Изображение на обложке

Эстетическая целостность рок-поэзии: о типах гармонизации стиха музыкой в креолизованном тексте (Веня Д’ркин, Илья Спрингсон)

Елена Ивановна Зейферт

Аннотация


Целью статьи является осмысление эстетической целостности поэтического текста рок-песни, который возник в результате взаимодействия с музыкой в процессе создания. При тесном взаимодействии музыки и стиха в процессе рождения песни происходит возвращение к древнему слитному состоянию лирики. Эстетика рассуждала об абстрактном влиянии музыки как вида искусства на литературу и конкретно на поэзию как тип художественной речи. Отсутствие эстетической целостности рок-текста нередко связывают с синтетической природой песни, в которую он входит, но автор статьи приводит и анализирует случаи, когда музыка обогащает текст рок-песни. В качестве типов гармонизации текста песни музыкой предлагаются риффовая поэзия (для обозначения поэтического текста или его сегмента, написанных под музыкальный рифф), и шлейф соло, когда на последних нотах музыкального соло исполнитель продолжает музыкальную тему поэтическим текстом. В этих случаях поэтический текст вдохновлен музыкой, при рождении наполнен ее энергией.
Взаимосвязь поэзии и музыки в произведениях Вени Д’ркина и Ильи Спрингсона, обстоятельно проанализированных в статье, свидетельствует об обогащении текста музыкой. «Нибелунг» Вени Д’ркина – органичное произведение с пластично взаимосвязанными пространственно-временной, субъектно-объектной, лексической, фонической, интонационно-синтаксической и другими системами. Рифф в этой песне рождает к жизни эстетически целостную лирическую композицию. Соло, исполняемое Спрингсоном на электрогитаре, обусловливает художественное своеобразие композиции «Я здесь». Узнаваемые приемы Спрингсона – лексические и грамматические сдвиги, неожиданные контексты, анафоры, синтаксические параллелизмы (нередко синтаксически подобные друг другу строфы), метафонические единицы ритма – в песне «Я здесь» соседствуют с другими яркими поэтическими находками (субъектно-объектные и хронотопические сдвиги).

Ключевые слова: эстетическая целостность, креолизованный текст, рок-песня, Веня Д’ркин, Илья Спрингсон

Для цитирования: Зейферт, Е.И. Эстетическая целостность рок-поэзии: о типах гармонизации стиха музыкой в креолизованном тексте (Веня Д’ркин, Илья Спрингсон) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2024. Т.9. №1. С. 66–86. DOI: 10.18522/2415-8852-2024-1-66-86

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеева, Н.А. Музыкальный компонент как составляющая креолизированного текста песни // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 1. № 2. С. 180–187.

Байгазиев, Д.Т. Песенный дискурс как креолизованный текст // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 27 (69). С. 79–82.

Векшин, Г.В. Метафония в звуковом повторе (к поэтической морфологии слова) // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 229–250.

Веретнов, А.С., Подрезова, Н.Н. Традиции русской рок-поэзии в творчестве Вени Д’ркина // Вестник Иркутского университета. 2012. № 15. С. 324–326. Выготский, Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Гавриков, В.А. Жизнь и творчество Вени Д’ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / под ред. М.Б. Ворошиловой, Ю.В. Доманского, А.П. Чудинова, А.Н. Ярко. Вып. 10. Екатеринбург; Тверь: Уральск. гос. пед. ун-т., 2008. С. 174–182.

Гервер, Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001.

Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Данченкова, Н.Ю. Бард-рок и поэтика сказки: певец-сказочник Веня Д’ркин // III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7 февраля 2014 г.): Сб. науч. ст. В 5 тт. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития / сост. В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова; ред. А.В. Лобанова. М., 2019. С. 312–331.

Доманский, Ю.В. Рок-поэзия: филологический ракурс. М.: Intrada, 2015.

Д’ркин, В. Интервью в Старом Осколе 15.07.96, 1996а / ДрДом [Электронный ресурс]. URL: https://drdom.info/press/intervyuv-starom-oskole/ (дата обращения: 12.03.2023).

Д’ркин, В. Нибелунг. Фрагмент записи квартирника в Старом Осколе, 1996 б. // [Электронный ресурс]. URL: https://www. youtube.com/watch?v=vIGF-sTBsHU&ab_cha nnel=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D 0%B5%D0%B9 (дата обращения 01.03.2023).

