Иллюстрация

КОНСТРУИРОВАНИЕ КВИР-ИДЕНТИЧНОСТИ В НЕМЕЦКОМ И РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ НАЧАЛА ХХI В.

Александра Владимировна Елисеева

Аннотация


В статье рассмотрены стратегии конструирования квир-идентичности в современном немецком и российском кинематографе. На материале трех российских и двух немецких фильмов ХХI в., обнаруживающих черты жанра мелодрамы, исследованы сходство и различие в репрезентации квиридентичности, а также проанализирована их культурно-историческая обусловленность. В российском квиркинематографе присутствует тенденция маргинализации персонажей, среди прочего их феминизация и помещение в криминальную или богемную среду, наблюдается также специфика изображения героев как социально и психологически неблагополучных. Кинематограф ФРГ тяготеет в противовес этому к «нормализации» квирперсонажей, к наделению их ценностями гегемонной маскулинности и к (относительно) гармоничному разрешению мелодраматического конфликта. Особое, промежуточное, положение занимает российский фильм 2004 г. «Я люблю тебя», который соединяет многие темы, мотивы и приемы российского кинематографа со стратегиями репрезентации в кинопроизведениях ФРГ.

Ключевые слова: кинематограф России, кинематограф ФРГ, квир-идентичность, гендерная проблематика, гендерная нарратология

DOI 10.23683/2415-8852-2019-1-33-52


Полный текст:

PDF

Литература


Кон, И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. М.: АСТ – Олимп, 2003.

Месснер, М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории. / Сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова / Пер. Е. Коршук. Минск: Пропилеи, 2000. С. 218–235.

Минкульт не собирается лишать прокатного удостоверения фильм «Зимний путь» // газета.ru. 20.08.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/culture/ news/2013/08/20/n_3125013.shtml (дата обращения: 04.06.2019).

Плахов, А. Сольные духом // Коммерсант. 25.02.2014. № 31. C. 11.

Фуко, М. Воля к знанию. История сексуальности. Т. 1 // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону власти, знания и удовольствия / Пер. с фр. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 97–267.

Bauer, M. (2007). Brokeback Mountain. In Th. Koebner & Jü. Felix, (Eds.), Filmgenres. Melodram und Liebeskomödie. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 414–423.

Benshoff, H.M. & Griffin, S. (2005). Queer images: a history of gay and lesbian film in America. Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield.

Brooks, P. (1976). The Melodramatic imagination. Balzac, Henry James, melodrama, and the mode of excess. New Haven, London: Yale University Press.

Butler, Ju. (1993). Imitation and gender insubordination. In H. Abelone, et al. (Eds.), The lesbian and gay studies reader. New York, London: Routlege, 307–320.

Connell, R. (2015). Der gemachte Mann Konstruktion und Krise von Männlichkeiten. 4. durchges. und erw. Aufl. In M. Meuser & U. Müller (Eds.), Übers. v. Chr. Stahl. Wiesbaden: Springer VS.

Grözinger, E. (2003). Die schöne Jüdin. Klischees, Mythen und Vorurteile über Juden in der Literatur. Berlin: Philo Verlagsgesellschaft.

Jagose, A. (1996). Queer theory: an introduction. New York: New York University Press.

Koebner, Th. (2007): Einleitung. In Th. Koebner & Jü. Felix, (Eds.), Filmgenres. Melodram und Liebeskomödie. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 9–18.

Kohns, O. & Liebrand, Cl. (Eds.). (2012). Gattung und Geschichte: Literatur- und medienwissenschaftliche Ansätze zu einer neuen Gattungstheorie. Bielefeld: transcript.

Krobb, F. (1993). Die schöne Jüdin. Jüdische Frauengestalten in der deutschsprachigen Erzählliteratur vom 17. Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg. Tübingen: Niemeyer.

Lauretis de, T. (2003). Sexuelle Indifferenz und lesbische Repräsentation. In A. Kraß (Ed.), Queer Denken. Gegen die Ordnung der Sexualität. Queer Studies. Übers. v. N. Soost. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 80–112.

Neale, S. (1994). Melodram und Tränen. Übers. v. D. Robnik unter Mitarbeit von G. Tillner. In Ch. Cargnelli & M. Palm (Eds.), Und immer geht die Sonne auf. Texte zum Melodramatischen im Film. Wien: PVS-Verleger, 147–166.

Nünning, V. & Nünning, A. (Eds.). (2004). Erzähltextanalyse und Gender studies. Stuttgart, & Weimar: J.B. Metzler.

Patrut, Iu. K. (2014). Phantasma Nation: ‘Zigeuner’ und Juden als Grenzfiguren des ‘Deutschen’ (1770–1920). Würzburg: Königshausen & Neumann.

Schößler, F. (2008). Einführung in die Gender Studies. Berlin: Akademie Verlag.

Sedgwick, E.K. (1990). Epistemology of the closet. Berkeley. Los Angeles: University of California Press.

Фильмография

Весельчаки / реж. Ф. Михайлов; Survive Entertainment, Timeline Studio, Продюсерское агентство BokovFactory, 2009.

Зимний путь / реж. С. Тарамаев, Л. Львова; Mika Film, 2013.

Я люблю тебя / реж. О. Столповская и Д. Троицкий; Малевич Продакшнз, 2004.

