Викторианская готическая новелла: к проблеме исторической поэтики

Крюкова Вера Геннадьевна

Аннотация


Ко второй половине XIX в. наблюдается спад популярности «черного романа», к тому времени существующего в  виде многочисленных имитаций. Однако сложившаяся формульность готического канона, отразившаяся в традиции выстраивания пространственной парадигмы, образной системы и композиции, была воспринята и адаптирована к условиям и вкусам викторианской Англии и нашла свое продолжение в малой прозаической форме. Именно готическая новелла считается законным преемником готического романа, и развитие данной жанровой формы является доказательством высокой продуктивности готической литературной традиции. В данной статье делается попытка описать истоки формирования готической новеллы, определившие своеобразие британской «литературной сказки о  призраках». Особое внимание уделяется трансформациям основных поэтологических характеристик готического канона при переходе от романной формы к  новеллистической. Исследованию подлежат изменения следующих уровней: расширение поэтологического арсенала классического готического хронотопа благодаря «обытовлению» пространственной доминанты и  отсутствию исторической дистанции; композиционное редуцирование, связанное с  необходимостью создания «единого впечатления» и  концентрации на одном сверхъестественном происшествии; и,  наконец, изменения персонажной системы и  обогащение художественных образов через актуализацию гендерной и  социальной проблематики. Особое внимание будет уделено тому, как изменения культурного и общественного контекста отразились на трансформации жанровых категорий и почему именно традиционные элементы готического канона оказались наиболее удобным инструментом для выражения обеспокоенности в связи с высоким темпом прогресса, с появлением разнообразных научных течений и общественных настроений.

Ключевые слова: готическая новелла, пространственная доминанта, историография, готический роман, образная система, историческая дистанция, сверхъестественное, викторианское общество, прогресс, социальный контекст

Для цитирования: Крюкова В.Г. Викторианская готическая новелла: к проблеме исторической поэтики // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2024. Т. 1 №  С. 162–181. DOI: 10.18522/2415-8852-2024-1-162-181

Полный текст:

PDF

Литература


Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1999.

Бахтин, M.M. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1985.

Берк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

Вацуро, В.Э. Готический роман в России. М.: «Новое литературное обозрение», 2002.

Водолажченко, Н.В. Поэтика готической новеллистики Дж.Ш. Ле Фаню (на примере цикла «В зеркале отуманенном»): дис. … канд. филол. наук. Великий Новгород, 2008.

Ковалькова, Т.М. Готическая традиция в американской прозе 1920-30-х годов: новеллистика Х.Ф. Лавкрафта: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саранск, 2001.

Липинская, А.А. «Пусть лежит, где нашли»: об одном мотиве британской готической новеллистики // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11. № 4. С. 92–98.

Локшина, Ю.В. Эволюция образов «готических» злодеев в романах Айрис Мердок и Джона Фаулза // Меди@льманах. 2014. № 4 (63). С. 72–81.

Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы. Москва: Наука, 1990.

Попова, Д.И. Готический дискурс в художественной прозе Э.А. По: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2021.

Скобелева, Е.В. Традиция «готического» романа в английской литературе XIX и XX веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2008.

Чамеев, А.А. «Британской музы небылицы...» // Лицом к лицу с призраками: Таинственные истории / пер. с англ. Л. Бриловой, И. Куберского, М. Куренной, С. Сухарева, С. Шик. Спб.: Азбука-классика. 2004.

Шкуратов В.А. Время двойников (очерк по истории множественности) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 1. С. 92–110.

Уолпол, Г. Предисловие к первому изданию // Замок Отранто и другие истории / пер. с англ. В. Шор, Ю. Каллистратова. М.: АСТ, 2022. С. 6–7.

Ackroyd, P. (2011). Introduction. In P. Ackroyd, The English ghost: spectres through time. London: Vintage, 1–13.

Auerbach, N. (1982). Woman and the demon: the life of a Victorian myth. Cambridge: Harvard University Press.

Bailey, P. (1978). Leisure and class in Victorian England: rational recreation and the contest for control, 1830–1885. London: Routledge.

Bayer-Berenbaum, L. (1982). The Gothic imagination: expansion in Gothic literature and art. Fairleigh Dickinson University Press.

Bown, N., Burdett, C., & Thurschwel, P. (2004). Introduction. In N. Bown, C. Burdett, & P. Thurschwel (Eds.), The Victorian supernatural. Cambridge: Cambridge University Press, 1–19.