Зейферт, Е.И. Марк Болан: физиология языка рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Доманского, Е.Э. Никитиной, О.Э. Никитиной. Вып. 22. Екатеринбург; Тверь: Уральск. гос. пед. ун-т., 2022а. C. 238–250.

Зейферт, Е.И. Рок-музыканты с потенциалом (и реализацией) дара поэта // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Доманского, Е.Э. Никитиной, О.Э. Никитиной. Спецвыпуск. Полвека без Джима Моррисона. Вып. 22. Екатеринбург; Тверь: Уральск. гос. пед. ун-т., 2022б. С. 103– 111.

Креолизованный текст: Смысловое восприятие. Коллективная монография / отв. ред. И.В. Вашунина. Ред. колл.: Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев. М.: Институт языкознания РАН, 2020.

Магомедова, Д.М. Концепция «музыки» в мировоззрении и творчестве А. Блока: дисс. … к. филол. наук. М., 1975.

Махов, А.Е. «Музыкальное» как литературоведческая проблема // Наука о литературе в XX веке: (История, методология, литературный процесс). 2001. № 1. С. 131–143.

Махов, А.Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики: дисс. … д. филол. н. М., 2007.

Меркушов, С.Ф. Эстетика абсурда в творчестве Вени Д’ркина (на примере текстов «Молодой пожарный», «Золотоглазый Коперник», «День Победы») // Русская рокпоэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Доманского, Е.Э. Никитиной, О.Э. Никитиной. Вып. 20. Екатеринбург; Тверь: Уральск. гос. пед. ун-т., 2020. С. 174– 183.

Сидорова, А.П., Якимов, А.Б. «Веня, зачем нам поезд?»: диалог текстов (песня Вени Д’ркина «Бубука» и поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки») // Русская рокпоэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / под ред. М.Б. Ворошиловой, Ю.В. Доманского, А.П. Чудинова, А.Н. Ярко. Вып. 10. Екатеринбург; Тверь: Уральск. гос. пед. ун-т., 2008. С. 182–191.

Симановская, Н.Н. Иноязычные заимствования в песнях Вени Д’ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. / под ред. М.Б. Ворошиловой, Ю.В. Доманского, Т.Н. Кижеватовой, Е.Э. Никитиной, О.Э. Никитиной. Вып. 14. Екатеринбург; Тверь: Уральск. гос. пед. ун-т., 2013. С. 260– 264.

Спрингсон, И. Красота, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www. youtube.com/watch?v=y-XdKtZ2tMk&ab_ channel=SPRINGSON (дата обращения: 03.02.2022).

Спрингсон, И. Пьянь, 2021а [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GsddHgoFMTs&ab_ channel=elenaseifert (дата обращения: 07.01.2022).

Спрингсон, И. Русская народная печаль, 2021б [Электронный ресурс]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=BcX41HANmQ E&list=PLjazrMidGpWyp7e4b0TnxpU3oFm AaXl37&index=7&ab_channel=SPRINGSON (дата обращения: 05.04.2023).

Спрингсон, И. Я здесь, 2021в [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=h2gw3rXsU8k&list=PLjazrMidGp Wyp7e4b0TnxpU3oFmAaXl37&index=5& ab_channel=SPRINGSON (дата обращения: 02.01.2022).

Топоров, В.Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009.

Deep Purple. Smoke on the Water. (2009). Retro Rock. Retrieved from: https://www. youtube.com/watch?v=zUwEIt9ez7M&ab_ channel=RetroRock (date of access: 04.04.2023).

Langer, S. (1953). Feeling and form: a theory of art developed from philosophy in a new key. Lоndon: Routledge and Kegan Paul.

Megadeth - Hangar 18. (2010). Megadeth. Retrieved from: https://www.youtube.com/ watch?v=rUGIocJK9Tc (date of access: 20.04.2023).

Megadeth. Tornado of Souls. (2011). MegaHermansen. Retrieved from: https://www. youtube.com/watch?v=Lcm9qqo_qB0&ab_ channel=MegaHermansen (date of access: 17.04.2023).

References

Alekseyeva, N.A. (2012). Muzykal’nyy komponent kak sostavlyayushchaya kreolizirovannogo teksta pesni [The musical component as a component of the creolized text of the song]. Vestnik Leningradskogo Gosudarstvennogo Universiteta im. A.S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University journal], 1(2), 180–187.

Baygaziyev, D.T. (2016). Pesennyy diskurs kak kreolizovannyy tekst [Song discourse as a creolized text]. Problemy Sovremennoy Nauki i Obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education], 27 (69), 79–82.

