От гибридных жанровых форм биографического романа до создания личных архивов в виртуальном формате, биографика переживает бум (Julia Novak) и становится красноречивым примером упразднения границ между фактом и вымыслом, приватным и публичным. С одной стороны, биографическое оказывается в сфере легитимации вымысла и субъективности, с другой – в противоположной ей сфере точных данных и формального отсутствия «выборки», риторики, нарративных стратегий. После долгого периода скептического отношения к биографике со стороны академического сообщества она вызывает все возрастающий интерес историков, филологов, исследователей медиа, антропологов, социологов, предпринимающих попытки сформировать само исследовательское поле (Hans Renders, Sidonie Smith and Julia Watson, Sigurdur Magnusson).От возгласов «К черту факты!» представителей Life Writing Congress 2019 до программных разработок микроисторических исследований (Carlo Ginzburg, Giovanni Levi, Malti Peltonen) дебаты вокруг самого феномена биографики подчеркивают крайнее разнообразие как материала, так и методов его исследования. Если исследования autofiction (Serge Dubrovsky) и biofiction (Michel Lackey) подчеркивают значение разных параметров конструирования «Я» на письме, то работы, связывающие биографику с культурным, социальным и историческим контекстами, часто обращаются к «биографическому мифу», роли издателей и критики, скандалов, акций, перформансов в биографическом буме эпохи селебрити. Возможен ли разговор об этике биографического, налагающей ограничения на вымысел? Почему отдельные персоны вызывают особое внимание создателей биографики? Не выступают ли биографические жанры формой адаптации, апроприации, литературной критики? И насколько применимы к биографике критерии художественного и эстетического? Редакция журнала заинтересована в публикации материалов, посвященных этим и другим аспектам проблемы биографики, среди которых:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация художественного текста новейшей литературы или книги нон-фикшн: интеллектуальной биографии, филологической и культурологической эссеистики и т.п.), могут быть не связаны с темой номера.
|