Braddon, M.E. (2000). The cold embrace. In R. Dalby (Ed.), The cold embrace and other ghost stories. Ash-tree Press, 3–11.

Braun, H. (2012). The rise and fall of the femme fatale in British literature, 1790–1910. Rowman & Littlefield. Briggs, J. (1977). Night visitors: the rise and fall of the English ghost story. London: Faber.

Cadwallader, J. (2016). Spirits and spirituality in Victorian fiction. Palgrave Macmillan.

Cox, M., & Gilbert, R.A. (1989). Introduction. In M. Cox, & R.A. Gilbert, The Oxford book of English ghost stories. Oxford University Press, ix–xvii.

Crawford, J. (2020). The Romantic Gothic imagination. In J. Parker, & C. Wagner (Eds.), The Oxford handbook of Victorian medievalism. Oxford University Press, 125– 139.

Dalby, R. (1988). Introduction. In R. Dalby (Ed.), Victorian ghost stories by eminent women writers. New York: Carroll & Graf Publishers, ix–xvii.

Dickerson, V.D. (1996). Victorian ghosts in the noontide: women writers and the supernatural. University of Missouri.

Gaskell, E. (2013). The poor Clare. New York: Melville House Publishing.

Grimes, H. (2016). The late Victorian gothic: mental science, the uncanny, and scenes of writing. London: Routledge.

Hardy, T. (1999). The withered arm. In T. Hardy, The withered arm and other stories, 1874–1888. New York: Penguin Books.

Harris, W.V. (1979). British short fiction in the nineteenth century: A literary and bibliographic guide. Wayne State University Press.

Kelly, G. (1989). English fiction of the Romantic period, 1789–1830. London: Routledge.

Le Fanu, J.S. (1971). Carmilla. New York: Scholastic Book Services.

MacAndrew, E. (1979). The gothic tradition in Fiction. New York: Columbia University Press.

Makala, M.E. (2013). Women’s ghost literature in nineteenth-century Britain. University of Wales Press.

Marcus, S. (2023). Apartment stories: city and home in nineteenth-century Paris and London. University of California Press.

Marshall, P. (2010). Transformations of the ghost story in post-Reformation England. In H.C. O’Briain, & J.A. Stevens (Eds.), The ghost story from the middle ages to the 20th century: a ghostly genre. Dublin: Four Courts Press, 16–34.

Poe, E.A. (1979). Twice-told tales. In D. Galloway (Ed.), Selected writings of Edgar Allan Poe: poems, tales, essays and reviews. New York: Penguin Books.

Punter, D. (1980). The literature of terror: A history of gothic fictions from 1765 to the present day. N.Y.: Longman.

Riddell, J. H. (1977). The old house in Vauxhall walk. In Ch. E. Riddell, The collected ghost stories by Mrs. J.H. Riddell. Dover Publications.

Scarborough, D. (1967). The supernatural in modern English fiction. New York: Octagon Books.

Shelley, M. (1824). On ghosts. Retrieved from: https://gutenberg.net.au/ebooks06/0602881h. html (date of access: 20.03.24).

Showalter, E. (1987). The female malady: women, madness, and English culture, 18301980. New York: Penguin Books.

Smith, A. (2010). The Ghost Story, 1840– 1920: A cultural history. Manchester University Press.

Schmitt, C. (1997). Alien nation: nineteenth-century gothic fictions and English nationality. University of Pennsylvania Press.

Stevens, J. A. (2010). Introduction. In H.C. O’Briain, & J.A. Stevens (Eds.), The ghost story from the middle ages to the 20th century: a ghostly genre. Dublin: Four Courts Press, 11–16.

Stewart, C. (2001). Weird fascination: the response to Victorian women’s ghost stories. In E. Liggins, & D. Duffy (Eds.), Feminist readings of Victorian popular texts: divergent femininities. Ashgate, 108–125.

Sullivan, J. (1978). Elegant nightmares: the English ghost story from Le Fanu to Blackwood. Ohio University Press.

Tosh, J. (1994). What should historians do with masculinity? Reflections on nineteenth-century Britain. History Workshop, 38, 179–202.

Wallace, D. (2013). Female gothic histories: gender, history and the gothic. University of Wales Press.

Webster, T., & Mrs. Parkes, W. (1855). An encyclopaedia of domestic economy. Harper & Brothers.

Whelan, L.B. (2002). Between worlds: class identity and suburban ghost stories, 1850 to 1880. Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal, 35(1), 133–148.

References

Ackroyd, P. (2011). Introduction. In P. Ackroyd, The English ghost: spectres through time. London: Vintage, 1–13.

