ФИЛОСОФИЯ ТЕАТРА М. УГАРОВА И ЕГО ПЬЕСЫ ПРЕДДОКОВСКОГО ПЕРИОДА («ГАЗЕТА “РУССКИЙ ИНВАЛИДЪ” ЗА 18 ИЮЛЯ», «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»)

Елена Курант, Катажина Сыска

Аннотация


В статье проводится анализ избранных пьес Михаила Угарова, основателя и художественного руководителя Театра.doc, организатора движения «Новая драма» («Газета “Русский Инвалидъ” за 18 июля» и «Смерть Ивана Ильича»). Эти произведения, написанные в так называемый «преддоковский» период, объединяет то, что они предвосхищают теоретические взгляды М. Угарова, которые впоследствии лягут в основу руководимого им документального театра и определят течение современной театральной мысли. Указанные тексты рассматриваются как металитературные высказывания, как своеобразный эстетический манифест, в котором разрабатываются следующие идеи: отрицание классических признаков драмы (композиция, действие, персонаж); горизонтальное построение произведения; «ноль-позиция»; отмена события; отказ от больших нарративов; отказ от авторской воли; отрицание развлекательной функции театрального искусства; документальная оптика (внимание к повседневному течению жизни). В ходе анализа выявляется противоречивость «учения» Угарова, который, с одной стороны, признавал примат драматического текста над режиссером; с другой стороны, одновременно с активным вовлечением в режиссерскую и педагогическую работу в Театре.doc, Угаров перестал писать пьесы (после «Смерти Ивана Ильича» в 2013 г. была написана только пьеса-ремейк «Маскарад»). Им создавались преимущественно сценарии на основе материала вербатим. Таким образом, принцип целостного художественного драматического произведения как основы театральной постановки подвергается в его творчестве деконструкции, что позволяет осмыслять театральную эстетику Угарова в рамках постдрамы.

Ключевые слова: Михаил Угаров, современная драматургия, Театр.doc, Verbatim, Новая драма, ноль-позиция, документальный театр.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-142-157


Полный текст:

PDF

Литература


Баринова, Д., Угаров, М. Школа документального кино. Записи, сделанные на лекциях // Театр. 2018. № 34. Специальный номер: Михаил Угаров: Теория, практика, политика, педагогика. С.102–105.

Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11–193.

Болотян, И. Антисловарь Михаила Угарова // Театр. 2018. № 34. С. 122–130.

Брашинский, М. Что такое remake? // Cеанс. 7.01.2010 [Электронный ресурс]. URL: https://seance.ru/articles/chto-takoeremake/ (дата обращения: 29.11.2019).

Вертикали и горизонтали. Круглый стол // Сеанс. 3.03.2010. [Электронный ресурс]. URL: https://seance.ru/articles/stol-novayadrama/ (дата обращения: 29.11.2019).

Давыдова, М. Бесшумный «Обломов» // Известия. 14.04.2003. [Электронный ресурс]. URL: https://mxat.ru/performance/ new-stage/oblomov/1974/ (дата обращения: 29.11.2019).

Давыдова, М. Елене Греминой: письмо в иные края // Театр. 2018. № 34. С. 5–9.

Должанский, Р. Вдруг без друга // Коммерсантъ. 16.03.2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smotr.ru/2005/2005_etc_ invalid.htm (дата обращения: 29.11.2019).

Дурненков, М. Постановка взгляда // Театр. 2018. № 34. С. 28–29.

Заславский, Г. Сюжет предан анафеме // Новая газета. 17.03.2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smotr. ru/2005/2005_etc_invalid.htm (дата обращения: 29.11.2019).

Заудинова, З. Что такое «Антишкола» Михаила Угарова в Театре.doc // Театр. 2018. № 34. С. 106–107.

Казачков, Е. Главный герой // Театр. 2018. № 34. С. 38–39.

Крапивина, М., Угаров, М. Фабулическая радость жизни. Выдержки из беседы Михаила Угарова со студентами РГГУ // Театр. 2018. № 34. С. 86–89.

Угаров, М. Облом OFF. М.: Эксмо, 2006.

Угаров, М. Театр для всех / беседу ведет М. Шимадина // Искусство кино. 2007. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://old. kinoart.ru/archive/2007/03/n3-article21 (дата обращения: 29.11.2019).

Угаров М. Точка неразрешимости / в беседе с К. Шавловским // Сеанс. 25.02.2007. [Электронный ресурс]. URL: https://seance. ru/articles/tochka-nerazreshimosti/ (дата обращения: 29.11.2019).

Угаров, М. Мое интервью в журнале GQ, июньский номер // Livejournal. 25.05.2010. [Электронный ресурс]. URL: https://m-u. livejournal.com/400288.html (дата обращения: 29.11.2019).

Угаров, М., Дурненков, М., Чупов, А. Культурный шок. Прощай, правда жизни! Памяти русского мата в искусстве / в беседе с Кс. Лариной // Эхо Москвы. 10 мая 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/ programs/kulshok/1315912-echo/ (дата обращения: 29.11.2019).

