Изображение на обложке

“CONFESSIO” СВЯТОГО ПАТРИКА И РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

Игорь Павлович Петровский

Аннотация


Статья фокусирует внимание на текстах Учителей и Отцов Церкви первых пяти веков христианской истории. Во многом благодаря духовному концепту «предстояния пред Вечностью» в среде христианских писателей возникает уникальный жанр литературной исповеди. В отличие от предыдущих и всех последующих исповедальных произведений основной мотив церковных авторов связан с размышлениями о несовершенстве жизненного пути человека и милосердном промысле Божием. Одним из примеров последней исповеди христианской Античности является “Confessio” святого Патрика. Просветитель Ирландии строит свой текст на лучших образцах жанра, одновременно решая апологетические задачи собственной биографии.

Ключевые слова: христианская исповедь, святой Патрик, канон, откровение.

DOI 10.23683/2415-8852-2017-2-17-39
 

 

Цитировать:

Петровский, И.П. “Confessio” Святого Патрика и раннехристианская исповедальная традиция // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 2. С. 17‒39.


Полный текст:

PDF

Литература


Альбрехт, М. фон. История римской литературы. Т. 3 М.: Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002–2005.

Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. C. 234–407.

Блаженный Августин. Исповедь // Богословские труды, 1978. Вып. 19. С. 71–264.

Григорий Богослов, святитель. Пять слов о богословии. Слово 30 // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Минск: Харвест, 2000.

Зюмтор, П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: Алетейя, 2002.

Киприан Карфагенский, святой. Письмо к Донату // Отцы и учители Церкви III века. Т. 2. М.: Либрис, 1996.

Краткая литературная энциклопедия. Том.3. Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Сов. Энцикл., 1966.

Патрик, святой. Исповедь // Союз Писателей. 2002. № 2. С. 95–107.

Сидоров, А.И. Св. Иустин философ и мученик // Сидоров, А.И. Курс патрологии. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.

Стеблин-Каменский, М.И. Заметки о становлении литературы (к истории художественного вымысла) // Проблемы сравнительной филологии. Сбор. ст. к 70-летию В.М. Жирмунского. М. – Л.: Наука, 1964.

Циркин, Ю.Б. Император Деций: попытка возрождения Рима // Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 8. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2009.

Энциклопедия читателя: Литературные, библейские, классические и исторические аллюзии, реминисценции, темы и сюжеты, мифологические и сказочные герои, литературные маски, персонажи и прототипы, реальные и вымышленные топонимы, краткие биографии и рекомендуемые библиографии / Под общей ред. Ф.А. Еремеева. – Т. 2: Е – К. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, ИД «Сократ», 2002.

Browne, G.F. (2016). The Christian church in these islands before the coming of Augustine. London, Society for promoting Christian Knowledge; New York, E. & J. B. Young & co.

Cuddon, J.A. (1991). A dictionary of literary terms and literary theory (3rd ed.). Oxford: Blackwell.

Doignon, J. (1971). Hilaire de Poitiers avant l’exil. Recherches sur la naissance, l’enseignement et l’épreuve d’une foi épiscopale en Gaule au milieu du IVe siècle. Ed. Études augustiniennes. Paris.

Dronke, P. (1981). St. Patrick’s reading. Cambridge Medieval Celtic Studies, 1, 21–38.

Fredouilleean, J-C. (1993). Les “Confessions” d’Augustin, autobiographie au présent.

L’invention de l’autobiographie: d’Hésiode à Saint Augustin. Actes du 2e Colloque de l’Équipe de recherche sur l’hellénisme post-classique. Ecole normale supérieure, 14-16 juin 1990. Paris.

Hanson, R.P.C. (1997). Saint Patrick: his origins and career. Oxford University Press academic monograph reprints.

Hanson, W.S. (1991). Agricola and the conquest of the north (2nd ed.). London: Batsford.

