АВТОПОРТРЕТНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КНИГЕ ОДИССЕАСА ЭЛИТИСА «МОНОГРАММА»

Александр Викторович Марков

Аннотация


Поэтика Одиссеаса Элитиса включает в себя автопортретирование как необходимую часть выстраивания отношений между поэзией и другими искусствами. Поэтическая книга «Монограмма» (1971) показывает не только границы и основные свойства автопортрета в поэзии Элитиса, но и сами способы построения автопортрета как превращения «переднего плана» из плана исторического действия в план субъективных лирических решений, обретающих власть над оптикой обстоятельств. Сопоставительный анализ поэтической и коллажной техники позволяет реконструировать следующие уникальные особенности автопортретирования у Элитиса: понимание задумчивости как поворотного момента исторического нарратива, сравнения как основа композиции при отказе от привычных ассоциативных рядов, игра речевыми регистрами, неразрывное соединение перволичного любовного высказывания и эротической объективации и главное  – вписывание себя в иконописный мир как преодолевающий границы эпох и осуществляющий критику привычной историзации обстоятельств. В таком случае автопортрет оказывается не просто способом размышлений об устойчивых чертах собственного характера, но способом видеть собственное присутствие и переживание как трансформирующее устройство и саму механику изображаемой сцены. Автопортрет превращается из формы художественной рефлексии в форму организации критического нарратива. Благодаря интермедиальному автопортретированию Элитис развил критику репрезентации, не сводящуюся к критике отдельных репрезентативных искусств, и создал новый тип любовной лирики, не мотивированной ни эмоциональными обстоятельствами, ни топосами и приемами отдельных искусств и тем самым не редуцирующей любовную ситуацию к обстоятельствам ее возникновения или восприятия.

Ключевые слова: автопортрет, поэтика, Элитис, греческая литература, коллаж, сюрреализм.

DOI 10.23683/2415-8852-2018-4-54-67


Полный текст:

PDF

Литература


Auricchio, L. (2007). Self-promotion in Adélaïde Labille-Guiard’s 1785 “Self-portrait with two students”. The Art Bulletin, 89(1), 45–62.

Crozier R.W., & Greenhalgh, P. (1988). Selfportraits as presentations of self. Leonardo, 21(1), 29–33.

Edelman, L. (1986). The pose of imposture: Ashbery’s “Self-portrait in a convex mirror”. Twentieth Century Literature, 32(1), 95–114.

Friar, K. (1989). The imagery and collages of Odysseus Elytis. World Literature Today, 63(2), 250th Issue, 233–238.

Garrard, M.D. (1980). Artemisia Gentileschi’s self-portrait as the allegory of painting. The Art Bulletin, 62(1), 97–112.

Jaffé, M. (1977). Rubens in Italy: a self-portrait. The Burlington Magazine, 119(894), Special Issue Devoted to Peter Paul Rubens, 605– 608; 645.

Rousset, J. (1969). Les difficultés de l’autoportrait. Revue d’Histoire littéraire de la France. 69e Année, No. 3/4, Littéraire sous Louis XIV, 540–550.

Σάντα, Β. (2015). Όταν η ποίηση και το όνειρο γίνονται εικόνες. Retrieved from: aromalefkadas.gr/όταν-η-ποίηση-και-τοόνειρο-γίνονται-ει/ (date of access: 01.10.2018).

Ελύτης, Οδ. (1971). Το μονόγραμμα [The monogram]. Αθήνα: Ίκαρος


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Александр Викторович Марков


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.

echo'
slot gacor
';