Изображение на обложке

К ВОПРОСУ О ФАУСТОВСКОЙ ТОПИКЕ В «ПОЛНОЧНЫХ СТИХАХ» АННЫ АХМАТОВОЙ

Галина Павловна Михайлова

Аннотация


В заметке рассматривается лирический цикл «Полночные стихи» (1963–1965) Анны Ахматовой как пространство пересечения фаустовских мотивов и аллюзий с шекспировским и другими интертекстами, сопряженными с эротическими, онейрическими и танатологическими мотивами. Речь идет о полигенетичности цикла «Полночные стихи», в котором «Фауст» Гёте (как тексты Валери, Элиота, Анненского, Пастернака и др.) стал для Ахматовой одним из тех «фильтров» мировой культуры, сквозь который были пропущены темы и образы Шекспира. Контекст интерпретации расширяется также за счет записных книжек и лирических произведений Ахматовой, где фигурируют гётевские образы (например, гётевская Маргарита как одно из «зеркал» лирической героини Ахматовой; избранная христианская топика «Фауста» и т. д.). Таким образом, пунктирно намечается направление компаративного анализа ахматовского цикла в контексте русско-немецких литературных связей.

Ключевые слова: Анна Ахматова, «Полночные стихи», «Фауст» Гёте, Шекспир, компаративистика.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-1-35-45


Полный текст:

PDF

Литература


Асоян, А. 2019. Семиотика и метафорика художественных форм. СПб.: Алетейя.

Ахматова, А.А. Сочинения: В 2 тт. / cост. и подготовка текста М.М. Кралина. М.: Правда, 1990. Т. 1.

Ахматова, А.А. Сочинения: В 2 тт. / cост. и подготовка текста М.М. Кралина. М.: Правда, 1990. Т. 2.

Брандес, Г. Шекспир. Жизнь и произведения / пер. В.М. Спасской и В.М. Фриче [Электронный ресурс]. М.: «Алгоритм», 1997. Режим доступа: http://www.lib.ru/ SHAKESPEARE/brandes.txt (дата обращения: 10.01.2021).

Гете, И.-В. Фауст / пер. с нем. Б.Л. Пастернака. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.

Гете, И.-В. Фауст. Трагедия / пер. с нем. Н.А. Холодковского. М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

Жижек, С. Чума фантазий / пер. с англ. Е.С. Смирновой. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012.

Ахматова, А.А. Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966) / сост. К.Н. Суворова. М., Torino: РГАЛИ, Giulio Einaudi editore, 1996.

Захаров, Н.В. Гамлет и Горацио – два студента Виттенбергского университета // Шекспировские штудии: Трагедия «Гамлет»: Материалы научного семинара, 23 апреля 2005 г. М.: Моск. гуманит. ун-т, Ин-т гуманит. исследований, 2005. С. 36–58.

Кихней, Л.Г. «... И очертанья Фауста вдали...»: Святочный код как инспирация гетевских рецепций в «Поэме без Героя» Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 5. Симферополь: Крымский Архив, 2007. С. 75–84.

Корниенко, С.А. И.В. Гёте в творческом восприятии акмеистов (Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова): дисс. ... канд. филол. наук. Тверь, 2000.

Меркель, Е.В., Яковлева, Л.А. Мотив последних сроков в работах русских философов рубежа XIX–ХХ вв. и в «Поэме без героя» А. А. Ахматовой // Вестник Тверского государственного университета. 2013. № 6. С. 32–39.

Мусатов, В.В. «В то время я гостила на земле…»: Лирика Анны Ахматовой. М.: Словари. ру, 2007.

Найман, А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Худож. литература, 1989.

Николаев, С.Л., Чернов, А.Ю. Цветы в «Гамлете» // Шекспир, У. Трагедия Гамлета, принца Датского. Пьеса в трех актах / пер. А. Чернова. Изд. 4-е, доп. и испр. СПб.: СЕТИЗДАТ, 2017. С. 317–326.

Струве, Н. О «Полночных стихах» Анны Ахматовой // Анна Ахматова: pro et contra. Антология / сост. С. А. Коваленко. СПб: Издво Русского христианского гуманитарного института, 2005. С. 695–701. Т. 2.