Lacant, St. (2013). Freier Fall [Motion Picture]. BRD: Kurhaus Production, Südwestrundfunk.

Pfeiffer, M. (Director). (2002). Eine außergewöhnliche Affäre [Motion Picture]. BRD.

References

Bauer, M. (2007). Brokeback Mountain. In Th. Koebner & Jü. Felix, (Eds.), Filmgenres. Melodram und Liebeskomödie. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 414–423.

Benshoff, H.M. & Griffin, S. (2005). Queer images: a history of gay and lesbian film in America. Lanham, Maryland: Rowman and Littlefield.

Brooks, P. (1976). The Melodramatic imagination. Balzac, Henry James, melodrama, and the mode of excess. New Haven, London: Yale University Press.

Butler, Ju. (1993). Imitation and gender insubordination. In H. Abelone, et al. (Eds.), The lesbian and gay studies reader. New York, London: Routlege, 307– 320.

Connell, R. (2015). Der gemachte Mann Konstruktion und Krise von Männlichkeiten. 4. durchges. und erw. Aufl. In M. Meuser & U. Müller (Eds.), Übers. v. Chr. Stahl. Wiesbaden: Springer VS.

Foucault, M. (1996). La volonté de savoir. Histoire de la sexualité (Vol. 1) [The will to knowledge. The history of sexuality]. In S. Tabachnikova (Ed. & Trans.), Volya k istine: po tu storonu vlasti, znaniya i udovol’stviya [The will to verity: beyond power, knowledge and pleasure]. Мoscow: Kastal’, 97–267.

Grözinger, E. (2003). Die schöne Jüdin. Klischees, Mythen und Vorurteile über Juden in der Literatur. Berlin: Philo Verlagsgesellschaft.

Jagose, A. (1996). Queer theory: an introduction. New York: New York University Press.

Koebner, Th. (2007): Einleitung. In Th. Koebner & Jü. Felix, (Eds.), Filmgenres. Melodram und Liebeskomödie. Stuttgart: Philipp Reclam jun. 9–18.

Kohns, O. & Liebrand, Cl. (Eds.). (2012). Gattung und Geschichte: Literatur- und medienwissenschaftliche Ansätze zu einer neuen Gattungstheorie. Bielefeld: transcript.

Kon, I.S. (2003). Liki i maski odnopoloy lyubvi. Lunnyy svet na zare [Moonlight at the dawn. Faces and masks of the homosexual love]. Moscow: AST – Olimp.

Krobb, F. (1993). Die schöne Jüdin. Jüdische Frauengestalten in der deutschsprachigen Erzählliteratur vom 17. Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg. Tübingen: Niemeyer.

Lauretis de, T. (2003). Sexuelle Indifferenz und lesbische Repräsentation. In A. Kraß (Ed.), Queer Denken. Gegen die Ordnung der Sexualität. Queer Studies. Übers. v. N. Soost. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 80–112.

Messner, M. (2000). Maskulinnost’ i professional’nyy sport [Masculinities and athletic careers]. In E.I. Gapova & A.R. Usmanova (Eds.), Antologiya gendernoy teorii [The anthology of gender theory] (E. Korshuk, Trans.). Minsk: Propilei, 218–235.

Minkul’t ne sobirayetsya lishat’ prokatnogo udostovereniya fil’m „Zimniy put’“ [The Ministry of Culture is not going to withdraw the rental license of the film “Winter Journey”]. (2014, August 20). gazeta. ru. Retrieved from: http://www.gazeta.ru/culture/ news/2013/08/20/n_3125013.shtml (date of access: 04.06.2019).

Neale, S. (1994). Melodram und Tränen. Übers. v. D. Robnik unter Mitarbeit von G. Tillner. In Ch. Cargnelli & M. Palm (Eds.), Und immer geht die Sonne auf. Texte zum Melodramatischen im Film. Wien: PVS-Verleger, 147–166.

Nünning, V. & Nünning, A. (Eds.). (2004). Erzähltextanalyse und Gender studies. Stuttgart & Weimar: J.B. Metzler.

Patrut, Iu.-K. (2014). Phantasma Nation: ‘Zigeuner’ und Juden als Grenzfiguren des ‘Deutschen’ (1770–1920). Würzburg: Königshausen & Neumann.

Plakhov, A. (2014, February 25). Sol’nyye dukhom [Solo minded]. Kommersant, 31, 11. Schößler, F. (2008). Einführung in die Gender Studies. Berlin: Akademie Verlag.

Sedgwick, E.K. (1990). Epistemology of the closet. Berkeley. Los Angeles: University of California Press.

Filmography

Lacant, St. (2013). Freier Fall [Motion Picture]. BRD: Kurhaus Production, Südwestrundfunk.

Lvova, L. & Taramaev, S. (Directors). (2013). Zimniy put’ [Winter journey] [Motion Picture]. Russia: Mika Film.

Mikchilov, F. (Director). (2009). Veselchaki [Jolly fellows] [Motion Picture]. Russia: Survive Entertainment, Timeline Studio, BokovFactory.

Pfeiffer, M. (Director). (2002). Eine außergewöhnliche Affäre [Motion Picture]. BRD.

Stolpovskaya, O. & Troitskiy, D. (Directors). (2004). Ya tebya lyublyu [I love you] [Motion Picture]. Russia: Malevich Productions.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Александра Владимировна Елисеева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.