“PENNY DREADFUL” И НЕОБАРОЧНАЯ ПОЭТИКА ТРАНСГРЕССИИ

Саверио Томайоло

Аннотация


Статья посвящена поэтике телесериала “Penny Dreadful” (2014–2016) как одного из оригинальных образцов современной неовикторианской культуры. Реконструируется его эклектичный интертекст,
включающий отсылки к сенсационной культуре викторианской эпохи (“Penny Dreadfuls”, “Grand Guignol”), титульным текстам эпохи («Франкенштейн», «Портрет Дориана Грея», «Дракула» и др.), биографиям отдельных исторических персон (Джон Клэр), современным неовикторианским романам, фильмам и сериалам. Художественное новаторство создателей сериала выявляется как на уровне текстовой саморефлексии, так и на уровне использования приемов барочной поэтики, оказывающейся близкой постмодернистской чувствительности c ее характерной проблематизацией понятий девиантности, трансгрессии, монструозности. Среди ведущих (нео)барочных стратегий выделяются: театральные тропы и разнообразные воплощения идеи Theatrum Mundi, экстатичность и драматизация, визуальный избыток, образы лабиринта, прием редупликации, намеренная эклектичность.

Ключевые слова: “Penny Dreadful”, неовикторианская культура, необарокко, трансгрессия, девиация, интертекстуальность, адаптация.


Полный текст:

PDF

Литература


An Autumn Evening in Whitechapel. (1888, September 27). Daily News, 9.

Bate, J. (2004). John Clare: a biography. London: Picador.

Calabrese, O. (1992). The Neo-Baroque: a sign of the times (C. Lambert, Trans., foreword by Umberto Eco). Princeton: Princeton University Press.

Egginton, W. (2009). The theatre of truth: the ideology of (neo)baroque aesthetics. Stanford: Stanford University Press.

Foucault, M. (2002). The order of things: an archeology of the human sciences. London and New York: Routledge.

Gosling, S. (2014). The art and making of Penny Dreadful. London: Titan Books.

Jameson, F. (1984). Postmodernism, or the cultural logic of late capitalism. London and New York: Verso.

Lee, A., & King, F.D. (2015). From text to myth, to meme: Penny Dreadful and adaptation. Cahiers victoriens et édouardians, 82, 1–19.

Ndalianis, A. (2007). Foreword. In K. A. Wacker (Ed.), Baroque tendencies in contemporary art, xi–xiv. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing.

Springhall, J. (1994). Disseminating impure literature: the Penny Dreadful publishing business since 1860. The Economic History Review. New Series, 47(3), 567–587.

Tomaiuolo, S. (2018). Deviance in NeoVictorian culture. canon, transgression, innovation. London: Palgrave Macmillan.

Yoo, H. (2010). Th e Neo-Baroque of our time: a reading of Umberto Eco’s Th e Name of the Rose. International Journal of Arts and Sciences, 3(10), 266–273.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Саверио Томайоло


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.