В фокусе номера 9 (4) 2024 «КАФКИАНА» |
|
Творчество Франца Кафки (1883–1924), заставшего fin de siècle и эксцессы авангарда, Первую мировую войну и закат Австро-Венгерской монархии, мало публиковавшегося и почти не услышанного при жизни, оказало огромное влияние на литературу, философию и массовую культуру ХХ–ХХI веков. Сюжеты и визионерские прозрения Кафки вошли в глоссарий культурных архетипов наравне с идеями Фрейда, Юнга, Джойса, Камю и других классиков модернизма. В спецвыпуске к 100-летию со дня смерти Франца Кафки предлагается включиться в дискуссию о наследии Кафки, бросить ретроспективный взгляд на вехи освоения поэтики и «мифологии» Кафки и определить значимость его художественных идей в ситуации новейшего нестабильного мира и поиска ключей к диалогу. Планируется рассмотреть его в литературоведческих, философских, арт-медийных, социо-политических конфигурациях. К сотрудничеству приглашаются филологи и представители других гуманитарных дисциплин, а также переводчики, практики издательского бизнеса и арт-медиа. Темы, предлагаемые для обсуждения: Миф Кафки: философские, политические и художественные аспекты, религиозная экзегеза; Кафка в контексте австрийского модернизма; Компаративное изучение поэтики Кафки; Кафка и Россия: рецепция, перевод, исследования; Интермедиальные адаптации Кафки: кинематограф, анимация, графика, комикс и т. д.; Рецепция Кафки в современной мировой литературе: от аллюзий до пастиша и пародии; Современные издательские стратегии адаптации Кафки. Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 ноября 2024 года. Тексты присылать на адрес редакции: pijournal@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2024-04-01 | Далее... |
В фокусе номера 9 (3) 2024 «НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ» |
|
Одна из центральных проблем поэтики и эстетики (пост)модерна – (не)возможность целостности произведения. Античный пластический идеал завершенной, покоящейся в себе гармоничной целостности вступает в противоречие с культурой буржуазной индивидуальности, которая мыслится как принципиально открытая. Открытость историческая и экзистенциальная, принципиальная проектируемость общества и человека модерна способствуют деконструкции «рамки» и рождению эстетики «открытого произведения», разомкнутого в будущее и обращенного к множеству интерпретаций. В свою очередь, романтическое понимание искусства как универсума, бесконечно множащегося в актах художественной рефлексии и порождающего тем самым пространство «поэзии поэзии», формирует представление о произведении как принципиально не завершаемом тексте. В данном номере предлагается представить итоги исследований феномена незавершенности, выражающегося в поэтике прерванного текста, сюжетной безначальности и нонфинализма, характерологической неопределенности / множественности персонажа, в игре авторских масок, композиционной открытости и алеаторике и других аспектах деконструкции целостности. Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 августа 2024 года. Тексты присылать на адрес редакции: pijournal@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2024-04-01 | Далее... |
В фокусе номера 9 (2) 2024 «ГИБРИДНОСТЬ» |
|
С начала 1980-х годов понятия «гибридность» и «гибридизация», генетически связанные с эволюционными концепциями, получили особое распространение в различных гуманитарных дискурсах, в особенности в постколониальных концепциях, теории медиа, исследованиях комиксов и теории интермедиальности. В то время как в области инжиниринга эти понятия указывают на повышение эффективности и сложности, в гуманитаристике они чаще демонстрируют смешение «материалов» (жанры, стили, медиумы и пр.), сочетание кодов, паттернов, голосов. При этом в настоящий момент признание факта «тотальной гибридности» все чаще становится не результатом исследования, а его отправной точкой. В центре внимания ученых оказываются не только исторические, политические и культурные источники и формы гибридизации, но и ее актуальные контексты и эффекты. В этом номере мы предлагаем поразмышлять над историей и эвристической ценностью понятий гибридность и гибридизация сегодня. О том, какова роль «диалога», «гетероглоссии» и «полифонии» Бахтина, никогда не писавшего о постколониальности и комиксах, в подходах ведущих исследователей к гибридности и гибридизации. О том, как именно работают (и работают ли) эти понятия в рамках анализа эстетики современной культуры и связанных с ней социальных, экономических и политических практик. Всегда ли жанровая гибридизация подразумевает подрыв «культурных гегемоний» или революционную эстетику? Каков активистский и политический фундамент, связывающий гибридизацию, идентичность и глобализацию, гибридизацию и мультикультурность, гибридизацию и конструирование новой экологической системы? Что можно считать новейшими гибридами (цифровые гибриды, гиперкомиксы, моушны и пр.)? Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 мая 2024 года. Тексты присылать на адрес редакции: pijournal@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2024-04-01 | Далее... |
В фокусе номера 9 (1) 2024 «МАЛАЯ ФОРМА» |
|
Лирическая миниатюра и импрессионистский очерк, виньетки и фрагменты, песни и афоризмы, так называемая сверхкороткая проза (flash-fiction) самых разнообразных жанровых очертаний – малая форма сегодня переживает очередной ренессанс. Мастерство написания сверхкоротких рассказов одинаково высоко ценится в сферах столь разных, как активистская практика, арт-терапия, педагогика, журналистика и собственно художественное творчество. Во многих странах проходят литературные фестивали, посвященные исключительно короткому рассказу, учреждаются национальные премии и организуются веб-акции, направленные на популяризацию малой формы как культурного наследия и инструмента обновления культуры. Мы приглашаем принять участие в обсуждении темы номера теоретиков и историков литературы, рассматривающих малые жанры не только как гибкий феномен, всегда находящийся в диалоге с большими формами, но и как эссенциалистскую доктрину «искусства взгляда». Не случайно в фокусе внимания специалистов все чаще оказываются понятия, связанные с голосами маргиналов, аутсайдеров и субалтернов, появляющимися именно в малой форме, которая сама будто находится на обочине культуры. Однако «искусство взгляда» – это и модернистские «эпифании», «моменты бытия», и «остановленные мгновения», проникновение в феноменологию повседневности с подтекстами и болезненными открытиями неизбывного опыта. Из этой перспективы оживление интереса к малой форме может также предстать барометром социальных тревог, а ее специфическая событийность – выражением дизъюнкций современной культуры. Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 февраля 2024 года. Тексты присылать на адрес редакции: pijournal@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2024-04-01 | Далее... |