Danchenkova, N.Yu. (2019). Bard-rok i poetika skazki: pevets-skazochnik Venya D’rkin [Bard rock and fairy tale poetics: singer-storyteller Venya D’rkin]. In A.V. Lobanova (Ed.), Vserossiyskiy kongress fol’kloristov. Sbornik nauchnykh statey [All-Russian congress of folklorists. Collection of articles] (Vol. 4), 312–331.

Deep Purple. Smoke on the Water. (2009). Retro Rock. Retrieved from: https://www. youtube.com/watch?v=zUwEIt9ez7M&ab_ channel=RetroRock (date of access: 04.04.2023).

Domanskiy, Yu.V. (2015). Rok-poeziya: filologicheskiy rakurs [Rock poetry: a philological perspective]. Moskow: Intrada.

D’rkin, V. (1996a). Interv’yu v Starom Oskole 15.07.96 [Interview in Stary Oskol 15.07.96]. Drdom. Retrieved from: https://drdom.info/ press/intervyu-v-starom-oskole/ (date of access: 12.03.2023).

D’rkin, V (1996b). Nibelung. Retrieved from: URL: https://www.youtube.com/watch?v=vIGFsTBsHU&ab_channel=%D0%A1%D0%B5%D1 %80%D0%B3%D0%B5%D0%B9 (date of access: 01.03.2023).

Gavrikov, V.A. (2008). Zhizn’ i tvorchestvo Veni D’rkina [Life and work of Venya D’rkin]. In M.B. Voroshilova, Yu.V. Domanskiy, A.P. Chudinov, & A.N. Yarko (Eds.), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst: sbornik nauchnykh trudov [Russian rock poetry: text and context: a collection of scientific papers]. Tver’, Yekaterinburg: Ural’skiy Gosudarstvennyy Pedagogicheskiy Universitet, 10, 174–182.

Gerver, L.L. (2001). Muzyka i muzykal’naya mifologiya v tvorchestve russkikh poetov (pervyye dostizheniya XX veka) [Music and musical mythology in the works of Russian poets (the first decades of the 20th century)]. Moscow: Indrik.

Girshman, M.M. (2002). Literaturnoye proizvedeniye: teoriya khudozhestvennoy tselostnosti [Literary work: the theory of artistic integrity]. Donetsk National University. Moskow: Yazyki slavyanskoy kul’tury.

Langer, S. (1953). Feeling and form: a theory of art developed from philosophy in a new key. Lоndon: Routledge and Kegan Paul.

Magomedova, D.M. (1975). Kontseptsiya “muzyki” v mirovozzrenii i tvorchestve A. Bloka [The concept of “music” in the worldview and work of A. Blok] (Doctoral Dissertation, Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow).

Makhov, A.Ye. (2001). “Muzykal’noye” kak literaturovedcheskaya problema [“Musical” as a literary problem]. Nauka o Literature XX Veka (Istoriya, Metodologiya, Literaturnyy Protsess) [The Science of Literature of the Twentieth Century (History, Methodology, Literary Process)], 1, 131–143.

Makhov, A.Ye. (2007). Sistema ponyatiy i terminov muzykal’nykh proizvedeniy v istorii poetiki [System of concepts and terms of musicology in the history of European poetics]. (Doctoral Dissertation, Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow).

Megadeth - Hangar 18. (2010). Megadeth. Retrieved from: https://www.youtube.com/ watch?v=rUGIocJK9Tc (date of access: 20.04.2023).

Megadeth. Tornado of Souls. (2011). MegaHermansen. Retrieved from: https://www. youtube.com/watch?v=Lcm9qqo_qB0&ab_ channel=MegaHermansen (date of access: 17.04.2023).

Merkushov, S.F. (2020). Estetika absurda v tvorchestve Veni D’rkina (na primere tekstov “Molodoy pozharnyy”, “Zolotoglazyy Kopernik”, “Den’ Pobedy”) [Aesthetics of the absurd in the work of Venya D’rkin (on the example of the texts “Young Fireman”, “Goldeyed Copernicus”, “Victory Day”)]. In Yu.V. Domanskiy, E.E. Nikitina, & O.E. Nikitina (Eds.), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst: sbornik nauchnykh trudov [Russian rock poetry: text and context: a collection of scientific papers]. Yekaterinburg, Tver’: Ural’skiy Gosudarstvennyy Pedagogicheskiy Universitet, 20, 174–183.

