Изображение на обложке

КНИГИ О ПОСТДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

Вера Владимировна Котелевская

Аннотация


В обзоре рассмотрены три книги, посвященные постдраматическому театру (в различных исследованиях он называется также антимиметический, радикальный, постмодернистский театр, метатеатр и т. д.). Разные концепции постдраматического театра сближает то, что в нем видят пространство эксперимента, преодоления или проблематизации межжанровых, медийных границ, нейтрализации бинарных оппозиций субъект – объект, драматург – режиссер, сцена – зал, актер – персонаж и др. Анализируется концепция Х.-Т. Лемана («Постдраматический театр», 1999), который усматривает главное свойство «радикального театра» в ослаблении связи с текстом пьесы, «ре-театрализации», отказе от мимесиса. Для Э. Фишер-Лихте («Эстетика перформативности», 2004) основным признаком новейшего театра является «перформативность» – производство эстетического смысла внутри события спектакля, а не в восприятии артефакта субъектом-наблюдателем. Критерии перформативного поворота в драматургии и театре, согласно Фишер-Лихте, – автореферентность, материальность, телесный контакт, лиминальность эстетического опыта, преображение зрителя. В качестве полемической по отношению к новациям постдрамы рассматривается неоконсервативная точка зрения Г. Штадлмайера («Режиссерский театр. На сценах духа времени», 2016), выражающего ностальгию по традиции.

Ключевые слова: теория драмы, постдраматический театр, перформанс, перформативность, режиссерский театр, авангард, модернизм, постмодернизм.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-158-171


Полный текст:

PDF

Литература


Голдберг, Р. Искусство перформанса / пер. с англ. А. Асланян. М.: Ad Marginem, 2013.

Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / пер. с нем. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013.

Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д.В. Трубочкина. М.: Международное театральное агентство «Play & Play» – Издательство «Канон+», 2015.

Штадлмайер, Г. Режиссерский театр. На сценах духа времени / пер. с нем. Н. Бакши. М.: ГИТИС, 2020.

Englhart, A., & Schößler, F. (Eds.). (2019). Grundthemen der Literaturwissenschaft: Drama [Basic topics in literary studies: drama]. Berlin – Boston: De Gruyter.

Fischer-Lichte, E. (2004). Ästhetik des Performativen [The transformative power of performance: a new aesthetics]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp / Insel.

Fuchs, E. (1996). The death of character: perspectives on theater after modernism. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press.

Lehmann H.-Th. (1999). Postdramatisches Theater. Frankfurt a. M.: Verlag der Autoren.

Reitter, P. (2008). The anti-journalist: Karl Kraus and Jewish self-fashioning in Fin-de-Siècle Europe. Chicago: University of Chicago Press.

Singer, M. (1972). When a great tradition modernizes: an anthropological approach to modern civilization. New York, Washington, London: Praeger Publishers.

Stadelmaier, G. (2016). Regisseurstheater. Auf den Bühnen des Zeitgeists. [Director’s theater. On the scenes of the spirit of the times]. Springe: Zu Klampen.

References

Englhart, A., & Schößler, F. (Eds.). (2019). Grundthemen der Literaturwissenschaft: Drama [Basic topics in literary studies: drama]. Berlin – Boston: De Gruyter.

Fischer-Lichte, E. (2004). Ästhetik des Performativen [The transformative power of performance: a new aesthetics]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp / Insel.

Fisher-Lichte, E. (2015) Estetika performativnosti [The transformative power of performance: a new aesthetics] (N. Kandinskaya, Trans., D.V. Trubochkin, Ed.). Moscow: Mezhdunarodnoe teatral’noe agentstvo Play & Play – Kanon+ Publishing House.

Fuchs, E. (1996). The death of character: perspectives on theater after modernism. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press.

Goldberg, R. (2013). Iskusstvo performansa [Performance art] (A. Aslanyan, Trans.) Moscow: Ad Marginem.

Lehmann H.-Th. (1999). Postdramatisches Theater [Postdramatic theatre]. Frankfurt a. M.: Verlag der Autoren.

Lehmann, H.-T. (2013). Postdramaticheskij teatr [Postdramatic theatre]. (N. Isaeva, Trans). Moscow: ABCdesign.

Reitter, P. (2008). The anti-journalist: Karl Kraus and Jewish self-fashioning in Fin-deSiècle Europe. Chicago: University of Chicago Press.

Singer, M. (1972). When a great tradition modernizes: an anthropological approach to modern civilization. New York, Washington, London: Praeger Publishers.

Stadelmaier, G. (2020). Rezhisserskij teatr. Na scenakh dukha vremeni [Director’s theater. On the scenes of the spirit of the times] (N. Bakshi, Trans.). Мoscow: GITIS.

Stadelmaier, G. (2016). Regisseurstheater. Auf den Bühnen des Zeitgeists. [Director’s theater. On the scenes of the spirit of the times]. Springe: Zu Klampen.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 В. В. Котелевская


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.