В фокусе номера 8 (4) 2023 «ПИСЬМЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ-2» |
|
ПИСЬМЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ-2 | |
Опубликовано: 2024-04-01 | Далее... |
В фокусе номера 8 (3) 2023 «ПИСЬМЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ-1» |
|
Ростовский философ Михаил Константинович Петров полагал, что местом рождения самосознания, заложенного в основание европейского понимания личности еще в гомеровские времена, стала палуба пиратского корабля, где человек античности, столкнувшись с угрозой сдвига судьбы, оказался перед лицом неопределенности, актуализировал себя и прошел начальную школу творчества. Шестидесятник-Петров начинал как судостроитель. Тогда как Владимир Александрович Шкуратов – оригинальный мыслитель, психолог-гуманитарий и собиратель исторической психологии, земляк и младший современник Петрова, – был книжником эпохи выцветающего социализма, выдающимся теоретиком скриптоцивилизации и человеком записи, для которого палубой пиратского корабля стало письмо. С изобретением, совершенствованием и освоением письменных технологий профессор Шкуратов соотносил и специфику существования человека в большом времени истории, и формирование психических инстанций, при инвентаризации которых следует производить различие между дописьменными и письменными вниманием, памятью, мышлением. Из этой перспективы Реформация виделась событием письменной культуры, поскольку пропускала магму душевной жизни через фильтрующую аскезу счетов и подчиняла ее графическим дисциплинам типографии. Русская интеллигенция оказывалась скриптосообществом, чей ментальный склад, общественная функция и родовой конфликт с (бюрократической) властью, определялись претензией на гегемонию в высокописьменных мирах современности. А первопричиной личности, стабилизированной в череде объективаций и отношений, провозглашались графическая запись и воплощение в письменном слове. Этот способ проблематизации не был изобретен в Ростове-на-Дону. Ведь ставку на письмо как культурную технологию и режим опосредовования, имеющий фундаментальное значение для истории человечества в целом и эпохи модерности в частности, делали канадские теоретики медиа (М. Маклюэн, У. Онг) и французские исторические психологи (И. Мейерсон, Ж.-П. Вернан). К порядку письма грамматологически отсылал Ж. Деррида, а к его потенциалу проектного пространства преобразования и рефигурации социальной реальности обращался М. де Серто. Однако именно в Ростове историко-психологические концептуализации письма обрели дерзкий масштаб, поэтическую связность и особую человекомерность – результат уникальной огранки, произведенной академическим психологом, который стремится обогатить науки о человеке мягкими гуманитарными аналитиками. Посвящая этот номер памяти Владимира Александровича Шкуратова, мы приглашаем к участию всех, кому интересно экспериментировать с письменной личностью – авторским понятием, предложенным для характеристики ансамбля взаимодействий – графических, текстуализирующих, осюжетивающих, объективирующих, стабилизирующих, персонализирующих – человека и письменной культуры. В качестве носителя письменной личности можно рассматривать любого представителя письменной цивилизации, владеющего навыками чтения и письма, вступающего в письменные контакты с людьми и институтами, объективирующего свой опыт и идентичность в акте записи, разделяющего одну из идеологий письма и осознающего свою письменную долю, ведущего дневники и оставляющего записки на холодильнике, фигурирующего в газетном репортаже и медицинской справке, хранящего на чердаке школьные сочинения и дописывающего нетленку. Мы будем рады сотрудничеству с теми, кто изучает отдельные жанры, амплуа и модусы существования человека на письме, будь это «я»-нарративы (К. Герген), делопроизводственные «я» (Р. Харре), архивное «я» (А. Мишенев), делопроизводственная автобиография (Ю. Зарецкий) и т. д. Мы приглашаем к размышлению о вступлении в порядок письма, чистописании и прочих стратегиях письменной социализации; индивидуальном почерке и психопоэтике; синтаксисе опыта и институционализации записи; институтах и сообществах письма; существовании в бюрократических и графоманских мирах; письменном сознании и бессознательном; рутинах, прорехах и катастрофах письма; письменной доле и гражданстве; жесте, поступке и менеджменте письма; сжигании рукописей и самоархивировании, ставя на этом не точку, а многоточие. Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 1 августа 2023 года. Тексты присылать на адрес редакции: pijournal@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2023-04-07 | Далее... |
В фокусе номера 8 (2) 2023 «КОМИКС» |
|
