ОПЕРНЫЙ РЕЖИССЕР АХИМ ФРАЙЕР: ФРАГМЕНТЫ О МЕТОДЕ

Анна Александровна Сокольская

Аннотация


Статья посвящена режиссерскому методу немецкого художника, сценографа и постановщика
Ахима Фрайера. Работа основывается на структурном и герменевтическом анализе некоторых сценографических и режиссерских приемов в его оперных спектаклях: «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Парсифаль» и тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера, «Вольный стрелок» Вебера, «Ариодант» Генделя. Рассматриваются вопросы телесности и репрезентации гендера, воплощения образов бессознательного, использования приемов гиперболизации и фрагментации, цитирования культурных знаков и эстетических кодов разного генезиса. Проводится параллель с театрально-теоретическими взглядами Бертольда Брехта, в частности, с категорией gestus’а и идеей диалектического развития как основы драматургии спектакля. Основной ракурс работы связан с использованием режиссером сценических метафор для визуального воплощения основных концептов либретто.

Ключевые слова: Ахим Фрайер, опера, режиссерский оперный театр, герменевтика, gestus, метафора.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-1-70-82


Полный текст:

PDF

Литература


Барт, Р. Предисловие к книге Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (с фотографиями Пика) // Работы о театре / под ред. А. Бурьяк, пер. М. Зерчаниновой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. С. 136–154.

Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра. М.: URSS, 2019. Т. 5: Театр художника. Мастера.

Брехт, Б. Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называемый «эффект отчуждения» / пер. Е. Эткинда // О театре / под ред. В. Н. Девекина. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. С. 143–162.

Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда // Консультативная психология и психотерапия. 1996. № 4 (1). С. 25–58.

Плат, Э. Ниспровержение субъекта у Лакана // ХОРА. 2009. № 3/4 (9/10). С. 93–108.

Рикёр, П. Живая метафора. Седьмой очерк: метафора и референция // Horizon. 2015. № 4 (1). С. 175–219.

Якобсон, Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 110–132.

Achim Freyer Stiftung [Электронный ресурс]. URL: https://youtube.com/channel/ UCTZnaru2Rmq50hvDkEgYJNQ (дата обращения: 17.01.2021).

Berg, K. (2008). Contemporary German scenography: surging images and spaces for action. Contemporary Theatre Review, 18, 6–19.

Freyer, A. (1992). Looking behind the mirror of appearances. An interview with Achim Freyer. In M. van Kerkhoven (Ed.), Theaterschrift II: The Written Space / Der Geschriebene Raum. Brussels: Kaaitheater, 88-101.

Freyer, A. (1993). «Ich mag die meisten Praktiken von Musiktheater nicht». Gespräch zwischen dem Bühnenbildner Achim Freyer und Manfred Wagner. Österreichische Musikzeitschrift, 48, 236–251.

Kara, E. (2015). The disruption of order: Achim Freyer’s scenography for opera. Theatre and Performance Design, 1(4), 298–320.

Neumann, S. (2007). Freyer-Theater (Vol. 3). Berlin: Alexander Verlag.

Zeppenfeld, I. (1998). Anti-illusionistische Spielräume. Die ästhetischen Konzepte des Surrealismus, Symbolismus und der abstrakten Kunst im Spiegel der Theaterarbeit Achim Freyers und Axel Mantheys. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.

References

Achim Freyer Stiftung [Achim Freyer foundation]. (n.d.). Retrieved from: https://youtube.com/channel/ UCTZnaru2Rmq50hvDkEgYJNQ (date of access: 17.01.2021).

Barthes, R. (2014). Predisloviye k knige Brekhta «Mamasha Kurazh i eye deti» (s fotografiyami Pika) [Preface to Brecht’s “Mother Courage and her children” (with pictures by Pic)]. In R. Barthes, Raboty o teatre [On theatre] (A. Bur’yak, Ed., M. Zerchaninova, Trans.). Moscow: Ad Marginem Press, 136–154.

Berezkin, V.I. (2019). Iskusstvo stsenografii mirovogo teatra. T. 5: Teatr khudozhnika. Mastera [The set design art of the world theatre] (Vol. 5: The artist’s theatre. Masters). Moscow: URSS.

Berg, K. (2008). Contemporary German scenography: surging images and spaces for action. Contemporary Theatre Review, 18, 6–19.

Brecht, B. (1960). Kratkoye opisaniye novoy tekhniki akterskoy igry, vyzyvayushchey tak nazyvayemyy “effekt otchuzhdeniya” [Short description of a new technique of acting which produces an alienation effect]. In B. Brecht, O teatre [On theatre] (E. Etkind, Trans., V. N. Devekin, Ed.). Moscow: Izdatel’stvo inostrannoy literatury, 143–162.

Freyer, A. (1992). Looking behind the mirror of appearances. An interview with Achim Freyer. In M. van Kerkhoven (Ed.), Theaterschrift II: The Written Space / Der Geschriebene Raum. Brussels: Kaaitheater, 88-101.

Freyer, A. (1993). «Ich mag die meisten Praktiken von Musiktheater nicht». Gespräch zwischen dem Bühnenbildner Achim Freyer und Manfred Wagner [“I don’t like most practices of musical theater”. Conversation between stage designer Achim Freyer and Manfred Wagner]. Österreichische Musikzeitschrift [Austrian music magazine], 48, 236–251.

Jacobson, R. (1990). Dva aspekta yazyka i dva tipa afaticheskikh narusheniy [Two aspects of language and two types of aphasic disturbances]. In R. Jacobson, Teoriya metafory [The theory of metaphor]. Moscow: Progress, 110–132.

Kara, E. (2015). The disruption of order: Achim Freyer’s scenography for opera. Theatre and Performance Design, 1 (4), 298–320.

Lacan, J. (1996) Instantsiya bukvy v bessoznatel’nom ili sud’ba razuma posle Freyda [The instance of the letter in the unconscious, or reason since Freud]. Konsul’tativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy], 4 (1), 25–58.

Neumann, S. (2007). Freyer-Theater (Vol. 3). Berlin: Alexander Verlag.

Pluth, E. (2009). Nisproverzheniye sub’yekta u Lakana [Lacan’s subversion of the subject]. HORA, 3/4 (9/10), 93–108.

Ricœur, P. (2015). Zhivaya metafora. Sed’moy ocherk: metafora i referentsiya [The rule of metaphor. Study 7. Metaphor and reference]. Horizon, 4 (1), 175–219.

Zeppenfeld, I. (1998). Anti-illusionistische Spielräume. Die ästhetischen Konzepte des Surrealismus, Symbolismus und der abstrakten Kunst im Spiegel der Theaterarbeit Achim Freyers und Axel Mantheys [Anti-illusionist leeway. The aesthetic concepts of surrealism, symbolism and abstract art in the mirror of Achim Freyer and Axel Manthey’s theatre work]. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Анна Александровна Сокольская


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.