Тименчик, Р.Д. Последний поэт: Анна Ахматова в 60-е годы. В 2 тт. Изд. 2-е, испр. и расшир. Москва – Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2014–2015. Т. 1.

Тименчик, Р.Д. Последний поэт: Анна Ахматова в 60-е годы. В 2 тт. Изд. 2-е, испр. и расшир. Москва – Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2014–2015. Т. 2.

Цивьян, Т.В. Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001.

Brown, J. K. (1986). Goethe’s “Faust”: the German tragedy. Ithaca: Cornell University Press.

Dane, G. (1998). Reading Ophelia’s madness. Exemplaria: a Journal of Theory in Medieval and Renaissance Studies, 10(2), 405–423.

Dunn, L. C. (1994). Ophelia’s songs in Hamlet: music, madness, and the feminine. In L. C. Dunn & N. A. Jones (Eds.), Embodied voices: representing female vocality in Western culture. Cambridge: Cambridge University Press, 50–64.

Kikhney, L.G., & Kornienko, S.A. (2018). J.W. Goethe’s “Faust” code in A. Akhmatova’s poem “Without a Hero”. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 23(1), 9–35.

Kullmann, T. (2017). The Hamlet Project in Goethe’s Wilhelm Meister’s Years of Apprenticeship. Multicultural Shakespeare: Translation, Appropriation and Performance, 15(30), 147–159.

Lamb, S. (2002). “Applauding Shakespeare’s Ophelia in the eighteenth century: sexual desire, politics, and the good woman”. In S. Shifrin (Ed.), Women as sites of culture: women’s roles in cultural formation from the Renaissance to the twentieth century. Aldershot, Eng.: Ashgate, 105–123.

References

Akhmatova, A.A. (1990). Sochineniya: V 2 tt. [Collected works. In 2 Vols.]. (M.M. Kralina, Ed.) (Vol. 1). Moscow: Pravda.

Akhmatova, A.A. (1990). Sochineniya: V 2 tt. [Collected works. In 2 Vols.]. (M.M. Kralina, Ed.) (Vol. 2). Moscow: Pravda.

Asoyan, A.A. (2019). Semiotika i metaforika khudozhestvennykh form [Semiotics and metaphors of fictional forms]. St. Petersburg: Aletheia.

Brandes, G. (1997). Shakespeare. Zhizn’ i tvorchestvo [Shakespeare. Life and works] (V.M. Spasskaya, & V.M. Friche, Trans.). Moscow:

Algorithm. Retrieved from: http://www.lib.ru/ SHAKESPEARE/brandes.txt (date of access: 10.01.2021).

Brown, J. K. (1986). Goethe’s “Faust”: The German Tragedy. Ithaca: Cornell University Press.

Dane, G. (1998). “Reading Ophelia’s madness”. Exemplaria: A Journal of Theory in Medieval and Renaissance Studies, 10(2), 405–423. Dunn, L. C. (1994). “Ophelia’s songs in Hamlet: music, madness, and the feminine”. In L. C. Dunn, & N. A. Jones. (Eds.). Embodied voices: representing female vocality in Western culture. Cambridge: Cambridge University Press, 50–64.

Goethe, J.W. (1960). Faust (B.L. Pasternak, Trans.). Moscow: Gosudarstvennoie izdatelstvo khudozestennoi literatury.

Goethe, J.W. (2002). Faust. Tragedy (N.A. Kholodkovsky, Trans.). Moscow: Synergia Publishing House.

Kikhnei, L.G. (2007). «... I ochertan’ya Fausta vdali...» : Svyatochnyi kod kak inspiratsiya getevskikh retseptsii v «Poeme bez Geroya» Anny Akhmatovoi. [“... And the outlines of Faust in the distance...”: The Yule code as an inspiration of the Goethean receptions in “Poem Without a Hero” by Anna Akhmatova]. Anna Akhmatova: Epokha, sud’ba, tvorchestvo: Krymskii Akhmatovskii nauchnyi sbornik. Vip. 5 [Anna Akhmatova: epoch, destiny, creativity: Akhmatov’s Crimean scientific collection. Issue 5]. Simferopol: Crimean archyve.