Искусство повествования с начала ХХ века подверглось глубоким трансформациям под влиянием самых разных факторов – медиатехнологий, философии времени, проблематизации сюжетного мышления в литературе. Маятник новаций колебался между скепсисом относительно самой возможности рассказывания историй и взлетом повествовательных жанров в массовой культуре (детектив, фэнтези, триллер, сюжеты о супергероях). Если экспериментальная литература проблематизировала линейный нарратив, самоидентичность персонажа, надежность нарратора, обнажая при этом моменты отчужденности индивида, его потерянность, отказ от поступка, то массовая культура, напротив, компенсировала их поэтикой вовлеченности, этосом активного героя, способного менять свою судьбу, взаимодействовать с обществом, восстанавливать социальную справедливость. Подобно герою волшебной сказки, герой комикса – кинокомикса, графических серий или романов в картинках, веб-комиксов – активный персонаж, образ которого складывается прежде всего из его «функций», т. е. типических поступков. Генезис современного комикса восходит к искусству иллюстрированных историй, начиная с сакральных (ср. католическая и православная иконография, русские лубочные жития и хожения) и светских развлекательных историй (ср. французские эпинали). С конца XIX века истории в картинках развиваются в тесном взаимодействии с языком анимации и кино, технологиями тиражной графики и компьютерного дизайна. Одним из значимых явлений стала индустрия адаптаций – интермедиального перевода литературных произведений или сюжетов на визуально-вербальный язык комикса. Будучи гибридным креолизованным текстом, комикс представляет интереснейший материал для исследования лингвистических, семиотических, жанровых механизмов нарративизации и стереотипизации опыта. Как и большинство жанров массовой культуры, комикс прошел путь от наивного повествования к инструменту меж- и метажанровой рефлексии. Так, в романе У. Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны» (2004) графический комикс – наряду с грампластинками, иллюстрированными журналами, афишами, плакатами и букварями – становится инструментом реконструкции личной истории впавшего в амнезию героя, медиумом между коллективной и индивидуальной памятью. Австрийский график Николас Малер виртуозно визуализирует бессюжетные произведения Томаса Бернхарда и Эльфриды Елинек, «переводя» ритмизованную, изобилующую лейтмотивами и повторами прозу в ритм графических образов. Французский художник Стефан Юэ делает, казалось бы, невозможное – оформляет в жанре комикса ассоциативный, ветвящийся нарратив Пруста. В номере, посвященном поэтике и этике комикса, его социальному и арт-терапевтическому потенциалу, мы предлагаем авторам поразмышлять над следующими аспектами темы:
Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 апреля 2023 года. Тексты присылать на адрес модератора номера, заместителя главного редактора – Веры Владимировны Котелевской: vvkotelevskaya@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2023-01-17 | Далее... |
В фокусе номера 8 (1) 2023 «СОБЫТИЕ» |
|
Являясь одной из старейших форм конфигурации временнóго опыта (П. Рикёр), литература обладает развитым инструментарием выражения событийности. Событие, в свете феноменологических, экзистенциальных, семиотических идей ХХ столетия, предстает сегодня одной из ключевых категорий, определяющих человеческое существование как таковое, в его человекомерности. Уже в классическом искусстве понимание события выходило за рамки «факта», свершившегося в материальном мире, – статусом события мог быть наделен новый сновидческий или визионерский опыт, прежде не испытываемое переживание, иными словами, всякое ментальное событие, позволяющее индивиду (персонажу) познать нового себя и оставившее след в его жизни. Если в риторическую эпоху событийность регулировалась рядом топосов, позволяя маркировать профанное и сакральное в жанровых и стилевых модальностях, то начиная с эпохи модерна событие непременно включает критерий «нового», при этом само «новое» постепенно интериоризируется («всё – в сознании» Пруста). Событие становится пространством риска, размыкая круг вечного возвращения того же самого. Ускорение процессов обновления – во всех сферах, от художественной практики до технологий – порождает ответную неоконсервативную реакцию, а в области литературного эксперимента – всевозможные формы ахронии, анаррации, без- или квазисобытийности. Если массовая литература предлагает стереотипные хронотопы событийности (авантюрная, плутовская, героическая и антигероическая), то в поле авторского эксперимента либо деконструируется подобная топика, либо осуществляется попытка выхода за границы социальной и жанровой риторики. В номере, посвященном событии, мы предлагаем литературоведам и лингвистам, культурологам и философам поделиться своими идеями об аксиологических и экзистенциальных границах события, его представленности в нарративных и ненарративных жанрах, формах его репрезентации в традиционной и экспериментальной литературе (отечественной и зарубежной). В фокусе номер следующие аспекты события и событийности:
Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 февраля 2023 года. Тексты присылать на адрес модератора номера, заместителя главного редактора – Веры Владимировны Котелевской: vvkotelevskaya@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2022-12-02 | Далее... |
В фокусе номера 7 (4) 2022 «ПОТРЕБЛЕНИЕ» |
|
Культурное потребление занимает важное место в современной экономике, социологии, исследованиях культуры и медиа, но редко оказывается в центре внимания исследователей литературы. Российские исследователи чаще, чем западные, предпочитают обращаться к текстам, ассоциируемым с высокими эстетическими стандартами, и игнорируют жанровую литературу, весьма привлекательную как для широкой аудитории, так и для современной издательской индустрии. Начиная с 1990-х годов взгляд на потребление в духе Адорно и Бодрийяра, претерпел изменения: культурный продукт не обязательно несет в себе «заложенный» идеологический смысл, но может побуждать к сопротивлению, а сами потребители могут выступать создателями его новых значений. Отсюда и растущий интерес к процессам творческого потребления. Иными словами, книжной индустрии приходится предпринимать серьезные усилия, чтобы заставить потреблять массовую культуру, а современные разборчивые потребители – это все реже пассивные неучи, «нерациональные» культурные конформисты. Теоретики культурного потребления сегодня обсуждают множественные потребительские идентичности, инструменты и репертуар потребления, все, что позволяет ответить на вопрос о том, какие смыслы генерируются в процессе потребления и коммодификации. Какова современная культура потребления книжной продукции? Как на нее влияет конфигурация актуальной идеологической повестки, растущее разнообразие медийных ресурсов и платформ, разветвленность социальных контактов в культурном поле? Можно ли говорить о социальных моделях потребления книг в терминах «сообществ вкуса» или «констелляций потребления», позволяющих читателям обрести свою социальную и культурную идентичность, обозначить свои ценности?