Угаров, М. Где ты, 36 мая? // Интернетпортал Colta.ru. 25.05.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.colta.ru/articles/ society/11176-gde-ty-36-maya (дата обращения: 29.11.2019).

Философия жизни в русской литературе XX–XXI веков: от жизнестроения к витальности / Под ред. И.И. Плехановой. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С. 357–368.

Якубова, Н. Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

References

Bakhtin, M.M. (2000). Formy vremeni i khronotopa v romane [Forms of time and chronotope in the novel]. In M.M. Bakhtin, Epos i roman [Epic and novel]. St. Petersburg: Azbuka, 11–193.

Barinova, D., Ugarov, M. (2018). Shkola dokumental’nogo kino. Zapisi, sdelannyye na lektsiyakh [The school of documentary films. Lecture notes]. Teatr, 34, 102–105.

Brashinsky, M. (2010). Chto takoye remake? [What is remake?]. Seans. Retrieved from: https:// seance.ru/articles/chto-takoe-remake/ (date of access: 29.11.2019).

Davydova, M. (2005). Besshymniy «Oblomov» [Silent “Oblomov”]. Izvestiya. Retrieved from: https://mxat.ru/performance/new-stage/ oblomov/1974/ (date of access: 29.11.2019).

Davydova, M. (2018). Elene Greminoy: pis’mo v inyye kraya [A Letter to other lands]. Teatr, 34, 5–9.

Dolzhanskiy, R. (2006). Vdrug bez druga [Suddenly without a friend]. Kommersant. Retrieved from: http://www.smotr.ru/2005/2005_ etc_invalid.htm (date of access: 29.11.2019). Durnenkov, M. (2018) Postanovka vzglyada [The sight setting]. Teatr, 34, 28–29.

Kazachkov, E. (2018). Glavnyy geroy [The main character]. Teatr, 34, 38–39.

Krapivina, M., Ugarov, M. (2018). Fabulicheskaya radost’ zhizni. Vyderzhki iz besedy Mikhaila Ugarova so studentami RGGU [The fabulous joy of life. Excerpts from the conversation of Mikhail Ugarov with students of the RSUH]. Teatr, 34, 86–89.

Plekhanova, I.I. (Ed.) (2013). Filosofiya zhizni v russkoy literature XX– XXI vekov: ot zhiznestroyeniya k vital’nosti [The philosophy of life in Russian literature of the XX-XXI centuries: from life-building to vitality]. Irkutsk: IGU, 357– 368.

Shavlovskiy, K. (2007). Tochka nerazreshimosti [The point of unsolvability]. Seans. Retrieved from: https://seance.ru/ articles/tochka-nerazreshimosti/ (date of access: 29.11.2019).

Ugarov, M. (2006). Oblom OFF. Moscow: Exmo.

Ugarov, M. (2007). Teatr dlya vsekh / besedu vedet M. Shimadina [The theater for everybody/ interview by M. Shimadina]. Iskusstvo Kino, 3. Retrieved from: http://old.kinoart.ru/ archive/2007/03/n3-article21 (date of access: 29.11.2019).

Ugarov, M. (2010). Moye interv’yu v zhurnale GQ, iyun’skiy nomer [My interview to GQ magazine, June article]. Livejournal. Retrieved from: https://m-u.livejournal.com/400288.html (date of access: 29.11.2019).

Ugarov, M., Durnenkov, M., & Chupov, A. (2014). Kul’turnyy shok. Proshchay, pravda zhizni! Pamyati russkogo mata v iskusstve / v besede s Ks. Larinoy [Cultural shock. Goodbye, the truth of life! In memory of the Russian mat in art, interview by Ks. Larina]. Ekho Moskvy.

Retrieved from: https://echo.msk.ru/programs/ kulshok/1315912-echo/ (date of access: 29.11.2019).

Ugarov, M. (2016). Gde ty, 36 maya [Where are you, the 36th of May] Colta.ru. Retrieved from: https://www.colta.ru/articles/society/11176gde-ty-36-maya (Date of access: 29.11.2019).

Vertikali i gorizontali. Kruglyy stol [Vertical and horizontal. Round table]. (2010). Seans. Retrieved from: https://seance.ru/articles/stolnovaya-drama/ (Date of access: 29.11.2019).

Yakubova, N. (2014). Teatr epokhi peremen v Pol’she, Vengrii i Rossii [Theatre of the period of change in Russia, Hungary and Poland]. Moscow: Novoye Literaturnoye Obozreniye.

Zaslavskiy, G. (2006). Syuzhet predan anafeme [The plot is anathematized]. Novaya Gazeta. Retrieved from: http://www.smotr. ru/2005/2005_etc_invalid.htm (date of access: 29.11.2019).

Zaudinova, Z. (2018). Chto takoye “Antishkola” Mikhaila Ugarova v Teatre.doc [What is the “Anti-school” of Mikhail Ugarov at the Teatr.doc]. Teatr, 34, 106–107.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Е. Курант, К. Сыска


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.