Культурное потребление занимает важное место в современной экономике, социологии, исследованиях культуры и медиа, но редко оказывается в центре внимания исследователей литературы. Российские исследователи чаще, чем западные, предпочитают обращаться к текстам, ассоциируемым с высокими эстетическими стандартами, и игнорируют жанровую литературу, весьма привлекательную как для широкой аудитории, так и для современной издательской индустрии. Начиная с 1990-х годов взгляд на потребление в духе Адорно и Бодрийяра, претерпел изменения: культурный продукт не обязательно несет в себе «заложенный» идеологический смысл, но может побуждать к сопротивлению, а сами потребители могут выступать создателями его новых значений. Отсюда и растущий интерес к процессам творческого потребления. Иными словами, книжной индустрии приходится предпринимать серьезные усилия, чтобы заставить потреблять массовую культуру, а современные разборчивые потребители – это все реже пассивные неучи, «нерациональные» культурные конформисты. Теоретики культурного потребления сегодня обсуждают множественные потребительские идентичности, инструменты и репертуар потребления, все, что позволяет ответить на вопрос о том, какие смыслы генерируются в процессе потребления и коммодификации. Какова современная культура потребления книжной продукции? Как на нее влияет конфигурация актуальной идеологической повестки, растущее разнообразие медийных ресурсов и платформ, разветвленность социальных контактов в культурном поле? Можно ли говорить о социальных моделях потребления книг в терминах «сообществ вкуса» или «констелляций потребления», позволяющих читателям обрести свою социальную и культурную идентичность, обозначить свои ценности? Особый интерес для рубрики «В фокусе» представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов потребления литературы и потребления в литературе: ● Жанровая литература и маркетинговые стратегии ● Роман как социальный и экономический феномен ● История и современные стратегии издательской индустрии ● Писатель и читательские сообщества в цифровую эпоху ● От библиофилии до фандома: книжная культура глазами потребителя ● Адаптация и трансмедийный сторителлинг как инструменты культуры потребления ● Журналистский капитал и феномен писателя-селебрити ● Каннибализация культуры ● Стратегии чтения и комментирования литературы ● «Культура литературного потребления»: регистры саморефлексии в литературе постмодернизма ● Потребление как выражение идентичности ● Еда и потребление как предмет изображения в художественной культуре Обращаем внимание, что материалы рубрик «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста) могут быть не связаны с темой номера. Руководство для авторов: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/about/submissions#authorGuidelines Материалы принимаются до 1 декабря 2022 года. Тексты присылать на адрес главного редактора Ольги Анатольевны Джумайло oadzhumaylo@sfedu.ru
|