смирнов, И.П. Motherfucker, или об экстремальных техниках сближения / дистанцирования в коммуникативном акте // Nahe Schaffen, Abstand Halten. Zur Geschichte der Intimitat in der Russischen Kultur. Wiener Slawistischer Almanach. 2005. Sonderband 62. С. 25–44.

Херцог, Д. Сексуальная революция и ее издержки [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. URL: http:// www.nlobooks.ru/node/2617 (дата обращения: 20.03.2017).

Эйхенбаум, Б.М. Молодой Толстой. Пг. – Берлин: Изд-во З.И. Гржебина, 1922.

Honnef, K. (2005). Will McBride: my sixties. In Will McBride, My sixties. Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 4–14.

McBride, W. I. (1997). Will McBride. Köln: Könemann Verlaggesellschaft.

Weiermair, P. (1986). Ein Prinzip der Hoffnung. Zu den Aufnahmen Will McBrides. In McBride Will, Boys. München, Luzern: Verlag C.J. Bucher, 17–21.

References

Dzhumaylo, O.A. (2014). Angliyskiy ispovedal’no-filosofskiy roman [English confessional philosophical novel]. Doctoral dissertation, Moscow State University, Moscow.

Eihenbaum, B.M. (1922). Molodoy Tolstoy [Young Tolstoy]. Petrograd – Berlin: Grzhebin Publ.

Ginzburg, L.Ya. (1999). O psikhologicheskoy proze [About psychological prose]. Moscow: IN-TRADA.

Herzog, D. (2012). Seksual’naya revolyutsiya i yeye izderzhki [Sexual revolution and its discontents]. Novoye literaturnoye obozreniye [New Literary Observer], 117. Retrieved from: http:// www.nlobooks.ru/node/2617 (date of access: 20.03.2017).

Honnef, K. (2005). Will McBride: my six ties. In Will McBride, My sixties. Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 4–14.

Lejeune, Ph. (2012). Ot avtobiografii k rasskazu o sebe, ot universiteta k assotsiatsiyam: istoriya odnogo gumanitariya [From the autobiography to a story about oneself, from the university to the amateur association: the story of a scholar]. Neprikosnovennyi zapas [Emergency supply], 3. Retrieved from: http://www.nlobooks.ru/node/2291 (date of access: 20.03.2017).

Lucewicz, L. (2013). Literaturnyi ispovedal’nyi kanon i yego modifikatsii [The canon of confessional writing and its modifications]. Toronto Slavic Quarterly, 44, 257–267.

McBride, W. I. (1997). Will McBride. Köln: Könemann Verlaggesellschaft.

Medarić, M. (1990). Melodramatizm v russkom romane XX veka [Melodramatic writing in the Russian novel of the 20th century]. Russian Literature. Vol. XXVII, 41–52.

Medarić, M. (1996). Avtobiografiya i avtobiografizm [Autobiography and autobiographysm], Russian Literature, Vol. XL, 31–56.

Mikhailov, A.V. (1997). Problema kharaktera v iskusstve [The problem of character in art]. In A.V. Mikhaylov, Yazyki kul’tury [Languages of culture]. Мoscow: Languages of Russian culture, 211–269.

Sasse, S. (2012). Yad v ukho: ispoved’ i priznaniye v russkoy literature [Gift im Ohr. Beichten und Gestehen in der russischen Literatur]. Мoscow: RGGU.

Satovskaya, S.N. (2014). Avtobiografizm v tvorchestve G. Grassa v kontekste avtorskogo obraza mira i istorii Germanii [Autobiography in the works of G. Grass in the context of the author’s image of the world and the history of Germany]. Doctoral Dissertation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg.

Smirnov, I.P. (2005). Motherfucker, Ili ob ekstremal’nykh tekhnikakh sblizheniya / distantsirovaniya v kommunikativnom akte [Motherfucker: about extreme techniques of convergence / distancing in a communicative act]. Nähe Schaffen, Abstand Halten. Zur Geschichte der Intimität in der Russischen Kultur. Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 62, 25–44.

Vinokur, G.O. (1997). Biografiya i kul’tura. Russkoye stsenicheskoye proiznosheniye [Biography and culture. Russian stage pronunciation]. Moscow: Russian dictionaries.

Weiermair, P. (1986). Ein Prinzip der Hoffnung. Zu den Aufnahmen Will McBrides. In McBride Will, Boys. München, Luzern: Verlag C.J. Bucher, 17–21.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Александр Анатольевич Житенев


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.