Изображение на обложке

Нулевая степень мягкой игрушки: к истолкованию одного стихотворения Елены Шварц

Александр Викторович Марков

Аннотация


В статье рассмотрено стихотворение из первой машинописной книги Елены Шварц “Da bin ich Dichter / У человека шов проходит по гортани…”, не получившее удовлетворительной интерпретации в филологической науке. В этом стихотворении разноречивые символы, такие как игрушка, тьма, машина, флейта, выражают опыт поэта как пророка, освобождающегося от социальных связей. Обычно это стихотворение понимают как мифологизацию статуса поэта, который оказывается посредником между мирами, но статус такой мифологизации оказывается непроясненным. В статье предложена интерпретация стихотворения, исходящая из достижений постфеноменологии и вообще континентальной философии. В ней телесность сближается с собственными эффектами письменной речи, а присутствие Другого понимается как захватывающий аффект. Такие две стороны понимания телесности в постфеноменологии часто применяют к разнородным проблемам, но сведение сторон вместе и позволяет впервые проинтерпретировать стихотворение. Место стихотворения в книге позволяет утверждать, что в нем описан не опыт поэта, но опыт причисления к роду поэтов. Однако он отличается от инициации: в нем осуществляется не обычный путь посвящения, но парресия, смелая речь. Образы тела и органов получают непротиворечивое толкование внутри постфеноменологии, тогда как ключевой образ “мягкой игрушки” тоже оказывается связан не с функциями игрушек, но с мифологией пути и христианским концептом смиренного самопожертвования. Тем самым Елена Шварц изображает не столько зависимость поэта от безличных структур, сколько парресию поэта, своеобразный один сон на двоих вместе с тем, кому поэт может передать свою миссию в случае гибели.

Ключевые слова: Елена Шварц, телесность, советский андеграунд, религиозная поэзия, мистическая поэзия, близкое чтение

Для цитирования: Марков, А.В. Нулевая степень мягкой игрушки: к истолкованию одного стихотворения Елены Шварц // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2024. Т. 9. № 1. С. 40–51. DOI: 10.18522/2415-8852-20241-40-51

Полный текст:

PDF

Литература


Барковская, Н.В. Трансформация «петербургского текста» в «маленьких поэмах» Е. Шварц: (к проблеме соотношения модернизма и постмодернизма) // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2007. Вып. 10. С. 169–181.

Васякина, О., Оборин Л. Между строк: «Элегия на рентгеновский снимок моего черепа» Елены Шварц // Портал «Полка», 2023. 11 января [Электронный ресурс]. URL: https://polka.academy/materials/895 (дата обращения: 01.11.2023).

Горичева, Т.М. «Ткань сердца расстелю Спасителю под ноги…» [о поэзии Елены Шварц] // Грани, 1981. № 120. С. 198–214.

Лепехин, М.А. Поэтика изображения телесности в раннем творчестве Елены Шварц. Выпускная квалификационная работа, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www. hse.ru/edu/vkr/206754943 (дата обращения: 01.11.2023).

Плеханова, И.И. Русская поэзия рубежа XX–XXI веков. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2007.

Суханова, С.Ю. Интерпретация орфического сюжета в творчестве Елены Шварц // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 134–145.

Шварц, Е. Войско, Оркестр, Парк, Корабль. Четыре машинописных сборника / подготовка текстов А. Шеля, Н. Фаликова, П. Успенский, сост., ст., комм. А. Шеля, П. Успенский. М.: Common Place, 2018.

Штайн, О.А. Представление как визуальный аспект социальной коммуникации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4 (12). С. 29–34.

Штайн, О.А. По ту сторону лицевой и изнаночной // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. № 3. С. 254–259.

References

Barkovskaya, N.V. (2007). Transformatsiya “peterburgskogo teksta” v “malen’kikh poemakh” Ye. Shvarts: (k probleme sootnosheniya modernizma i postmodernizma) [Transformation of the “St. Petersburg text” in the “small poems” of E. Shvarts: (to the problem of the relationship between modernism and postmodernism)]. Ural’skiy Filologicheskiy Vestnik. Seriya: Russkaya Literatura XX–XXI Vekov: Napravleniya i Techeniya [Ural Philological Bulletin. Series: Russian Literature of the XX–XXI Centuries: Directions and Trends], 10, 169–181.

Goricheva, T.M. (1981). “Tkan’ serdtsa rasstelyu Spasitelyu pod nogi…” [“I spread the fabric of the heart under the Savior’s feet...”]. Grani, 120, 198–214.

Lepekhin, M.A. (2017). Poetika izobrazheniya telesnosti v rannem tvorchestve Yeleny Shvarts. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota. [Poetics of the depiction of physicality in the early works of Elena Schwartz. Bachelor Thesis]. Retrieved from: URL: https://www.hse.ru/edu/ vkr/206754943 (date of access: 11.01.2023).

Plekhanova, I.I. (2007). Russkaya poeziya rubezha 20–21 vekov [Russian poetry at the turn of the 20–21 centuries]. Irkutsk: Irkutsk State University.

Shtayn, O.A. (2009). Predstavleniye kak vizual’nyy aspekt sotsial’noy kommunikatsii [Representation as a visual aspect of social communication]. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedeniy. Povolzhskiy Region. Gumanitarnyye Nauki [University Proceedings. Volga region. Humanities], 4 (12), 29–34.

Shtayn, O.A. (2011). Po tu storonu litsevoy i iznanochnoy [Beyond the front and back]. Vestnik Russkoy Khristianskoy Gumanitarnoy Akademii [Bulletin of the Russian Christian Academy for Humanities], 12(3), 254–259.

Shvarts, Ye. (2018). Voysko, Orkestr, Park, Korabl’. Chetyre mashinopisnykh sbornika [Army, Orchestra, Park, Ship. Four typewritten collections] (A. Shelya, N. Falikova, & P. Uspenskiy, Eds.). Moscow: Common Place.

Sukhanova, S.Yu. (2019). Interpretatsiya orficheskogo syuzheta v tvorchestve Yeleny Shvarts [Interpretation of the orphic plot in the works of Elena Shvarts]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Kul’turologiya i Iskusstvovedeniye [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 35, 134–145.

Vasyakina, O., & Oborin L. (2023, January 11). Mezhdu strok: “Elegiya na rentgenovskiy snimok moyego cherepa” Yeleny Shvarts [Between the lines: “Elegy for an X-ray of my skull” by Elena Shvarts] Polka.academy. Retrieved from: URL: https://polka.academy/materials/895 (date of access: 11.01.2023).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Александр Викторович Марков


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.