Особый интерес для рубрики «В фокусе» представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов потребления литературы и потребления в литературе:
Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 1 декабря 2022 года. Тексты присылать на адрес главного редактора Ольги Анатольевны Джумайло oadzhumaylo@sfedu.ru
|
|
Опубликовано: 2022-10-16 | Далее... |
В фокусе номера 7 (3) 2022 «КАНОН» |
|
Острые дискуссии 1990-х гг. вокруг проблемы литературного канона существенно осложнили картину традиционного противостояния позиций, ассоциируемых с эстетическим подходом Блума и социологическим взглядом Бурдье. Так вопрос отбора «великих книг» все чаще оказывается поводом для размышлений об изменении разметки карты гуманитарного знания. Сегодня это и вопрос научного понимания того, как большие данные могут нюансировать картину культурного поля. Как соотносятся понятия репутации классического произведения как объекта мирового культурного наследия и источника универсальных смыслов, с одной стороны, и его популярности внутри локальных «культурных полей», с другой? Как трактовать некогда незыблемую связку канона и традиций, канона и феномена мировой литературы? Не дрейфует ли современный канон в сторону ангажированной литературы? Не является ли попадание в него маркером той или иной идеологической повестки? Новых практик в издательском бизнесе? Следствием намеков на возможность коммодификации в других арт-медиа? Тревожная тенденция эпохи культурных войн, когда некогда маргинальные голоса становятся популярным мейнстримом, – вытеснение масштабных произведений, не соотносимых с популярными культурными практиками из сферы внимания, истончение маргинальной среды эстетов и интеллектуалов, способных оценить появление нового «сильного автора». Так сегодняшнее размышление о каноне, то есть каноне в эпоху цифровизации, неизбежно влечет за собой оглядку на демократизацию и коммерциализацию культуры, изменение траекторий его ценностной маркировки, влияние медиасреды на процессы его стремительного достраивания. Особый интерес для рубрики «В фокусе» представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов канона:
Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 1 сентября 2022 года. Тексты присылать на адрес редакции: pijournal@sfedu.ru
|
|
Опубликовано: 2022-04-02 | Далее... |
В фокусе номера 7 (2) 2022 «ФРАГМЕНТАРНОСТЬ» |
|
Классическая концепция произведения, предполагающая его целостность, завершенность, целесообразность всех элементов художественного «организма», присутствие авторской воли и интенции в оформлении целого, подвергается в искусстве XIX–XXI веков всевозможным трансформациям, вплоть до деконструкции. Разрушение семиотической «рамы» открывает пространство бесконечного эксперимента: устранение четвертой стены и движение к «перформативности», иммерсивности в театре, бессюжетные конструкции и фрагментарность повествовательной формы, «осколочность» лирического высказывания, с неизбежным при этом растождествлением, расщеплением лирического «Я». Узаконенный романтиками в качестве формы «универсальной поэзии» «фрагмент» (Ф. Шлегель, Новалис) обретает все новые формы эстетического существования и теоретической рефлексии (В. Беньямин, Ф. Лаку-Лабарт, Ж.-Л. Нанси, И. Вайс и др.), меняя представления о самом статусе художественного произведения. В фокусе номера:
Обращаем внимание, что принимаются также материалы по литературоведению и культурологии, не связанные с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 15 мая 2022 года. Тексты присылать модератору выпуска Вере Владимировне Котелевской: |
|
Опубликовано: 2022-01-05 | Далее... |
В фокусе номера 7 (1) 2022 «ТРАВМА» |
|
Исследования травмы подобны контурным картам с пунктирными границами между историей, философией, антропологией, психоанализом. Если наиболее яркие интеллектуальные события в критике 1980–1990-х годах, обозначившие так называемый «этический поворот», связывают травму с широко понимаемым феноменом Холокоста, с памятью и аффектом, исследованиями межрасовых конфликтов, то в настоящее время рефлексия о травме нередко сопровождается анализом самой рефлексии о травме как явлении культуры. Травма и ее эстетизация становятся предметом исследований медиа и культурных репрезентаций, художественных форм выражения травматического опыта в литературе и других искусствах. Интригующая сложность размышления о травме также связана с тем, что она соотносима одновременно с психическим и физическим, индивидуальным и коллективным, имеющим истоком прошлое и повседневность. Так реакции на последствия исторических катастроф XX века, событий террористических нападений, опыт деколонизации и глобализации, отчуждение людей, вызванное новыми технологиями и т.д., в равной степени эффектно реконструируются вокруг понятия травмы, трактовка которой весьма разнится у Ротберга, Деррида, Батлер, Лакапры, Крэпса, Карут, Иглстоуна. Осмысление советского прошлого, прошлого эмигранта, переселенца, репрессированного – тема художественной, публицистической и научной мысли русскоязычных авторов как в современной России, так и за ее пределами. Несомненно и то, что разные национальные культуры ассимилируют и коммодифицируют понятие травмы по-разному, а включение в диалог о травматическом ведется посредством разных институциональных практик. Художественная литература, в центре которой чаще оказывается частный человек и его личный опыт, давно и разнообразно разрабатывает проблематику травматического, к которой применимы не только теории, ассоциируемые с коллективным историческим опытом, но и те, что активно эксплуатируют сюжеты гендерного и сексуального насилия, драматические стороны проявления / подавления индивидуального «Я». Однако не стали ли сами исследования травмы тем, что изначально спровоцировало их появление – «большим нарративом», перемалывающим в своих жерновах буквально все? Всегда ли безупречна этика при комментировании травмы? Является ли неопровержимой аксиомой тезис о «невыразимости» травмы? Где провести границу между коллективным и индивидуальным травматическим опытом? Возможна ли такая риторика травмы, которая бы способствовала не эстетизации навязчивого деструктивного опыта, а его продуктивному преобразованию в социальное действие? Прав ли Рубин, говоря, что травма – это не только «драма прошлых событий, но в первую очередь, драма выживания»?