Auerbach, N. (1982). Woman and the demon: the life of a Victorian myth. Cambridge: Harvard University Press.

Arnol’d I.V. (1999). Semantika, stilistika, intertekstual’nost’. Sbornik statei [Semantics, stylistics, intertextuality. Collection of articles]. Saint Petersburg: Saint Petersburg University Publ.

Bakhtin, M.M. (1986). Formy vremeni i hronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoj poetike. [Forms of time and chronotope in the novel. Notes towards historical poetics]. In M.M. Bakhtin, Voprosi literatyri i estetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Khydojestvennaya literatyra.

Bailey, P. (1978). Leisure and class in Victorian England: rational recreation and the contest for control, 1830–1885. London: Routledge.

Bayer-Berenbaum, L. (1982). The Gothic imagination: expansion in Gothic literature and art. Fairleigh Dickinson University Press.

Bown, N., Burdett, C., & Thurschwel, P. (2004). Introduction. In N. Bown, C. Burdett, & P. Thurschwel (Eds.), The Victorian supernatural. Cambridge: Cambridge University Press, 1–19.

Braddon, M.E. (2000). The cold embrace. In R. Dalby (Ed.), The cold embrace and other ghost stories. Ash-tree Press, 3–11.

Braun, H. (2012). The rise and fall of the femme fatale in British literature, 1790–1910. Rowman & Littlefield.

Briggs, J. (1977). Night visitors: the rise and fall of the English ghost story. London: Faber.

Byerk, E. (1979). Filosofskoe issledovanie o poroishojdenii nashih idei vozvyshenogo i prekrasnogo [A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful]. Moscow: Iskusstvo.

Cadwallader, J. (2016). Spirits and spirituality in Victorian fiction. Palgrave Macmillan.

Chameev, A.A. (2004). “Britanskoy muzy nebylitsy…” [The tales of the British muse]. Litsom k litsu s prizrakami: tainstvennyye istorii [The haunted and the haunters: mystery stories] (L. Brilova, I. Kubersky, M. Kurennaya, S. Sukharev, & S. Shik, Trans.). Saint Petersburg: Azbuka-classics.

Cox, M., & Gilbert, R.A. (1989). Introduction. In M. Cox, & R.A. Gilbert, The Oxford book of English ghost stories. Oxford University Press, ix–xvii.

Crawford, J. (2020). The Romantic Gothic imagination. In J. Parker, & C. Wagner (Eds.), The Oxford handbook of Victorian medievalism. Oxford University Press, 125–139.

Dalby, R. (1988). Introduction. In R. Dalby (Ed.), Victorian ghost stories by eminent women writers. New York: Carroll & Graf Publishers, ix–xvii.

Dickerson, V.D. (1996). Victorian ghosts in the noontide: women writers and the supernatural. University of Missouri.

Gaskell, E. (2013). The poor Clare. New York: Melville House Publishing.

Grimes, H. (2016). The late Victorian gothic: mental science, the uncanny, and scenes of writing. London: Routledge.

Hardy, T. (1999). The withered arm. In T. Hardy, The withered arm and other stories, 18741888. New York: Penguin Books.

Harris, W.V. (1979). British short fiction in the nineteenth century: a literary and bibliographic guide. Wayne State University Press.

Kelly, G. (1989). English fiction of the Romantic period, 1789–1830. London: Routledge.

Koval`kova, T.M. (2001). Goticheskaya tradicia v amerikaskoi proze 1920-30 godov: novellistika H.F. Lovecrafta [Gothic tradition in American prose of 1920-1930s.: ghost stories by H.P. Lovecraft] (Abstract of Doctoral Dissertation, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk).

Le Fanu, J.S. (1971). Carmilla. New York: Scholastic Book Services.

Lipinskaya A.A. (2019). “Pyst’ lejit, gde nashli”: ob odnom motive goticheskoi novellistiki [“Let it lie where it was found”: about one motive of British Gothic short fiction]. Vestnik Permskogo Universiteta. Rossiiskaya i Zarybejnaya Filologia. [Herald of Perm University Russian and Foreign Philology], 11(4), 92–98.

Lokshina, U.V. (2014) Evoliciya obrazov «goticheskih» zlodeev v romanah Iris Murdoch i Johna Fowles [The evolution of the images of “Gothic” villains in the novels of Iris Murdoch and John Fowles]. Media al`manah [Media almanac], 4 (63), 72–81.

MacAndrew, E. (1979). The gothic tradition in fiction. New York: Columbia University Press.