Kikhney, L.G., & Kornienko, S.A. (2018). J.W. Goethe’s “Faust” code in A. Akhmatova’s poem “Without a Hero”. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 23(1), 29–35.

Kornienko, S.A. (2000). I.W. Goethe v tvorcheskom vospriyatii akmeistov (N.S. Gumilyov, O.E. Mandel’shtam, A.A. Akhmatova) [J.W.

Goethe in the creative perception of acmeists (N.S. Gumilyov, O. E. Mandelstam, A. A. Akhmatova)] (PhD Thesis, Tver’ State University, Tver’).

Kralin, M. (Ed.). (1990). A. Akhmatova. Sochineniia v 2-kh tomakh [A. Akhmatova. Works in 2 vols.]. Moscow: Pravda.

Kullmann, T. (2017). The Hamlet Project in Goethe’s Wilhelm Meister’s Years of Apprenticeship. Multicultural Shakespeare: Translation, Appropriation and Performance, 15(30), 147–159.

Lamb, S. (2002). “Applauding Shakespeare’s Ophelia in the eighteenth century: sexual desire, politics, and the good woman”. In S. Shifrin (Ed.), Women as sites of culture: women’s roles in cultural formation from the Renaissance to the twentieth century. Aldershot, Eng.: Ashgate, 105–123.

Merkel, E.V., & Yakovleva, L.A. (2013). Motiv poslednikh srokov v rabotakh russkikh filosofov rubezha XIX–XX vv. i v “Poeme bez geroya” A.A. Akhmatovoi [The motive of the last dates in the works of Russian philosophers at the turn of the 19th and the 20th centuries and in “Poem without a Hero” by A.A Akhmatova]. Vestnik Tverskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Bulletin of Tver State University], 6, 32–39.

Musatov, V.V. (2007). “V to vremya ya gostila na zemle…” Lirika Anny Akhmatovoi [“At that time I was staying on earth...”: lyrics by Anna Akhmatova]. Moscow: Slovari.ru. Naiman, A. (1989). Rasskazy ob Anne Akhmatovoi [Stories about Anna Akhmatova]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Struve, N. (2005). O «Polnochnykh stikhakh» Anny Akhmatovoi [On Anna Akhmatova’s “Midnight Poems”]. In S.A. Kovalenko (Ed.), Anna Akhmatova: pro et contra. Anthology (Vol. 2). St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Humanitarian Institute, 695–701.

Suvorova, K. (Ed.). (1996). Zapisnye knizhki Anny Akhmatovoi (1958–1966) [Anna Akhmatova’s notebooks (1958–1966)]. Moscow – Torino: Giulio Einaudi.

Timenchik, R. (2014–2015a). Poslednii poet. Akhmatova v 1960-e gody. V 2 t. [The last poet: Anna Akhmatova in the 1960s. In 2 vols. (Vol. 1)]. Moscow; Jerusalem: Mosty kul’tury, Gesharim.

Timenchik, R. (2014–2015b). Poslednii poet. Akhmatova v 1960-e gody. V 2 t. [The last poet: Anna Akhmatova in the 1960s. In 2 vols. (Vol. 2)] (2nd Edition). Moscow; Jerusalem: Mosty kul’tury, Gesharim.

Tsiv’ian T.V. (2001) Semioticheskie puteshestviia [Semiotic travels]. St. Petersburg: Publishing house of Ivan Limbakh.

Zakharov, N.V. (2005). Gamlet i Goratsiо – dva studenta Vittenbergskogo universiteta [Hamlet and Horatio: two students of Wittenberg University]. Shekspirovskie shtudii: Tragediia «Gamlet» [Shakespeare’s studies: “The tragedy of Hamlet”]: Proceedings of the scientific seminar. Moscow: Moscow University for the Humanities, Institute for Humanitarian Studies, 36–58.

Žižek, S. (2012). Chuma fantazii [The plague of fantasies] (E.S. Smirnova, Trans.). Kharkiv: Gumanitarnyi Tsentr.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Галина Павловна Михайлова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.