Особый интерес для рубрики «В фокусе» этого номера, посвященного проблемам травмы, представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 20 февраля 2022 года. Тексты присылать на адрес: oadzhumaylo@sfedu.ru
|
|
Опубликовано: 2022-01-05 | Далее... |
В фокусе номера 6 (4) 2021 «ДИСТАНЦИЯ» |
|
В повседневной речи «дистанция», как правило, ассоциируется с границей, разделением и отчужденностью. Однако опыт пребывания в ситуации социальной дистанции, а также появившиеся ресурсы и практики минимизации вынужденной утраты контакта, в которые оказались вовлечены многие в связи с пандемией, еще ярче продемонстрировали иное. Игра дистанцией, градация дистанционных режимов и разнообразных форм опосредования (цифровой среды, аналитических, риторических и нарративных инструментов и пр.), напротив, могут приближать объект, делать его видимым, близким и доступным, а подчас и профанируемым. Каковы контексты для размышления о дистанции? Насколько значима семантическая разница между «дистанцией» и «дистанцированием»? Был ли прав Джеймисон, говоря о том, что дистанция (в том числе и «критическая дистанция»), оказались упразднены в постмодернизме, а наши тела «лишены пространственных координат и практически неспособны к дистанцированию»? Каковы жанры, риторические и аффективные модели, институциональные практики и познавательные возможности дистанции и дистанцирования?
Особый интерес для тематической рубрики этого номера представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного и научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Язык публикаций: русский, английский, испанский. Материалы принимаются до 10 ноября 2021 года.
|
|
Опубликовано: 2021-12-01 | Далее... |
В фокусе номера 6 (3) 2021 «ЖЕСТ» |
|
Литературоведческий интерес к жесту уже более полувека связан с целым комплексом новых гуманитарных дисциплин, исследующих язык бытового, ритуального, политического, эстетического поведения. Именно расширение методологического инструментария – за счет семиотики, антропологии, феноменологии, медиатеории, психололингвистики и пр. – позволило поэтике выйти за рамки «позитивистского» взгляда на жест как исключительно социально-психологическую атрибуцию персонажа. Современным филологическим исследованиям жеста присуще понимание не только глубоко символичной, иконологической природы жеста в литературном тексте, но и перформативной природы текста и авторского поведения в определенных исторических обстоятельствах («авангардный жест», жизнестроительство, акционизм). «Назначающий жест» поэта, художника (Пригов) становится реальностью, в которой автономия эстетического ставится под сомнение, а замкнутость художественного текста перестает быть его конституирующей чертой. Таким образом, продуктивными являются несколько направлений исследования жеста внутри и за пределами художественного произведения: «иконологический» подход, когда выявляются «формульные» культурно-исторические истоки жеста (ср. А. Варбург и Э. Панофски в изобразительном искусстве) и новые смыслы его трансформации; семиотика жеста, позволяющая прочитать единство семантических, формальных и прагматических аспектов жеста (Е. Фарыно, Ю. Лотман, Ю. Кристева), культурно-исторические исследования жеста, выявляющие эстетические коннотации жеста в разных искусствах (О. Булгакова, С. Штретлинг) и целый спектр исследований, гибко соединяющих указанные выше дисциплинарные подходы. «Карпалистика» (Ю. Цивьян) претендует сегодня на масштабный охват искусств и медиа, выявляя связи художественного и внехудожественного (политического, бытового и пр.) в конфигурациях жеста. Литературный текст занимает при этом особое положение, становясь местом, где невербальное символическое жеста вторично символизируется в поэтике автора или художественного направления, школы.
Рубрику «В фокусе» планируется посвятить следующим аспектам поэтики жеста:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 10 августа 2021 года.
|
|
Опубликовано: 2021-09-01 | Далее... |
В фокусе номера 6 (2) 2021 «МЕТАТЕКСТУАЛЬНОСТЬ» |
|
Известный теоретик литературы Брайан Макхейл остроумно указал на вероломную цель метатекстуальности «испортить впечатление от простой геометрии зеркала, поднесенного к натуре». Однако рефлексы и рефлексия (или, говоря строгим языком науки, эксплицитная и имплицитная метатекстуальность) – все более привычные спутники современной культуры, как никогда далекой от безоглядного мимесиса.
Метатекстуальность в ее философских интенциях проблематизирует вопросы языка, роль автора, героя и читателя, бросает вызов самому понятию референции, ставит под вопрос акт интерпретации, подрывая саму возможность правдоподобия, связности и завершенности текста. Но она же сегодня сопровождает «популярный канон»: писатели, режиссеры, авторы видеоигр, комиксов, рекламных продуктов и т.п. не стесняются указывать на процесс конструирования условной реальности, их вымышленные герои нередко догадываются о своем положении внутри придуманного мира, но зачастую разрушают онтологические границы, подвергаются «редактуре» или вовсе «стираются». Можно ли говорить в этом отношении о превалировании метафикциональности над метаповествованием? Действительно ли художественная практика 1950-1980 гг. дала примеры самых экстремальных форм метатекстуальности? По-прежнему ли метатекстуальный жест сконструированности всего и вся выступает симптомом поколенческих тревог об исчезновении самой реальности, о бесконечно ускользающей идентичности?