Hilaire de Poitiers. (1999). La Trinité (Vol. I). Paris: Cerf., collection «Sources chrétiennes». Hunter Blair, P. (1965). Roman Britain & early England 55 BC – 871 AD. London: Nelson.

Isetta, S. (2004). Latronibus duobus...duobus Arriis. L’inventio crucis nei Chronica di Sulpicio Severo. Ad contemplandam sapientiam: studi di filologia, letteratura, storia in memoria di Sandro Leanza, Soveria Mannelli, Rubbettino.

Kallistos Ware, metropolitan (1990). Praying with Orthodox tradition. Abingdon.

Kenney, J. F. (1979). The sources for the early history of Ireland: an introduction and guide (Vol. I): ecclesiastical, Records of Civilization: Sources and Studies 11. Dublin: Ed. Ó Táilliúir.

Magazzù, C. (1988). Dieci anni di studi su Paolino di Nola (1977–1987). Bollettino di studi latini, 18, 84-103.

Maraval, P. (1995). Petite vie de Saint Jérôme. Paris: Desclée de Brouwer.

McLuhan, E. (2001). “Ministerium seruitutis meae”: the metaphor and reality of slavery in Saint Patrick’s Epistola and Confessio. In J. Carey, H. Máire, & Pádraig Ó Riain (Eds.), Studies in Irish hagiography: saints and scholars. Dublin: Four Courts Press.

O’Loughlin, T. (2014). Saint Patrick: the man and his works. Kindle Edition.

Rives, J.B. (1999). The Decree of Decius and the Religion of Empire. Journal of Roman Studies, 89, 135–154.

Southern, P. (2001). The Roman Empire from Severus to Constantine. London, New York: Routledge.

Stock, В. (1996). Augustinus the Reader: meditation, self-knowledge, and the ethics of interpretation. Cambridge, MA and London: Belknap Press.

References

Aurelius Augustinus (1978). Confessions. Theological works, 19, 71–264.

Bakhtin, M.M. (1975). Formy vremeni i khronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike [Forms of time and of the chronotope in the novel. Notes toward a historical poetics]. In Bakhtin, M.M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 234–407.

Browne, G.F. (2016). The Christian church in these islands before the coming of Augustine. London, Society for promoting Christian Knowledge; New York, E. & J. B. Young & co.

Cuddon, J.A. (1991). A dictionary of literary terms and literary theory (3rd ed.). Oxford: Blackwell.

Doignon, J. (1971). Hilaire de Poitiers avant l’exil. Recherches sur la naissance, l’enseignement et l’épreuve d’une foi épiscopale en Gaule au milieu du IVe siècle. Ed. Études augustiniennes. Paris.

Dronke, P. (1981). St. Patrick’s reading. Cambridge Medieval Celtic Studies, 1, 21–38.

Eremeyev, F. A. (Ed.). (2002). Entsiklopediya chitatelya: Literaturnyye, bibleyskiye, klassicheskiye i istoricheskiye allyuzii, reministsentsii, temy i syuzhety, mifologicheskiye i skazochnyye geroi, literaturnyye maski, personazhi i prototipy, real’nyye i vymyshlennyye toponimy, kratkiye biografii i rekomenduyemyye bibliografii [Encyclopedia of the reader: literary, biblical, classical and historical allusions, memories, themes, and stories of mythological and fabulous heroes, literary masks, characters and prototypes, real and imaginary placenames, short biographies and recommended bibliography]. Ekaterinburg: Ural University Publ.

Fredouilleean, J-C. (1993). Les «Confessions» d’Augustin, autobiographie au présent. L’invention de l’autobiographie: d’Hésiode à Saint Augustin. Actes du 2e Colloque de l’Équipe de recherche sur l’hellénisme post-classique. Ecole normale supérieure, 14-16 juin 1990. Paris.