Makala, M.E. (2013). Women’s ghost literature in nineteenth-century Britain. University of Wales Press.

Marcus, S. (2023). Apartment stories: city and home in nineteenth-century Paris and London. University of California Press.

Marshall, P. (2010). Transformations of the ghost story in post-Reformation England. In H.C. O’Briain, & J.A. Stevens (Eds.), The ghost story from the middle ages to the 20th century: a ghostly genre. Dublin: Four Courts Press, 16–34.

Meletinskii, E.M. (1990). Istoricheskaya poetika novelly [Historical poetics of the novel]. Moskow: Nayka.

Poe, E.A. (1979). Twice-told tales. In D. Galloway (Ed.), Selected writings of Edgar Allan Poe: poems, tales, essays and reviews. New York: Penguin Books.

Popova, D.I. (2021). Goticheskii diskyrs v hydojestvennoi proze E.A. Poe [Gothic discourse in the fiction of E.A. Poe] (Abstract od Doctoral Dissertation, Voronezh State University, Voronezh).

Punter, D. (1980). The literature of terror: a history of gothic fictions from 1765 to the present day. N.Y.: Longman.

Riddell, J. H. (1977). The old house in Vauxhall walk. In Ch. E. Riddell, The collected ghost stories by Mrs. J.H. Riddell. Dover Publications.

Scarborough, D. (1967). The supernatural in modern English fiction. New York: Octagon Books.

Shelley, M. (1824). On ghosts. Retrieved from: https://gutenberg.net.au/ebooks06/0602881h. html (date of access: 20.03.24).

Schmitt, C. (1997). Alien nation: nineteenthcentury gothic fictions and English nationality. University of Pennsylvania Press.

Shkuratov, V.A. (2017). Vremya dvoinikov (ocherk po istorii mnojestvennosti) [The time of doubles (essay on the history of multiplicity)]. Praktiki I Interpretacii: Zhyrnal Filologicheskih, Obrazovatel`Nyh I Kul`Turnrnyh Issledovanii [Practices and Interpretations: A Journal of Philological, Educational and Cultural Studies] 2(1), 92–110.

Showalter, E. (1987). The female malady: women, madness, and English culture, 1830–1980. New York: Penguin Books.

Skobeleva, E.V. (2008). Tradiciya “goticheskogo” romana v angliiskoi literature XIX i XX vekov [The tradition of the “Gothic” novel in English literature of the XIX and XX centuries] (Abstract of Doctoral Dissertation, Moscow Pedagogical State University, Moscow).

Smith, A. (2010). The ghost story, 1840–1920: a cultural history. Manchester University Press.

Stevens, J. A. (2010). Introduction. In H.C. O’Briain, & J.A. Stevens (Eds.), The ghost story from the middle ages to the 20th century: a ghostly genre. Dublin: Four Courts Press, 11–16.

Stewart, C. (2001). Weird fascination: the response to Victorian women’s ghost stories. In E. Liggins, & D. Duffy (Eds.), Feminist readings of Victorian popular texts: divergent femininities. Ashgate, 108–125.

Sullivan, J. (1978). Elegant nightmares: the English ghost story from Le Fanu to Blackwood. Ohio University Press.

Tosh, J. (1994). What should historians do with masculinity? Reflections on nineteenthcentury Britain. History Workshop, 38, 179–202.

Vatsuro, V.E. (2002). Goticheskii roman v Rossii [Gothic novel in Russia]. Moskow: Novoe literatyrnoe obozrenie.

Vodolajchenko, N.V. (2008). Poetica goticheskoi novellistiki J.S. Le Fanu (na primere c’ikla “V zerkale otymanennom”) [Poetics of gothic novellas by J.S. Le Fanu (on the material of the collection “In the glass darkly”] (Abstract of Doctoral Dissertation, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Velikij Novgorod).

Wallace, D. (2013). Female gothic histories: gender, history and the gothic. University of Wales Press.

Walpole, H. (2022). Predislovie k pervomy isdaniyu [Preface to the first edition]. In H. Walpole, Zamok Otranto i drugiye istorii [The сastle of Otranto and other stories] (V. Shor, & U. Kallistratova, Trans.). Moscow: AST, 6–7.

Webster, T., & Mrs. Parkes, W. (1855). An encyclopedia of domestic economy. Harper & Brothers.

Whelan, L.B. (2002). Between worlds: class identity and suburban ghost stories, 1850 to 1880. Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal, 35(1), 133–148.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Крюкова Вера Геннадьевна


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.