В русском литературоведении феномен метатекстуальности изучался уже в рамках формальной школы: в работах В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова и др. впервые были проблематизированы приемы саморефлексии текста, вступающего в «пародийный» диалог как с традицией и современной литературной практикой, так и с собственными законами порождения. Авангардная практика, обострившая интерес к процессам генерирования и осознанного (само)разрушения текста, составила впоследствии материал не только отечественных (московско-тартуская школа, русская семантическая поэтика), но и зарубежных исследований по славистике (Hansen-Löve, Günter и др.). Между тем обнаружение и обнажение «литературности», инициирование модернистским искусством, позволило пересмотреть и «традиционный» литературный дискурс, выявив в нем феномен метафикции (от Сервантеса до Пушкина и Л. Толстого), причем во всех литературных родах (метадрама, металирика).
Начиная с 1970-х гг. текстовая саморефлексия, метаповествование и метатекстуальность, часто понимаемые как синонимические понятия и трактуемые весьма широко, оказались предметом научного внимания в работах западных ученых, ассоциируемых с разработкой поэтики постмодернизма и историографической метапрозы (Alter, Scholes, McHale, Hutcheon, Waugh и др.). Однако описание повествовательных и лингвистических маркеров и инструментов метатекстуальности в науке весьма избирательно (Genette, Nünning, Prince, Wolf, Macrae).
Особый интерес для рубрики «В фокусе» этого номера, посвященного проблемам метатекстуальности, представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 10 мая 2021 года.
|
|
Опубликовано: 2021-06-01 | Далее... |
В фокусе номера 6 (1) 2021 «К НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ» |
|
Год Германии в России журнал «Практики и интерпретации» отмечает специальным выпуском: 2021-й год откроет номер, посвященный исследованиям культуры и литературы немецкоязычных стран. Взяв в качестве заглавия номера знаменитое мандельштамовское «К немецкой речи», редакция апеллирует к компаративному пониманию литературы как пространства диалога – эпох, стилей, национальных картин мира, традиции и авангарда, высокой культуры и повседневности, как места рождения авторских сюжетов «избирательного сродства» («Чужая речь мне будет оболочкой…», О. Мандельштам). В эпоху глобализации и кризиса национальных государств проблема (пере)осмысления уникальности культур и языков становится особенно актуальной, а выявление «сродства» поэтик открывает неординарные пути их диалога. Особое внимание в номере планируется уделить новым формам гибридизации национального дискурса (иноязычным влияниям, би- и мультилингвизму, освоению немецкого языка литераторами-мигрантами), медийным инструментам продвижения немецкой культуры и литературы, образовательным стратегиям и переводческой практике. К сотрудничеству приглашаются литературоведы-германисты и компаративисты, лингвокультурологи, переводчики и теоретики художественного перевода, культуртрегеры и педагоги в сфере академических немецко-российских контактов. В фокусе номера:
Обращаем внимание, что принимаются также материалы по литературоведению и культурологии, не связанные с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 10 февраля 2021 года. Тексты присылать модератору выпуска Вере Владимировне Котелевской: vvkotelevskaya@sfedu.ru |
|
Опубликовано: 2021-03-01 | Далее... |
В фокусе номера 5 (4) 2020 «БЕСПАМЯТСТВО» |
|
БЕСПАМЯТСТВО Опубликовано: 2020-12-01 |
|
Опубликовано: 2021-01-01 | Далее... |
В фокусе номера 5 (3) 2020 «АДАПТАЦИЯ» |
|
Ставшие традиционными семиотические, нарратологические, жанровые, интермедиальные подходы разрабатывают понимание адаптации как специфической стратегии перевода, но возможен ли иной взгляд на феномен? Всегда ли разговор об адаптации должен включать оценку ее «верности» тексту-источнику? Оказывается ли адаптация точкой пересечения жанровых традиций разных медиа? Выступает ли маркером эстетических, ценностных, социокультурных, межнациональных и трансисторических сдвигов? Определение адаптации как интерпретации нередко сопровождается поиском понятия-компаньона – подражание, трибьют, пародия, стилизация, пастиш, деконструкция, переложение по мотивам, каннибализация, коммодификация и т.д. (Cardwell, Elliott, Wagner, Jameson). Но всегда ли адаптация несет на себе метку вторичности? При каких условиях инициируется сложный процесс продуктивного диалога форм и смыслов (Bruhn, Elliott), когда ремедиация превращается в трансмедиацию? Эти и другие вопросы динамично развивающихся Adaptation Studies – в фокусе очередного номера «Практик и интерпретаций». Адаптация побуждает к размышлениям о ее включенности в разнообразные контексты (от институционального идеологического, исторического, национального и политического до процессов восприятия - психологического, феноменологического, когнитивного и пр.) и эффективности в тех или иных условиях социо-экономического и технологического развития общества, активно производящего и потребляющего адаптации. Повсеместность адаптаций в современной культурной среде провоцирует внимание к данному феномену исследователей с различным дисциплинарным бэкграундом. В связи с этим особый интерес для нас представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов проблемы: • Социальные, экономические и технологические контексты конкретных случаев адаптаций • Адаптация как феномен постмодернистской культуры • Педагогические методики и адаптация • Межкультурные эффекты адаптаций • Адаптация и перевод • Дискуссии вокруг точности адаптации • Семиотические, нарратологические и структурно-жанровые подходы к адаптации • Адаптация как феномен интермедиальности • Проблемы адаптации классического культурного наследия • Адаптация и канон • Киноадаптации и экранизации • Экфрасис • Адаптация и идеология • Адаптации мифа в истории художественной культуры • Адаптация в авторском кинематографе Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного и научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера. Материалы принимаются до 15.09.2020. |
