Почему материальность тела важна для рецепции текста и его осмысления? Как ощущается движение, описанное в тексте? Междисциплинарные исследования в русле теории воплощения (embodiment studies, body-centered affective criticism), активно развивающиеся в последние десятилетия, фокусируют внимание на материальном теле и телесном опыте, запечатленном и выраженном в тексте, как на феноменах особого рода. Представители данного подхода (Steen, McAlvadge, Johnson, Terada, Kosofsky Sedgwick, Massumi, Brennan, Pfau, Goss и др.) рассматривают и то, как аффективность характеризует ситуацию внутри пространства текста, и то, какой аффективный процесс текст запускает в читателе. Все это естественным образом дополняет традиции исследований в русле феноменологии сознания, теории воображения и субъективности. Движение – одна из основных категорий подхода. Движение тела, действие аффекта – это всегда интеракция, взаимодействие, в том числе с читателем. Если чувство субъективно и предлагает нам внутренний опыт, а эмоции маркированы социальными отношениями, то аффект – состояние, возникающее только во взаимодействии (между персонажами; между текстом и читателем, зрителем, участником интеракции и пр.). Таким образом, предметом размышлений становятся: тело и опыт чувственных (аффективных) переживаний всего спектра; опыт философского осмысления телесного; ¾ движение (материального тела, взгляда), а также воспоминания о том, каково переживать то или иное состояние; ¾ взаимодействие тел как фактор событийности; ¾ разнообразие аффективных состояний, переживаемых при соприкосновении читателя (зрителя) с художественным объектом; ¾ трансфер телесного и ментального опыта, социальных, исторических, культурных идей и практик.
Особый интерес представляют тексты, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация художественного текста новейшей литературы), могут быть не связаны с темой номера.
|