Grigoriy Bogoslov, Prelate. (2000). Pyat’ slov o bogoslovii. Slovo 30 [Five words about theology. Word 30]. Tvoreniya izhe vo svyatykh ottsa nashego Grigoriya Bogoslova, arkhiyepiskopa Konstantinopol’skogo [Works of our Holy father Gregory the Theologian, Archbishop of Constantinople]. Minsk: Kharvest.

Hanson, R.P.C. (1997). Saint Patrick: his origins and career. Oxford University Press academic monograph reprints.

Hanson, W.S. (1991). Agricola and the conquest of the north (2nd ed.). London: Batsford.

Hilaire de Poitiers. (1999). La Trinité (Vol. I). Paris: Cerf., collection «Sources chrétiennes».

Hunter Blair, P. (1965). Roman Britain & early England 55 BC – 871 AD. London: Nelson.

Isetta, S. (2004). Latronibus duobus...duobus Arriis. L’inventio crucis nei Chronica di Sulpicio Severo. Ad contemplandam sapientiam: studi di filologia, letteratura, storia in memoria di Sandro Leanza, Soveria Mannelli, Rubbettino.

Kallistos Ware, metropolitan (1990). Praying with Orthodox tradition. Abingdon.

Kenney, J. F. (1979). The sources for the early history of Ireland: an introduction and guide (Vol. I): ecclesiastical, Records of Civilization: Sources and Studies 11. Dublin: Ó Táilliúir.

Kiprian Karfagenskiy, Saint. (1996). Pis’mo k Donatu [A letter to Donat]. In Otsy i uchiteli Tserkvi III veka [Fathers and teachers of the Church of the III century.] (Vol. 2). Moscow: Libris.

Magazzù, C. (1988). Dieci anni di studi su Paolino di Nola (1977–1987). Bollettino di studi latini, 18, 84-103.

Maraval, P. (1995). Petite vie de Saint Jérôme. Paris: Desclée de Brouwer.

McLuhan, E. (2001). “Ministerium seruitutis meae”: the metaphor and reality of slavery in Saint Patrick’s Epistola and Confessio. In J. Carey, H. Máire, & Pádraig Ó Riain (Eds.), Studies in Irish hagiography: saints and scholars. Dublin: Four Courts Press.

O’Loughlin, T. (2014). Saint Patrick: the man and his works. Kindle Edition.

Rives, J.B. (1999). The Decree of Decius and the Religion of Empire. Journal of Roman Studies, 89, 135-154.

Saint Patrik. (2002). Ispoved’ [Confession]. Soyuz Pisateley, 2, 95-107.

Sidorov, A.I. (1994). Sv. Iustin filosof i muchenik [Saint Justin, the philosopher and martyr]. In A.I. Sidorov, Kurs patrologii [Course of Patrology]. Moscow: PSTBI Publ. Southern, P. (2001). The Roman Empire from Severus to Constantine. London, New York: Routledge. Steblin-Kamenskiy, M.I. (1964).

Zametki o stanovlenii literatury (k istorii khudozhestvennogo vymysla) [Notes on the development of literature (towards the history of fiction)]. Problemy sravnitel’noy filologii [Problems of comparative philology]. MoscowLeningrad: Nauka.

Stock, В. (1996). Augustinus the Reader: meditation, self-knowledge, and the ethics of interpretation. Cambridge, MA and London: Belknap Press.

Surkov, A.A. (Ed.). (1966). Kratkaya literaturnaya entsiklopediya [A brief literary encyclopedia] (Vol. 3) Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

Tsirkin, Yu.B. (2009). Imperator Detsiy: popytka vozrozhdeniya Rima [Emperor Decius: attempted revival of Rome]. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Research and publications on the history of the ancient world] (Vol. 8). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ. von Albrecht, M. (2002 – 2005). A history of Roman Literature (Vol. 3). Moscow: GrekoLatinskiy kabinet Yu.A. Shichalina.

Zyumtor, P. (2002). Opyt postroyeniya srednevekovoy poetiki [The experience of the construction of medieval poetics]. Saint Petersburg: Aleteyya.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Игорь Павлович Петровский


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.