ПРОБЛЕМА ВИЗУАЛЬНОСТИ ГРОТЕСКА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И АНИМАЦИИ

Екатерина Юрьевна Леонова

Аннотация


Статья ставит задачу сравнить гротеск в детской литературе и анимации. Для этого выбраны три экранизированных сюжета разных авторов и литератур (армянской, итальянской и русской): «Говорящая рыбка!» О. Туманяна, «Рассеянный мальчик» Дж. Родари, «Потец» А. Введенского. Доказывается, что как в литературном источнике, так и в его мультипликационной репрезентации гротеск реализуется на уровне сюжета и образа, но мотивации этого гротеска различны, что связано как с различием литературной и экранной коммуникации, так и с различными возможностями функционирования «гротескного тела» в литературном нарративе и на экране. На основе сравнения сюжетов между собой делается предположение о степени визуальности гротеска и выделяются инструменты создания визуального в литературе и анимации.

Kлючевые слова: гротеск, мультипликация, анимация, визуальность, армянская литература, итальянская литература, русская литература.

DOI 10.23683/2415-8852-2019-1-71-83


Полный текст:

PDF

Литература


Асенин, С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М.: Искусство, 1974.

Асенин, С.В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран. М.: Искусство, 1986.

Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 тт. Т. 4 (2). М.: Русское слово, 2010. С. 7–517.

Базилевский, А.Б. Гротеск в литературах Восточной Европы // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 440–452.

Бельтраме, Ф. Эстетика гротеска: проблема теоретического обоснования // Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию профессора Ю.В. Манна. М.; Тверь: РГГУ, 2004. С. 14–19.

Введенский, А.И. Полное собрание произведений. В 2 тт. М.: Лит.-худож. агентство «Гилея», 1993.

Гвон Гюн Гжа. Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2005.

Евтеева, И.В. Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60–80-х годов. От притчи – к полифоническим структурам: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1990.

Кривуля, Н.Г. Лабиринты анимации: Исследование художественного образа российских анимационных фильмов втор. пол. ХХ в. М.: Грааль, 2002.

Кривуля, Н.Г. Ожившие тени волшебного фонаря. Краснодар: Аметист, 2006.

Кузнецова, Е.М. О специфике мультипликации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). С. 261-264. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ o-spetsifike-multiplikatsii (дата обращения: 04.12.2018).

Курчевский, В.В. Изобразительное решение мультипликационного фильма: о природе гротеска и метафоры: учеб. пособие. М.: ВГИК, 1986 (1987).

Магда, Т.И. Гротеск как феномен культуры // Философия ХХ века: школы и концепции / Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых ученых «Философия и жизнь». СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2001. C.134–136.

Манн, Ю. О гротеске в литературе. М.: Советский писатель, 1966.

Мейерхольд, Вс.Э. Балаган / Мейерхольд Вс.Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 ч. Л.: Художник, 1984.

Плешкова, О.И. Постмодернизм в советском искусстве для детей: мультипликация и литература // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. 2006. Вып. 6. С. 55–60.

Родари, Дж. Рассеянный мальчик / Пер. с итал. Н. Лебедева. М.: Эксмо, 2014.

Туманян, О. Говорящая рыбка: Сказки: [Для младш. школьного возраста] / Пер. с арм. Я. Хачатрянца; Рис. Г. Ханджяна. М.: Детгиз, 1956.

Черных, Е. Анимация – искусство иносказания // Искусство в школе. 2006. № 6. С. 121–124.

Шапошникова, О.В. Гротеск и его разновидности: дис. ... канд. филол. наук. М., 1978.

Юрков, С.Е. Гротеск в философском мышлении постмодерна (Р. Барт, Ж. Бодрийяр) // Рабочие тетради по компаративистике / Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб.: Социол. о-во им. М.М. Ковалевского, 2003. C. 127–130.

Nevzdrasmion. Гротеск как конструктивный принцип мультфильма «Пластилиновая ворона». [Электронный ресурс]. URL: https://nevzdrasmion.livejournal.com/17874. html, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения: 19.09.2018).

Фильмография Рассеянный Джованни / реж. А. Петров, 1969.

Ух ты, говорящая рыба /реж. Р. Саакянц, 1963.

Потец / реж. А. Федулов, 1992.

References

Asenin, S. (1974). Volshebniki ekrana. Esteticheskie problemy sovremennoy mul’tiplikatsiy [Wizards of motion-picture screen. Esthetic problems of modern animation]. Moscow: Iskusstvo.

Asenin, S. (1986). Mir mul’tfil’ma: idei i obrazy mul’tiplikatsii socialisticheskikh stran [World of cartoon: socialist countries’ ideas and images in animation]. Moscow: Iskusstvo.

Bakhtin, M. (2010). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura Srednevekov’ya i Renessansa [Rabelais and his world]. Collected works in 7 Vols. Moscow: Russkoe slovo.

Bel’trame, F. (2004). Estetika groteska: problema teoreticheskogo obosnovaniya [The aesthetics of the grotesque: the problem of theoretical argumentation]. Grotesk v literature: Materialy konferencii k 75-letiyu professora Yu.V. Manna [Grotesque in literature: Proceedings of the conference devoted to the 75th anniversary of Professor Yu.V. Mann]. Moscow; Tver’: RGGU, 14–19.