|
Опубликовано: 2020-09-01 | Далее... |
В фокусе номера 5 (2) 2020 "ПИСЬМО" |
|
Сегодня интерес филологов, культурологов, социологов снова возвращается к персонологии письма, в особенности к формам, сохраняющим следы субъекта и непосредственного контекста, – к эпистолярию, автофикции, мемуарам, запискам, дневникам, биографическому роману, лирике. Cовременные генетические и текстоцентрические подходы, сопротивляющиеся как (психо)биографическому, так и дискурсивному редукционизму, дают представление о проекте всегда незавершенной реконструкции индивидуальности, кропотливой почерковедческой экспертизы, во всем многообразии ее психофизических, эстетических и культурных факторов. Во 2-м выпуске (том 5, 2020) «Практик и интерпретаций» планируется уделить внимание широкому кругу антропологических, медиальных, поэтологических и стилистических аспектов письма. Предлагаем нашим будущим авторам следующие проблемы для рассмотрения: • Письмо и (старые / новые) медиа (от рукописи к цифровым формам презентации) • Персонология письма (антропологический, социальный, психологический, нарративный аспекты) • Письмо и гендер • Письмо и возраст • Письмо и травма • Письмо и национальная идентичность • Письмо и идеология • Лингвокогнитивный анализ письма • Стиль и стилизация (жанры, идиостили, стилистические приемы, пародия и пастиш) • Поэтика и поэтология письма (фикшн /метафикшн, металирика; сюжет письма и портрет пишущей/пишущего в литературе) Материалы, не входящие в рубрики «В фокусе номера», «Обзор», «Первое прочтение», могут быть не привязаны к теме номера. Возможно размещение фото-, видео- и аудиоматериалов. Тексты присылать на адрес: pijournal@sfedu.ru Требования к оформлению размещены на сайте журнала: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines, а также (более подробная версия) в конце каждого выпуска журнала (см. PDF-версии). Архивы номеров (2016–2019): http://www.pi-journal.com/index.php/pii/issue/archive |
|
Опубликовано: 2020-06-01 | Далее... |
В фокусе номера 5 (1) 2020 "ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР" |
|
Драма без сюжета, спектакль-прогулка, спектакль-суд, зритель как актер, элиминация текста, визуальный театр… Эксперименты с драматическим текстом и сценическим пространством, начатые авангардистами (Аполлинер, Пиранделло, Арто, Мейерхольд), претерпели трансформации – от эпического театра Брехта и политического театра Пискатора к «театру художника» Уилсона и «эссе для сцены» Елинек – и сделали невозможным рецепцию драмы вне актуальной театральной практики. Отношения текста и его сценического воплощения, «драмы» и театра, парадоксально увиденные и проблематизированные Хансом-Тисом Леманом, дали жизнь понятию «постдраматический театр». Действительно ли существует театр, устранивший отчасти или полностью аристотелевский канон? Есть ли жизнь у психологического театра, и если есть, то какие формы приобретает он в прошлом и нынешнем веке? Какие модели «режиссерского» театра наиболее перспективны и художественно продуктивны? Где пролегают границы между политической акцией, перфомансом и «собственно» театром? Что происходит с актером и драматическим героем в эпоху «метаперсонажа»? Как преобразуется зрительское эстетическое созерцание в иммерсивном театре? Редакция приглашает литературоведов, театроведов, культурологов, критиков обсудить проблемы постдраматического театра, в том числе в таких аспектах:
Обращаем внимание на что, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики» могут быть не связаны с темой номера. В рубрике «Первое прочтение» данного выпуска планируется размещение развернутой рецензии на современный спектакль. В журнале возможно использование фото-, аудио- и видеоматериалов.
|
|
Опубликовано: 2020-03-01 | Далее... |
В фокусе номера 4 (4) 2019 "ДВИЖЕНИЕ" |
|
По словам Роджера Смита, автора The Sense of Movement: An Intellectual History(2019), люди думают, что прикосновение и движение дает им ощущение реальности, ощущение собственной «одушевленности» (asenseofbeingalive). Движение лежит в основе как нашего понимания процессов физического мира, так и в конструировании исторических, культурных, социально-политических процессов (Sheets-Johnston, Smith,Heller-Roazen, Сироткина и др.). Исследовательский интерес к феномену движения в последние годы легко преодолевает дисциплинарные границы: от нюансировки ставшего привычным понятия кинестетики до размышлений о танце, свободном движении как выражении становящейся идентичности подлинного творца, форме реализации экзистенциального проекта «Я»; от политики движения и перемещения, с точки зрения пространств, к которым человек может получить доступ, и пространств, в которых ему отказано, до свободного фланирования, прогулок и опыта растворения в городском транспорте. Движение в науке и искусстве, очевидно, связано как с интеллектуальным климатом эпохи, так и с индивидуальными траекториями и судьбами отдельных представителей направлений, школ и творческих объединений. Подвижники выступают генераторами новых идей, а подчас и разрушителями интеллектуальных, институциональных и эстетических «фронтиров». Редакция журнала заинтересована в публикации материалов, посвященных этим и другим аспектам проблемы движения, среди которых:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация художественного текста новейшей литературы или книги нон-фикшн: интеллектуальной биографии, филологической и культурологической эссеистики и т.п.), могут быть не связаны с темой номера.
