«ОПАСНАЯ СРЕДА» В РОМАНЕ САРЫ УОТЕРС «МАЛЕНЬКИЙ НЕЗНАКОМЕЦ» (2009)
Аннотация
В статье рассматривается роман Сары Уотерс «Маленький незнакомец» как нетривиальный взгляд на классический жанр романа о доме с привидениями. Помимо широко применяемой в отношении произведения трактовки фантомов и привидений как в контексте стилизации под литературную готику и сопровождающие ее ситуации трансгрессии, так и в русле продуктивного интеллектуального подхода «призракологии» (Ж. Деррида), интерпретация событий в романе может быть дополнена теорией «первичных сил» – расы, среды и момента (И. Тэн). Семья аристократов не может выжить в суровой экономической среде 1940-х гг., что приводит к ее постепенному упадку. Профессиональный историк Уотерс реконструирует социальную психологию героев, при этом прогрессистский исторический дискурс о демократизации послевоенного общества осложняется и драматизируется, но не нагружается ресентиментом. «Готическая» семиотика романа выступает не только данью литературной традиции, но и оригинальным воплощением исторического конфликта: фантомы предстают вытесняемыми сгустками гнева, разочарования, болезненного саморазрушения аристократии и удобной формой самооправдания для всех участников сложного социального конфликта. Посредством введения фигуры классического для литературной готики «ненадежного рассказчика» Сара Уотерс указывает на сложную и многофигурную комбинацию сил в историю классовых обид и амбиций 1940-х гг., которые создают «опасную среду» Хандредс-Холла.
Ключевые слова: Сара Уотерс, дом с привидениями, готический роман, фантом, класс, среда.
DOI 10.23683/2415-8852-2019-2-118-131
Полный текст:
PDFЛитература
Тэн, И. (1987) История английской литературы // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. и вступит. ст. Г.К. Косикова. М.: Изд-во Моск. унив. С. 72–94.
Уотерс, С. (2018) Маленький незнакомец: роман / Сара Уотерс; пер. англ. А. Сафронова. М.: Иностранка, АзбукаАттикус.
Boehm, K. (2011) Historiography and the Material Imagination in the Novels of Sarah Waters. Studies in the Novel 43.2, 237–257.
Braid, B. (2013). What haunts Hundreds Hall? Transgression in Sarah Waters’s “The Little Stranger”. In Fabiszak, J., UrbaniakRybicka, E., Wolski, B. (Eds.) Crossroads in Literature and Culture. Berlin: Springer Verlag, 135–145.
Неilmann, A. (2012). Specters of the Victorian in the Neo-Forties Novel: Sarah Waters’s The Little Stranger (2009) and Its Intertexts. Contemporary Women’s Writing, 38– 55.
Kelsall, M. (1993) The Great Good Place: The Country House and English Literature. New York: Columbia University Press.
Klonowska, B. (2017). Haunting across the Class Divide: Sarah Waters’s Affinity and The Little Stranger. AVANT, Vol. VIII, No. 2. 171–178.
Lovell, R. (2009). Sarah Waters on The Little Stranger. The Guardian. Retrieved from: http:// www.guardian. co.uk/books/video/2009/ may/20/hay-festival-sarah-waters (date of access: 01.01.2019).
Mitchell, K. (2013) Sarah Waters: Contemporary Critical Perspectives. London: Bloomsbury.
Parker, E.P. (2013). The Country House Revisited: Sarah Waters. In Mitchell, K. (Ed.) Sarah Waters: Contemporary Critical Perspectives. London: Bloomsbury, 99–113.
Waters, S., Mitchell, K. (2013) ‘I’d Love to Write an Anti-Downton!’: An Interview with Sarah Waters. In Mitchell, K. (Ed.) Sarah Waters: Contemporary Critical Perspectives. London: Bloomsbury, 129–141.
References
Boehm, K. (2011) Historiography and the Material Imagination in the Novels of Sarah Waters. Studies in the Novel 43.2, 237–257.
Braid, B. (2013). What haunts Hundreds Hall? Transgression in Sarah Waters’s “The Little Stranger”. In Fabiszak, J., UrbaniakRybicka, E., Wolski, B. (Eds.) Crossroads in Literature and Culture. Berlin: Springer Verlag, 135–145.
Неilmann, A. (2012). Specters of the Victorian in the Neo-Forties Novel: Sarah Waters’s The Little Stranger (2009) and Its Intertexts. Contemporary Women’s Writing, 38–55.
Kelsall, M. (1993) The Great Good Place: The Country House and English Literature. New York: Columbia University Press.
Klonowska, B. (2017). Haunting across the Class Divide: Sarah Waters’s Affinity and The Little Stranger. AVANT, Vol. VIII, No. 2. 171–178.
Lovell, R. (2009). Sarah Waters on The Little Stranger. The Guardian. Retrieved from: http://www.guardian.co.uk/books/video/2009/may/20/hay-festival-sarah-waters (date of access: 01.01.2019).
Mitchell, K. (2013) Sarah Waters: Contemporary Critical Perspectives. London: Bloomsbury.
Parker, E.P. (2013) The Country House Revisited: Sarah Waters. In Mitchell, K. (Ed.) Sarah Waters: Contemporary Critical Perspectives. London: Bloomsbury, 99–113.
Taine, H. (1987) Histoire de la littérature anglaise. In Zarebezhnaya estetika I teoriya literatury XIX–XX vv.: Traktaty, stati, esse [Foreign esthetics and theory of literature XIX–XX: Treatises, articles, essay]. Moscow: Moscow University Publ.
Waters, S. (2018) The Little Stranger. Moscow: Inostranka, Azbuka-Atticus.
Waters, S., Mitchell, K. (2013) ‘I’d Love to Write an Anti-Downton!’: An Interview with Sarah Waters. In Mitchell, K. (Ed.) Sarah Waters: Contemporary Critical Perspectives. London: Bloomsbury, 129–141.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2019 Кристина Сергеевна Ястребцова
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.