Sidorova, A.P., & Yakimov A.B. (2008). “Venya, zachem nam poyezd?”: dialog tekstov (pesnya Veni D’rkina “Bubuka” i poema Ven. Yerofeyeva “Moskva-Petushki”) [“Venya, why do we need a train?”: a dialogue of texts (Venya D’rkin’s song “Bubuk” and Ven. Erofeev’s poem “Moscow-Petushki”)]. In M.B. Voroshilova, Yu.V. Domanskiy, A.P. Chudinov, & A.N. Yarko (Eds.), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst: sbornik nauchnykh trudov [Russian rock poetry: text and context: a collection of scientific papers]. Yekaterinburg, Tver’: Ural’skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 10, 182–191.

Simanovskaya, N.N. (2013). Inoyazychnyye zaimstvovaniya v pesnyakh Veni D’rkina [Foreign borrowings in the songs of Venya D’rkin]. In M.B. Voroshilova, Yu.V. Domanskiy, T.N. Kizhevatova, E.E. Nikitina, & O.E. Nikitina (Eds.), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian rock poetry: text and context]. Yekaterinburg, Tver’: Ural’skiy Gosudarstvennyy Pedagogicheskiy Universitet, 14, 260–264.

Springson, I. (2017). Krasota [Beauty]. Retrieved from: https://www.youtube. com/watch?v=y-XdKtZ2tMk&ab_channel=SPRINGSON (date of access: 03.02.2022).

Springson, I. (2021a). Pjan’ [Drunk]. Retrieved from: https://www.youtube.com/ watch?v=GsddHgoFMTs&ab_channel=elenaseifert (date of access: 07.01.2022).

Springson, I. (2021b) Russkaya narodnaya pechal’ [Russian folk sadness]. Retrieved from: https://www.youtube.com/watch?v=BcX41HANmQE&list=PLjazrMidGpWyp7e4b0TnxpU3oFmAaXl37&index=7&ab_channel=SPRINGSON (date of access: 05.04.2023).

Springson, I. (2021c). YA zdes’ [I’m here]. Retrieved from: https://www.youtube.com/ watch?v=h2gw3rXsU8k&list=PLjazrMidGpWyp7e4b0TnxpU3oFmAaXl37&index=5&ab_channel=SPRINGSON (date of access: 02.01.2022).

Toporov, V.N. (2009). Peterburgskiy tekst [Petersburg text]. Moscow: Nauka.

Vashunina, I.V. (Ed.) (2020). Kreolizovannyy tekst: smyslovoye vospriyatiye [Creolized text: semantic perception]. Moscow: Institut Yazykoznaniya Rossiyskoy Akademii Nauk.

Vekshin, G.V. (2008). Metafoniya v zvukovom povtore (k poeticheskoy morfologii slova) [Metaphony in sound repetition (to the poetic morphology of the word)]. Novoye Literaturnoye Obozreniye [New Literary Observer], 90, 229–250.

Veretnov, A.S., & Podrezova N.N. (2012). Traditsii russkoy rok-poezii v tvorchestve Veni D’rkina [Traditions of Russian rock poetry in the work of Venya D’rkin]. Vestnik Irkutskogo Universiteta [Bulletin of Irkutsk University], 15, 324–326.

Vygotskiy, L.S. (1998). Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Rostov-on-Don: Phenix.

Zeyfert, Ye.I. (2022a). Mark Bolan: fiziologiya yazyka rok-poezii [Marc Bolan: physiology of the language of rock poetry]. In Yu.V. Domanskiy, E.E. Nikitina, & O.E. Nikitina (Eds.), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst: sbornik nauchnykh trudov [Russian rock poetry: text and context: a collection of scientific papers]. Yekaterinburg, Tver’: Ural’skiy Gosudarstvennyy Pedagogicheskiy Universitet, 22, 238–250.

Zeyfert, Ye.I. (2022b). Rok-muzykanty s potentsialom (i realizatsiyey) dara poeta [Rock musicians with the potential (and realization) of the gift of the poet]. In Yu.V. Domanskiy, E.E. Nikitina, & O.E. Nikitina (Eds.), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst: sbornik nauchnykh trudov. Spetsvypusk. Polveka bez Dzhima Morrisona [Russian rock poetry: text and context. Special issue. Half a century without Jim Morrison]. Yekaterinburg, Tver’: Ural’skiy Gosudarstvennyy Pedagogicheskiy Universitet, 22, 103–111.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Елена Ивановна Зейферт


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.