Драма без сюжета, спектакль-прогулка, спектакль-суд, зритель как актер, элиминация текста, визуальный театр… Эксперименты с драматическим текстом и сценическим пространством, начатые авангардистами (Аполлинер, Пиранделло, Арто, Мейерхольд), претерпели трансформации – от эпического театра Брехта и политического театра Пискатора к «театру художника» Уилсона и «эссе для сцены» Елинек – и сделали невозможным рецепцию драмы вне актуальной театральной практики. Отношения текста и его сценического воплощения, «драмы» и театра, парадоксально увиденные и проблематизированные Хансом-Тисом Леманом, дали жизнь понятию «постдраматический театр». Действительно ли существует театр, устранивший отчасти или полностью аристотелевский канон? Есть ли жизнь у психологического театра, и если есть, то какие формы приобретает он в прошлом и нынешнем веке? Какие модели «режиссерского» театра наиболее перспективны и художественно продуктивны? Где пролегают границы между политической акцией, перфомансом и «собственно» театром? Что происходит с актером и драматическим героем в эпоху «метаперсонажа»? Как преобразуется зрительское эстетическое созерцание в иммерсивном театре? Редакция приглашает литературоведов, театроведов, культурологов, критиков обсудить проблемы постдраматического театра, в том числе в таких аспектах:
Обращаем внимание на что, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики» могут быть не связаны с темой номера. В рубрике «Первое прочтение» данного выпуска планируется размещение развернутой рецензии на современный спектакль. В журнале возможно использование фото-, аудио- и видеоматериалов.
|