Bazilevskij, A.B. (2002). Grotesk v literaturakh vostochnoj Evropy [Grotesque in the literature of Eastern Europe]. Khudozhestvennye orientiry zarubezhnoj literatury XX veka [Artistic orientations of foreign literature of the XX century]. Moscow: IMLI RAN, 440–452.

Vvedenskij, A.I. (1993). Polnoe sobranie proizvedeniy [Complete collection of works]. Moscow: Gileya.

Chernykh, E. (2006). Animatsiya – iskusstvo inoskazaniya [Animation is an art of allegory]. Iskusstvo v shkole [Art at school], 6, 121-124.

Gvon Gyun Gzha. (2005). Khudozhestvennoehsteticheskaya spetsifika zvuka v animatsionnom kino [Artistic and aesthetic specifics of sound in animated films] (PhD Thesis, Russian State University of cinematography named after S. A. Gerasimov, Moscow).

Evteeva, I.V. (1990). Protsess zhanroobrazovaniya v sovetskoy mul’tiplikatsii 60-80-kh godov. Ot pritchi – k polifonicheskim strukturam [The process of genre formation in the Soviet animation of the 60–80s. From the parable to polyphonic structures] (PhD Thesis, University of theater, music and cinematography named after N.K Cherkasov, Leningrad).

Krivulya, N.G. (2002). Labirinty animatsii: Issledovanie khudozh. obraza ros. animac. fil’mov vtor. pol. XX v. [Labyrinths of animation: A study of the artistic image of Russian animated films of the second half of the XXth century]. Moscow: Graal.

Krivulya, N.G. (2006). Ozhivshie teni volshebnogo fonarya [Revived shadows of the magic lantern]. Krasnodar: Ametist.

Kuznetsova, E.M. (2013). O spetsifike mul’tiplikatsii [About the specifics of animation]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Research papers of BelSU. Series: Philosophy. Sociology. Law], 23 (166), 261–264.

Kurchevskij, V.V. (1986). Izobrazitel’noe reshenie mul’tiplikatsionnogo fil’ma: o prirode groteska i metafory [Pictorial animation decision: on the nature of grotesque and metaphor]. Moscow: VGIK.

Magda, T.I. (2001). Grotesk kak fenomen kul’tury. Filosofiya XX veka: shkoly i kontseptsii [Grotesque as a phenomenon of culture: schools and concepts]. Nauchnaya konferentsiya k 60-letiyu filosofskogo fakul’teta SPbGU, 21 noyabrya 2000 g. Materialy raboty sekcii molodyh uchyonyh «Filosofiya i zhizn’» [Scientific conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Philosophy of St. Petersburg State University, November 21, 2000. Materials of the workshop of young scientists “Philosophy and Life”]. Saint Petersburg: SaintPetersburg scientific community, 134–136.

Mann, Yu. (1966). O groteske v literature [About grotesque in literature]. Moscow: Sovetskii pisatel.

Mejerhol’d, Vs.E. (1984). Balagan. Stat’i, pi’’ma, rechi, besedy [Balagan. Articles, letters, speeches, conversations]. Leningrad: Khudozhnik.

Nevzdrasmion. Grotesk kak konstruktivnyj printsip mul’tfil’ma «Plastilinovaya vorona» [Grotesque as a constructive principle of the cartoon “The Plasticine Crow”]. Retrieved from https://nevzdrasmion.livejournal.com/17874.htm (date of access: 19.09.2018).

Pleshkova, O.I. (2006). Postmodernizm v sovetskom iskusstve dlya detey: mul’tiplikatsiya i literatura [Postmodernism in Soviet art for children: animation and literature]. Vestnik BGPU: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Belarusian State Pedagogical University: Humanities], 6, 55–60.

Rodari, Dzh. (2014). Rasseyannyj mal’chik [The distracted boy] (N. Lebedev, Trans.). Moscow: EKSMO.

Shaposhnikova, O. V. (1978). Grotesk i ego raznovidnosti [Grotesque and its varieties] (PhD Thesis, Moscow State University named after M. Lomonosov, Moscow).

Tumanyan, O. (1956). Govoryashchaya rybka [Talking fish] (Ya. Khachatryants, Trans.). Moscow: DETGIZ.

Yurkov, S.E. (2003). Grotesk v filosofskom myshlenii postmoderna (R. Bart, Zh. Bodrijyar) [Grotesque in the philosophical thinking of postmodernism (R. Barth, J. Baudrillard)]. Rabochie tetradi po komparativistike, Gumanitarnye nauki, filosofiya i komparativistika [Papers on Saakyants, R. (Director). (1983). Ukh ty, Humanities, Philosophy and Comparative govoryashchaya ryba [Wow, a talking fish] Studies]. Saint-Petersburg, 127–130. [Motion Picture]. USSR.

Fedulov, A. (Director). (1992). Potets Filmography [Potets] [Motion Picture]. Russia.

Petrov, A. (Director). (1969). Rasseyannyj Dzhovanni [The distracted Giovanni] [Motion Picture]. USSR.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Галина Анатольевна Орлова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.