|
|
Опубликовано: 2019-12-01 | Далее... |
В фокусе номера 4 (3) 2019 "БИОГРАФИКА" |
|
От гибридных жанровых форм биографического романа до создания личных архивов в виртуальном формате, биографика переживает бум (Julia Novak) и становится красноречивым примером упразднения границ между фактом и вымыслом, приватным и публичным. С одной стороны, биографическое оказывается в сфере легитимации вымысла и субъективности, с другой – в противоположной ей сфере точных данных и формального отсутствия «выборки», риторики, нарративных стратегий. После долгого периода скептического отношения к биографике со стороны академического сообщества она вызывает все возрастающий интерес историков, филологов, исследователей медиа, антропологов, социологов, предпринимающих попытки сформировать само исследовательское поле (Hans Renders, Sidonie Smith and Julia Watson, Sigurdur Magnusson).От возгласов «К черту факты!» представителей Life Writing Congress 2019 до программных разработок микроисторических исследований (Carlo Ginzburg, Giovanni Levi, Malti Peltonen) дебаты вокруг самого феномена биографики подчеркивают крайнее разнообразие как материала, так и методов его исследования. Если исследования autofiction (Serge Dubrovsky) и biofiction (Michel Lackey) подчеркивают значение разных параметров конструирования «Я» на письме, то работы, связывающие биографику с культурным, социальным и историческим контекстами, часто обращаются к «биографическому мифу», роли издателей и критики, скандалов, акций, перформансов в биографическом буме эпохи селебрити. Возможен ли разговор об этике биографического, налагающей ограничения на вымысел? Почему отдельные персоны вызывают особое внимание создателей биографики? Не выступают ли биографические жанры формой адаптации, апроприации, литературной критики? И насколько применимы к биографике критерии художественного и эстетического? Редакция журнала заинтересована в публикации материалов, посвященных этим и другим аспектам проблемы биографики, среди которых:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация художественного текста новейшей литературы или книги нон-фикшн: интеллектуальной биографии, филологической и культурологической эссеистики и т.п.), могут быть не связаны с темой номера.
|
|
Опубликовано: 2019-09-01 | Далее... |
В фокусе номера 4 (2) 2019 "СРЕДА" |
|
Что мыслится под средой в современной гуманитарной науке? Как так называемые «научные» подходы к среде (энвайронменталистские, эволюционные, экокритические, когнитивные исследования и пр.) наследуют классическим культурно-историческим и позитивистским штудиям прошлых веков? Зависит ли интерпретация понятия среды сегодня от того, как и в каком качестве в нее включается человек? Традиционные и значительно расширенные понятия «эволюции», «борьбы за выживание», «отбора», «адаптации» дополняются в экокритическом дискурсе крупных работ последних десятилетий (Garrard, Murphy, Bate, Bennett, Clark, Lukes, Gloffelty, Buell, Gray и др.), а также в разнообразных подходах, предпринимаемых представителями Association for the Study of Literature and the Environment (ASLE).
Таким образом, предметом размышлений в гуманитарной науке и творческой практике становятся: ¾ новые среды как факторы, детерминирующие изменение человека и общества; ¾ проблемы последствий вторжения человека в естественные среды; ¾ природная, культурная и цифровая среды как самостоятельные предметы внимания и исследования; ¾ опыт философского осмысления среды; ¾ природная среда в истории ее воображаемого встраивания в разномасштабные культурные конструкты.
Особый интерес представляют тексты, посвященные изучению следующих аспектов темы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация художественного текста новейшей литературы или книги нон-фикшн: интеллектуальной биографии, филологической и культурологической эссеистики и т.п.), могут быть не связаны с темой номера.
|
|
Опубликовано: 2019-06-01 | Далее... |
В фокусе номера 4 (1) 2019 "ВОПЛОЩЕНИЕ" |
|
Почему материальность тела важна для рецепции текста и его осмысления? Как ощущается движение, описанное в тексте? Междисциплинарные исследования в русле теории воплощения (embodiment studies, body-centered affective criticism), активно развивающиеся в последние десятилетия, фокусируют внимание на материальном теле и телесном опыте, запечатленном и выраженном в тексте, как на феноменах особого рода. Представители данного подхода (Steen, McAlvadge, Johnson, Terada, Kosofsky Sedgwick, Massumi, Brennan, Pfau, Goss и др.) рассматривают и то, как аффективность характеризует ситуацию внутри пространства текста, и то, какой аффективный процесс текст запускает в читателе. Все это естественным образом дополняет традиции исследований в русле феноменологии сознания, теории воображения и субъективности. Движение – одна из основных категорий подхода. Движение тела, действие аффекта – это всегда интеракция, взаимодействие, в том числе с читателем. Если чувство субъективно и предлагает нам внутренний опыт, а эмоции маркированы социальными отношениями, то аффект – состояние, возникающее только во взаимодействии (между персонажами; между текстом и читателем, зрителем, участником интеракции и пр.). Таким образом, предметом размышлений становятся: тело и опыт чувственных (аффективных) переживаний всего спектра; опыт философского осмысления телесного; ¾ движение (материального тела, взгляда), а также воспоминания о том, каково переживать то или иное состояние; ¾ взаимодействие тел как фактор событийности; ¾ разнообразие аффективных состояний, переживаемых при соприкосновении читателя (зрителя) с художественным объектом; ¾ трансфер телесного и ментального опыта, социальных, исторических, культурных идей и практик.
Особый интерес представляют тексты, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация художественного текста новейшей литературы), могут быть не связаны с темой номера.
|
|
Опубликовано: 2019-03-01 | Далее... |
Вышел новый выпуск - Том 3, № 4 (2018): АВТОПОРТРЕТ |
|
Вышел новый выпуск - Том 3, № 4 (2018): АВТОПОРТРЕТ |
|
Опубликовано: 2018-12-01 | |
1 - 25 из 28 результатов | 1 2 > >> |